Формирование профессиональной компетенции в области кибербезопасности у будущих учителей информатики

Авторы:
Нечай Александр Анатольевич,

DOI:
-

Полный текст309,80 КБ

Цель исследования – рассмотреть особенности проблематики, связанной с необходимостью повышения квалификации и формирования профессиональной компетенции учителей информатики в области кибербезопасности. В статье показана актуальность освоения учителями информатики новой компетенции ввиду выполнения ими на рабочих местах нештатных обязанностей специалиста по кибербезопасности. Представлены исследования угроз, которым подвержены современные образовательные организации, проведен анализ возможностей кибератак.
Все это позволяет сделать вывод, что информационная безопасность образовательных организаций достигается не только применением средств защиты информации, она также зависит от квалификации специалистов в области кибербезопасности, которые должны учесть все факторы для обнаружения и пресечения высокотехнологичных целенаправленных атак.
Научная новизна исследования заключается в анализе киберугроз и формировании на основе полученных данных требований к профессиональной компетенции учителя информатики.
Делается вывод, что приобретение учителями информатики профессиональных знаний в области кибербезопасности это необходимое и важное
условие существования безопасного образовательного процесса в учебных заведениях, в которых исполняет свои должностные обязанности данная категория лиц.

Нечай Александр Анатольевич
кандидат педагогических наук
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
webexpromt@mail.ru

1. Борисов А.А., Краснов С.А., Нечай А.А. Технология блокчейн и проблемы ее применения в различных информационных системах // Вестник Российского нового ун-та. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. 2018. № 2. С. 63–67.
2. Горбачев А.В. Модель формирования профессиональных компетенций будущего учителя информатики // Проблемы совр. пед. образования. 2016. № 53-3. С. 146–152.
3. Котиков П.Е., Нечай А.А. Решение проблемы управления параллельным выполнением транзакций в распределенных базах данных для устранения опасной противоречивости // Вестник Российского нового ун-та. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. 2015. № 2. С. 62–64.
4. Котиков П.Е., Нечай А.А. Репликация данных между серверами баз данных в среде геоинформационных систем // Вестник Российского нового ун-та. 2015. № 9. С. 88–91.
5. Нечай А.А. Формирование безопасной информационной среды // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2019. № 4 (25). С. 43-44.
6. Нечай А.А., Копьев А.И. Метод управляемого распределения ресурсов между ядрами процессора // Вестник Российского нового ун-та. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. 2018. № 2. С. 101–106.
7. Нечай А.А., Котиков П.Е. Актуальные проблемы защиты информации в современных автоматических телефонных станциях // Вестник Российского нового унта. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. 2015. № 2. С. 65–69.
8. Нечай А.А., Котиков П.Е. Методика комплексной защиты данных, передаваемых и хранимых на различных носителях информации // Вестник Российского нового ун-та. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. 2015. № 1. С. 92–95.
9. Нечай А.А., Котиков П.Е. Методика повышения надежности функционирования систем, организованных на перепрограммируемых элементах // Вестник Российского нового ун-та. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. 2016. № 1–2. С. 87–89.
10. Новиков А.Н., Нечай А.А., Малахов А.В. О подходе к обоснованию рациональной номенклатуры эталонной базы измерительных комплексов на основе нечетких моделей // Вестник Российского нового ун-та. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. 2017. № 1. С. 72–79.
11. Новиков А.Н., Нечай А.А., Малахов А.В. Математическая модель обоснования вариантов реконфигурации распределенной автоматизированной контрольно-измерительной системы // Вестник Российского нового ун-та. Серия: Сложные системы:
модели, анализ и управление. 2016. № 1–2. С. 56–59.
12. Рихтер Т.В. Использование интерактивных методов обучения при формировании профессиональных компетенций педагогов по обеспечению кибербезопасности подрастающего поколения // Активные и интерактивные методы обучения в естественно-математическом образовании: колл. моногр. Соликамск, 2018. С. 13–21.
13. Родионов М.А., Акимова И.В., Губанова О.М. Формирование предметной составляющей профессиональной компетенции учителя информатики // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2017. № 2 (64). С. 129–139.
14. Свинарчук А.А., Нечай А.А. Использование квантовых вычислений при выборе управленческого решения // Вестник Российского нового ун-та. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. 2018. № 2. С. 31–36.
15. Чусавитин М.О., Чусавитина Г.Н. Модель методики формирования у будущего учителя информатики компетенции в области обеспечения информационной безопасности // Новые информационные технологии в образовании: материалы VII междунар. науч.-практ. конф. Российский гос. проф.-пед. ун-т. 2014. С. 527–531.
16. Шаймарданов А.М., Нечай А.А., Лепехин С.В. Математическая модель систем автоматического управления с широтно-импульсной модуляцией // Вестник Российского нового ун-та. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. 2019. № 2. C. 27–39.
17. Широбоков В.В., Нечай А.А. Алгоритм планирования энергосберегающей параллельной обработки информации с учетом информационной важности и времени поступления задач // Вестник Российского нового ун-та. 2017. № 1. С. 88–93.

Ключевые слова:
кибербезопасность, кибератака, компетенция в области кибербезопасности, учитель информатики, формирование компетенции кибербезопасности

Для цитирования:
Нечай А.А. Формирование профессиональной компетенции в области кибербезопасности у будущих учителей информатики // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 1. С. 114–124.

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина