Интегративный подход к изучению особенностей субъективного переживания одиночества у обучающихся общеобразовательных учреждений с различными типами саморегуляции в подростково-юношеском возрасте

Авторы:
Белов Василий Васильевич,Редина Анна Викторовна,

DOI:
-

Полный текст381,97 КБ

Введение. В статье представлена новая исследовательская позиция к изучению особенностей субъективного переживания одиночества у обучающихся с различными типами саморегуляции в подростковом и раннем юношеском возрасте. Синтез научных знаний в рамках интегративного подхода на современном этапе развития психологической науки позволяет увидеть и спрогнозировать возможные варианты
индивидуального развития, в том числе переживания одиночества в процессе субъектной регуляции.
Материалы и методы. Использованы методы теоретического исследования: теоретический анализ, моделирование.
Результаты исследования. Интеграция основных методологических подходов и концепций позволила выстроить поливариантную модель самодетерминации субъективного переживания одиночества в процессе развития личности как открытой нелинейной самоорганизующейся системы в зависимости от типов субъектной регуляции.
Обсуждение и выводы. Доказана конструктивность интегративного подхода для исследования феномена одиночества в психологии. Интегративный подход позволяет системно и многоаспектно через множественность интерпретаций подойти кизучению особенностей субъективного переживания одиночества у обучающихся с различными типами саморегуляции в подростковом и раннем юношеском возрасте.

Белов Василий Васильевич
доктор психологических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected].

Редина Анна Викторовна
-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 160 с.
2. Аверин В.А. Интегративный подход и принципы психологии развития человека // Психология человека в образовании. 2019. Т.1. № 3. С. 240–248.
3. Белов В.В. Концепция личности в акмеологии лидерства: системно-эволюционный подход // Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2017. № 4. C. 43–57.
4. Белов В.В. Системно-эволюционный и культурно-исторический подходы к исследованию развития личности // Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности: методология, теория и практика: сб. материалов всерос. науч. конф. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2018. С. 16–20.
5. Бьюдженталь Д. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии / пер. с англ. А.Б. Фенько. М.: Класс, 1998. 336 с.
6. Дергачева О.Е. Позитивная психология самодетерминации: теория каузальных ориентаций Э. Деси и Р. Райна // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 608 с.
7. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е. Саморегуляция в норме и патологии // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 2. С. 122–132.
8. Козлов В. Движение за развитие человеческого потенциала. Ярославль, 2004. 169 с.
9. Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 22–34.
10. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. 256 с.
11. Конопкин О.А Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 5–12.
12. Конопкин О.А., Моросанова В.И. Структурно-функциональный подход к исследованию саморегуляции произвольной активности человека // Московская психологическая школа: история и современность / под общ. ред. В.В. Рубцова. М.:
Психологический ин-т РАО, Моск. городской психолого-пед. ун-т, 2004. Т. 1. Кн. 1: Фундаментальные проблемы общей психологии / отв. ред. Н.И. Чуприкова, И.В. РавичЩербо. С. 421–431.
13. Корчагина С.Г. Генезис, виды и проявления одиночества: моногр. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 196 с.
14. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М., 1997. С. 156–175.
15. Леонтьев Д.А. Синергетика и личность: к неравновесной персонологии // Методология и история психологии. 2018. № 3. С. 96–104.
16. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / под общ. ред. Г. А. Балла и др.; [пер. с англ. Г. А. Балл, А. П. Попогребский]. М.: Смысл, 1999. 423 с.
17. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. Т. Гутман, Н. Мухина. СПб.: Питер СПб. Серия: Мастера психологии. – 3-е изд., 2013. 352 с.
18. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Моск. ун-та: Серия: 14. Психология. 2010. № 1. С. 36–45.
19. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М.: Наука, 2001. 191 с.
20. Моросанова В.И. Плахотникова И.В. Личностная саморегуляция: пути развития в юношеском возрасте // Вестник Российского Гуманитарного Фонда. 2004. № 4 (37). С. 96–104.
21. Моросанова В.И. Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. М.: Психологический ин-т РАН, 2007. 214 с.
22. Мэй Р. Смысл тревоги / пер. с англ. М.И. Завалова и А.И. Сабуриной. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 384 с.
23. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5–19.
24. Осницкий А.К. Роль осознанной саморегуляции в учебной деятельности подростков, обучающихся в классах КРО // Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 42–51.
25. Панферов В.Н., Безгодова С.А., Васильева С.В., Гусева Ю.Е., Микляева А.В. Структурная модель психической организации в контексте интегративного подхода к психологии человека // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2018. № 187.С. 30–39, с. 31
26. Перлз Ф. Теория гештальттерапии. М.: Институт общегуманитарных исслед, 2004. 384 с.
27. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. 432 с.
28. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: моногр. – Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. 565 с.
29. Психология саморегуляции в XXI веке / отв. ред. В.И. Моросанова. СПб.; М.: Нестор-История, 2011. 468 с.
30. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / пер. с англ. М. Злотник. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 414 с.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Серия: Мастера психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
32. Стахнева Л.А. Подходы к пониманию предмета современной психологии в контексте постнеклассического типа рациональности // Учен. зап. Орловского гос. унта. Серия: социальные и гуманитарные науки. 2013. №2 (52). С. 372–375.
33. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. / пер. с англ. и нем.; общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
34. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. 406 с.
35. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика учение о взаимодействии. М.; Ижевск: Ин-т компьютерных исслед, 2003. 320 с.
36. Ялом И. Когда Ницше плакал / пер. с англ. М. Будыниной. М.: Эксмо-Пресс, 2005. 416 с.

Ключевые слова:
интегративный подход, одиночество, саморегуляция, подростковый и ранний юношеский возраст, синергетика, самодетерминация, самоорганизация, самоактуализация, системно-эволюционная концепция

Для цитирования:
Белов В.В., Редина А.В. Интегративный подход к изучению особенностей субъективного переживания одиночества у обучающихся общеобразовательных учреждений с различными типами саморегуляции в подростково-юношеском возрасте // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 4. С. 235–258

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина