Проблема психологической совместимости и сработанности: теория и практика

Авторы:
Губин Владимир Алексеевич,Петрук Сергей Александрович,

DOI:
-

Полный текст358,81 КБ

Введение. Необходимость подбора и расстановки личного состава, комплектования малых групп, экипажей, команд, потребовало тщательного изучения таких психологических феноменов как: совместимость, сработанность, сплоченность участников взаимодействия. Особое место в системе понятий психологии малых групп и коллективов занимают «совместимость и сработанность».
Совместимость вытекает из общности целевых установок, отношений к деятельности, межличностных предпочтений, доверия друг к другу, чувства коллективизма, симпатий, внимания и поддержки.
Сработанность есть согласованность в работе между ее участниками. В этом определении существенными являются два признака: согласованность и работа. Согласие определяется как единомыслие, общность точек зрения, единодушие и дружеские отношения. Как пример можно привести семейное согласие.
Материалы и методы. Применительно к данному исследованию использовались два варианта реализации системного подхода – системно-структурный и системно-функциональный. Традиция первого подхода связана с Л.С. Выготским, второго – с А.А. Ухтомским и П.К. Анохиным. Разделение системного подхода на два варианта достаточно условно, так как провести четкую границу между ними очень
трудно. В ходе исследования были использованы следующие методы: анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности, социометрический метод, методы математической статистики.
Результаты исследования. По результатам социометрической методики были выявлены взаимные выборы курсантов, обучающихся по гуманитарной специальности, определена структура психологических факторов, включающих индивидуально-психологические характеристики. С этой целью был применен факторный анализ.
Обсуждение и заключения. В ходе исследования было выявлено пять факторов: 1 – «эмоционального поведения», 2 – «отношение к окружающим», 3 – «тип отношения к окружающим», 4 – «открытость», 5 – «общительность», включающие индивидуально-психологические характеристики курсантов, обучающихся по гуманитарной специальности, которые оказывают доминирующие влияние на сработанность и
совместимость военнослужащих в процессе учебно-профессиональной деятельности.

Губин Владимир Алексеевич
доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
mrgoobin@yandex.ru

Петрук Сергей Александрович
-
Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова
Санкт-Петербург, Российская Федерация
mr.sergey.petruk@gmail.com

1. Губин В.А., Петрук С.А. Прогнозирование успешности деятельности малых групп на основе психологической совместимости ее членов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 3 (50). С. 21–25.
2. Губин В.А., Петрук С.А. Психологические характеристики курсантов гуманитарной специальности, военного ВУЗа, имеющих и не имеющих взаимных выборов в воинском коллективе // Вестник Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2012. июль-сентябрь. № 3 (55). С. 171–174.
3. Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. М., 2009. 128 с.
4. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007.
5. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / пер. с англ. А. Боковикова. М.: Академический Проект, 2010. 384 с.
6. Обозов Н.Н. Совместимости и срабатываемость людей. СПб.: Облик, 2000. 212 с.
7. Платонов К.К. Общие проблемы теории групп и коллективов // в кн.: Коллектив и личность. М., 1975. 117 с.

Ключевые слова:
психологическая совместимость, сработанность, диады, взаимные выборы, индивидуально-психологические характеристики, учебная и служебная деятельность, курсанты военно-морского института

Для цитирования:
Губин В.А., Петрук С.А. Проблема психологической совместимости и сработанности: теория и практика // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 4. С. 153–164

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина