Введение. В ряде современных исследований доказано, что семейные факторы наряду с эмоционально-личностными особенностями родителей и детей, биологическими предикторами, факторами стресса психотравмирующих ситуаций вносят вклад в возникновение тревожных расстройств в детском возрасте. Актуальность исследования эмоциональных нарушений в детском возрасте определяется увеличением распространенности этих клинических проявлений среди нервно-психических расстройств детского возраста. Цель представляемой работы состояла в выявлении значения эмоционального компонента детско-родительских отношений в формировании тревожной симптоматики у детей с 7–13 лет с тревожными расстройствами для определения мишеней психологической работы с данными детьми.
Материалы и методы. Группа исследования была представлена детьми в возрасте 7–9 лет и 10–13 с диагнозами: тревожно-фобическое расстройство (F40.0 – «Агорафобия», F40.1 – «Социальная фобия», F40.2 – «Изолированное фобическое расстройство», F40.8 – «Другие тревожно-фобические расстройства», F40.9 – «Фобическое тревожное расстройство, неуточненное»), проходивших лечение в ЦВЛ «Детская психиатрия» (Санкт-Петербург). Основным методом получения материала были экспериментально-психологические и клинико-психологические методы. Статистическая обработка проводилась в SPSS 21.0, достоверность различий определялась по критерию Манна-Уитни, взаимосвязи выявлялись корреляционным анализом Пирсона.
1. Для исследования особенностей эмоционального компонента детско-родительских отношений использовались методики: «Семейная социограмма»1, Опросник
FACES-3 (Д.Х. Олсона), Цветовой тест отношений (ЦТО) М. Эткинда, структурированное интервью.
2. Для исследования особенностей эмоционально-личностной сферы детей с
тревожными расстройствами, симптомов тревожности и страхов применялись: методика МЦВ (М. Люшера), Цветовой Тест Отношений, «Индивидуально-типологический
детский опросник» (Собчик Л.Н.), Интегративный Тест Тревожности (ИТТ) (в старшей
группе), методика МОДТ (многомерный опросник детской тревожности), опросник Захарова «29 Страхов», рисуночные проективные методики «несуществующее животное», «рисунок страха», «дом-дерево-человек».
Результаты исследования. Актуальное эмоциональное состояние детей обеих групп характеризовалось наличием высокого эмоционального напряжения, наличием длительных конфликтов, неблагополучия, отраженных в эмоциональной сфере (средний показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО). Результаты изучения эмоциональных отношений в семьях детей с тревожными расстройствами
показали рассогласование в 90 % случаев представлений о внутрисемейных отношениях у детей и родителей (методика «Семейная социограмма»). В 60 % случаев в структуре семьи присутствуют прародители (дедушки, бабушки, другие родственники), более значимые для семьи, чем ребенок. В 35 % случаев прародитель занимает доминирующую позицию в структуре семьи. Ребенок в 80 % случаев
эмоционально дистанцирован от родителей.
Семейная «социограмма» ребенка значимо отличается от представлений родителя о положении ребенка в семейной системе. Дети выделяют себя малозначимыми
(в 30 % – не присутствуют в социограмме), эмоционально отделенными от родителей. В социограммах детей с тревожными расстройствами отражены недифференцированность семейных связей, дефицит эмоциональных отношений (значительное количество животных, посторонних людей, дальних родственников, обозначаемых членами семьи). Родители детей, другие члены семьи более значимы, важны, доминантны по сравнению с ребенком.
Обсуждение и заключения. Результаты показывают достоверные различия в
оценке гармоничности эмоциональных отношений в семье у детей с тревожными расстройствами и их родителей. Изучение эмоциональных отношений в семьях детей с тревожными расстройствами выявило в 90 % случаев расхождение в оценке характера внутрисемейных отношений между родителями и детьми. Родители детей с тревожными расстройствами в 70 % случаев не связывают заболевание ребенка с
проблемами в эмоциональных отношениях в семье. В исследовании выявлена взаимосвязь нарушений в эмоциональном компоненте детско-родительских отношений с высоким уровнем тревожной симптоматики у детей с ТР.
Результаты исследования позволяют выделить коррекцию эмоционального компонента детско-родительских отношений в данных семьях, как одну из целей психологической работы. Формирование гармоничных эмоциональных отношений между
матерью и ребенком, снижение уровня ее тревожности, влияния родительской тревожности на ребенка может рассматриваться как один из начальных этапов психологической коррекции нарушений у детей с тревожными расстройствами.
Фесенко Юрий Анатольевичдоктор медицинских наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
yaf1960@mail.ru
Бычковский Дмитрий Алексеевич-
Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
DmitryAB1976@gmail.com
1. Бебчук М.А., Рихмаер Е.А. Практическая психодиагностика семьи. М.: Бионика, 2012. 148 с.
2. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. СПб.: КАРО, 2006. 671 с.
3. Малкова Е.Е. Возрастная динамика проявлений тревожности у школьников // Вопросы психологии. 2009. № 4. С. 24–32.
4. Dacey J. S., Mack M. D., Fiore L. B. Your Anxious Child. UK, 2016. pp. 242.
5. Generalized Anxiety Disorder in Younger and Older Children: Implications for Learning and School Functioning Matthew / Jarrett A. et all. New York, 2014. pp. 483-524.
6. Jongerden L., Simon E. Factors Associated with the Referral of Anxious Children to Mental Health Care: The Influence of Family Functioning, Parenting, Parental Anxiety and Child Impairment. International Journal of Methods in Psychiatric Research Int. J. Methods Psychiatr. Res., 2015. 24(1). pp. 46–57.
7. Kessler R.C., Andrews G., Colpe L.J. et all. Short screening scales to monitor population prevalences and trends in non-specific psychological distress. Psychol Med., 2002. Aug; 32(6). pp. 959–976.
8. LoBue V., P?rez-Edgar K., Buss K.A. «Handbook of Emotional Development» Switzerland, 2019. 836 p.
9. Mash E. J., Wolfe D. A. Abnormal Child Psychology, Sixth Edition. Boston, 2016. 626 p.
10. Monga S., Benoit D. «Assessing and Treating Anxiety Disorders in Young Children the Taming Sneaky Fears Program». Toronto, 2018. 222 p.
11. Muris P. Normal and abnormal fear and anxiety in children and adolescents. SanDiego, 2007. 400 p.
12. Muris P., Field A. The ‘‘normal’’ development of fear. In W. K. Silverman & A. P. Field (Eds.), Anxiety disorders in children and adolescents. Cambridge: Cambridge University Press, 2011. pp. 76–89.
13. Wendy K. Silverman, Andy P. Field Anxiety Disorders in Children and Adolescents. Cambridge, 2011. 384 p.