Профессиональное образование и профессиональное обучение спортсменов: проблемы и пути решения

Авторы:
Малышев Алексей Иванович,

DOI:
-

Полный текст358,28 КБ

Введение. В статье рассматривается проблема организации профессионального образования и профессионального обучения спортсменов, завершивших карьеру, параллельного развития спортивной и профессиональной карьеры действующих спортсменов, а также сочетания спортивной подготовки с получением образования в области физической культуры и спорта. Представлен материал, который знакомит с программой «Athlete 365 Career+» МОК для содействия переходу от спортивной к профессиональной карьере, с учетом опыта реализации проекта «Dual career» в государствах-членах ЕС. Опыт построения профессиональной карьеры после ухода из спорта на национальном уровне представлен на примере проекта «Athlete career education program» Олимпийского и паралимпийского комитетов США. Отдельное место в статье занимает исследование вопроса организации подготовки спортивного резерва без отрыва от образовательного процесса в Российской Федерации.
Материал и методы. В настоящем исследовании применялся ретроспективный анализ нормативно-правовых актов органов государственной власти в области образования, физической культуры и спорта, корпоративных актов и двусторонних договоров субъектов спорта и профессионального образования, а также контент-анализ материалов информационного и методического характера, периодической печати и
интернет-ресурсов, праксиметрический метод.
Результаты исследования. Исследование показало, что спортсмены на протяжении спортивной карьеры не имеют возможностей для получения полноценного образования и подготовки к будущей профессиональной деятельности. После завершения спортивной карьеры большинство из них испытывают существенные трудности в процессе социальной и профессиональной адаптации. Решение данных
проблем видится в оптимизации процесса параллельного развития спортивной и профессиональной карьеры путём гармоничного сочетания спортивной подготовки и образования, спортивной подготовки и занятости в профессиональной деятельности.
Среди мероприятий для реализации данного подхода широко применяется социально-психологическое сопровождение спортсменов на протяжении спортивной карьеры и в период после её завершения, разработка стратегии развития профессионального роста, предоставление образовательных грантов для получения высшего образования. Решение проблемы занятости осуществляется при помощи организации курсов, тренингов и online-семинаров для профессионального обучения спортсменов, создания виртуальной образовательной среды, позволяющей реализовать модель дистанционного обучения. Отдельным направлением в этой работе является поиск потенциальных работодателей для спортсменов, завершивших спортивную карьеру, а также помощь действующим спортсменам в трудоустройстве
на условиях неполного рабочего дня для получения возможности совмещать работу со спортивной подготовкой.
Обсуждение и выводы. Инициативы гармоничного сочетания спортивной подготовки и образования действующих спортсменов и занятости спортсменов, завершивших карьеру, можно условно разделить на две группы. Первую группу составляют
программы, которые разработаны и реализуются в рамках общественно-государственного партнёрства. Ко второй группе следует отнести инициативы государственных органов власти, в частности, в области образования и спорта. В Российской
Федерации подобный опыт существует с 70–80-х годов прошлого столетия. В настоящее время интеграция спортивной подготовки и получения образования ведется в системе профессиональных образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, находящихся в ведении Министерства спорта РФ и органов управления в области физической культуры и спорта субъектов РФ. Следует констатировать, что в большинстве стран, являющихся членами международного олимпийского движения, институционализация инициатив профессионального образования и обучения спортсменов находится в стадии становления

Малышев Алексей Иванович
кандидат педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Благинин А. А., Бар Н. С., Шихвердиев С. Н. Исследование психологической адаптации спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2015. № 2. С. 64–76.
2. Коваленко Н. Проблемы спортсменов, связанные с их социальной самоидентификацией, трудностями в получении полноценного образования и необходимостью адаптации к обычной жизни после окончания спортивной карьеры // Наука в олимпийском спорте. №4. 2015. С. 74–87.
3. Мирошниченко А. В. Завершение спортивной карьеры и прекращение трудовых отношений как основание возникновения социального риска // Закон и право. 2019. № 5. С. 86–92.
4. Платонов В. Специальные принципы в системе подготовки спортсменов // Наука в олимпийском спорте. №2. 2014. С. 8–19.
5. Платонов В., Павленко Ю., Томашевский В. Система олимпийской подготовки спортсменов в Норвегии // Наука в олимпийском спорте. №4. 2019. С. 73–83.

Ключевые слова:
спортсмен, спортивная карьера, профессиональная карьера, двойная карьера, профессиональное самоопределение, профессиональное образование, профессиональное обучение, образовательная программа

Для цитирования:
Малышев А.И. Профессиональное образование и профессиональное обучение спортсменов: проблемы и пути решения // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 4. С. 93–113.

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина