Введение. Философия не только является интеллектуальной рефлексией над мироустройством в различных его проявлениях, но и сама требует осмысления своей сути, состояний и функций. Автор не претендует на фундаментальное исследование сущностных параметров философии, однако считает возможным представить свой ракурс взгляда на философию, исходя из личного исследовательского и преподавательского опыта.
Содержание. В статье обозначаются и рассматриваются три модуса существования философии. Во всех случаях имеют место операции мышления, рационально (с помощью ра- зума), обобщающие идеи и образы, возникающие в любых сферах познания человеком мира и себя в этом мире. При этом каждый модус обладает своей спецификой.
Первый модус – философия как форма общественного сознания. Философия открывает и удерживает внеличностные смыслы, помогает выразить языком упорядоченного разума пре- дельные значения факторов человеческого бытия. В этом плане можно говорить об общественном статусе философии, как формы самосознания социального целого. Второй модус – философия как вид профессиональной умственной деятельности. В качестве направлений профессиональной деятельности философов автор указывает следующие: формулировка целостного миропонимания, упорядочивание и систематизация представлений о различных фрагментах бытия, подбор наиболее точного содержания для обобщающих понятий и высказываний, ориентация научных направлений познания на выяснение фундаментальных причин изучаемых процессов и явлений, выявление так называемых предельных смыслов отношения к миру. Третий модус – обыденное философствование. Оно свидетельствует о наличии у людей уже на уровне повседневного будничного мировосприятия потребности и способности к преодолению зависимости от частных событий (нередко очень болезненных или тревожащих) посредством взгляда на ситуацию в целом, увязывания происходящего с общим состоянием своего бытия. Здесь имеет место стремление к упорядочиванию и связности единичных и общих представлений, на основе чего возникает целостно-обобщающее понимание.
Выводы. Поскольку мир динамичен, то и его философское осмысление не может быть статичным. Поэтому предметность философских знаний требует постоянного уточнения (от- сюда и возникновение всё новых направлений философии). При этом, философия, «питая» свою мысль материалом конкретных наук, постоянно выходит за пределы эмпирического содержания предмета, разрабатываемого этими науками. Философия выводит результаты частных научных достижений и открытий в область их мировоззренческого значения.
Смирнов Михаил Юрьевичдоктор социологических наук, профессор
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
mirsnov@yandex.ru
1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2020. – 592 с.
2. Варава В В., Слепокуров А. А. Философствование как особенность русской мысли // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2015. – No 4. – С. 89–98.
3. Гарпушкин В. Е. Философия как любовь к мудрости // Социально-гуманитарные знания. – 2017. – No 2. – С. 59–64.
4. Канке В. А. Основы философии. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. М.: Университетская книга; Логос, 2008. – 288 c.
5. Каткарт Т., Клейнс Д. Как-то раз Платон зашёл в бар... Понимание философии через шутки. 4-е изд. / пер. с англ. Е. Милицкой. – М.: Альпина нон-фикшн, 2017. – 236 с.
6. Ненашев М. И. Антропный принцип и проблема наблюдателя // Вопросы философии. – 2012. – No 4. – С. 64–74.
7. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. От Романтизма до наших дней / пер. с ит. С. А. Мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997. – 880 с.
8. Семенков В. Е. Философское знание: модусы производства и признания. – СПб.: Алетейя, 2011. – 222 с.
9. Спиркин А. Г. Основы философии: учебное пособие. – М.: Политиздат, 1988. – 592 с.
10. Seifi S. Glossary // The story of philosophy: from Antiquity to the Present / transl. from German / ed.-in-chief P. Delius. Potsdam: Ullmann, 2013. – pp. 112–119.