Введение. Эффективные методы управления, модернизация деятельности коммерческих организаций, совершенствование управленческого кадрового состава, а также запрос общества на высокий профессионализм выражаются в ожидании от топ-менеджеров стремления к саморазвитию, эффективному использованию внутреннего потенциала, сформированных акмеологических резервов, гибкости, адаптивности к изменяющимся условиям, умения находить нестандартные решения управленческих задач, творчества и новизны в подходе к управлению людьми, процессами и организацией. Одним из важнейших требований к личности топ-менеджера является умение управлять самим собой. Деятельность менеджеров коммерческих организаций – это освоение новых технологий, алгоритмов решения профессиональных задач, принятие управленческих решений, раскрытие личностного потенциала, развитие личностноделовых качеств и т.д. Всё это обусловливает потребность в развитии аутопсихологической компетентности личности топ-менеджера.
Состояние проблемы исследования определило, что в настоящий момент обучение специалистов в сфере менеджмента не направлено на развитие рефлексивных навыков. Результатом этого является недостаток развития аутопсихологической компетентности, что приводит к низкому уровню эффективности управления персоналом, процессами и организацией в целом. Одна из причин кроется в недостаточной изученности феномена «аутопсихологическая компетентность». В частности, возникает необходимость в выявлении, изучении и систематизации акмеологических инвариантов аутопсихологической компетентности.
Материалы и методы. В качестве основного теоретического подхода в исследовании был применен общенаучный метод моделирования, также использовался принцип идеализации, с помощью которых мы предприняли попытку создать идеальную описательную модель аутопсихологической компетентности топ-менеджеров коммерческих организаций. Также нами был использован контент-анализ для количественной оценки научных текстов с целью выделения содержательных компонентов аутопсихологической компетентности. Для разработки описательной модели аутопсихологической компетентности топменеджеров были проанализированы и обобщены тексты научных трудов современных акмеологов и психологов с целью выявления инвариантных структурных элементов аутопсихологической компетентности.
Результаты исследования. При разработке идеальной описательной модели нами был проведен психологический и акмеологический анализ проблемы акмеологических особенностей аутопсихологической компетентности топ-менеджеров. Были выявлены следующие акмеологические особенности аутопсихологической компетентности топ-менеджеров коммерческих организаций: рефлексия, позитивное отношение
к себе и окружающему миру, высокий уровень субъективного контроля, профессиональное саморазвитие, профессионально-психологическое здоровье, стрессоустойчивость, высокий уровень интеллекта, локус контроля и т.д.
Обсуждение и выводы. Нами доказано, что аутопсихологическая компетентность, являющаяся одним из важнейших факторов актуализации потенциала личности в процессе развития акме, обусловливающая взаимосвязь феноменов акмеологии и психологии, где раскрываются проблемы личностного и профессионального роста руководителей, состоит из двух основных блоков – самопознание и самосозидание.
Белов Василий Васильевичдоктор психологических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
vasvasbelov@yandex.ru.
Привалова Елена Петровна-
Северо-Западный Институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
e.privalova@list.ru
1. Астапенко Е. В. Аутопсихологическая компетентность как субъективно-акмеологическая детерминанта эффективности профессиональной деятельности менеджера // Российский психологический журнал. 2011. Вып. 8. № 2. С. 33–36.
2. Белов В.В. Акмеологический подход к формированию лидеров организации для инновационной экономики // Экономика и управление. № 6 (38). 2008. С. 70–74.
3. Белов В.В. Подходы к исследованию духовно-нравственного развития личности и воспитания созидающего организационного лидера: акмеологическая концепция: сб. материалов второй всерос. науч.-практ. конф. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2019. №3. С. 9–13.
4. Белов В.В. Проблема организационного лидерства: акмеологический подход // Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 5. № 1. С. 40–50.
5. Белов В.В. Акмеологический подход к исследованию личности лидера организации // Психология XXI века. Теория и практика современной психологии: материалы XI междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. 2016. С. 106–109.
6. Едронова В.Н., Овчаров А.О. Система методов в научных исследованиях // Экономический анализ: теория и практика. 2013. №10 (313).
7. Жуина Д.В. Психолого-акмеологическая модель карьерной направленности
личности // Фундаментальные исследования. 2014. № 5. Ч. 2. С. 393–397.
8. Иванова Е.М. Субъектно-деятельностная концепция профессионального труда Е. А. Климова и ее научно-практическая ценность // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. №2.
9. Катаева Л.И. Акмеологические детерминанты профессионального самоопределения субъекта труда // Акмеология. 2013. №1 (45). М.: Роспечать. 2013. С. 61-65.
10. Конышев В. А. Эффективность менеджера успех деятельности предприятия // Вестник ОГУ. 2012. №2 (138).
11. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа. 1990. 119 с.
12. Круглов О. А. Предпосылки регуляции аутопсихологических акме-функций преодоления реакций в стрессовых ситуациях // Акмеология. 2013. №1 (45). М.: Роспечать. 2013. С. 113–118.
13. Никулушкин В.В. Акмеологические компетенции менеджера [Электронный ресурс] http://thsp.ru/issues/issue0511/051129.htm
14. Привалова Е.П. Проблема профессионально-психологического здоровья личности менеджеров: акмеологический подход // ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2019. №3. С. 80–82.
15. Почтарева Е. Ю. Ценностно-смысловая компонента в психологической структуре педагогической деятельности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. №3 (28).
16. Софьина В.Н. Системный подход к анализу структуры профессиональной компетентности выпускника вуза // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. №128.
17. Степнова Л.А., Алмагестова М.Т. Акмеологические технологии личностнопрофессионального развития руководителей высшего управленческого звена // Акмеология. 2013. №1 (45). М.: Роспечать. 2013. С. 21–26.
18. Sharit J., Salvendi G. Occupational stress: Review and reappraisal // Human Factors, V.24. №2. рр.129–162.