Формы графического представления информации как фактор эффективности обучения студентов с нарушениями по слуху

Авторы:
Пономаренко Екатерина Петровна,Красавина Юлия Витальевна,Жуйкова Ольга Викторовна,Серебрякова Юлия Вадимовна,

DOI:
-

Полный текст329,45 КБ

Введение. Визуализация информации является неотъемлемым компонентом учебного процесса в инклюзивном образовании. Исследование, направленное на определение особенностей восприятия информации, студентами с нарушениями слуха в зависимости от ее формы, обусловлено противоречием между необходимостью визуализировать знания для данной категории обучающихся и отсутствием методических инструкций по их графической организации. Эффективное представление учебного материала, которое не сводится к созданию электронных презентаций и представляет собой один из способов совершенствования дидактических средств, будет способствовать активизации познавательной деятельности студентов.
Материалы и методы. В ходе исследования было проведено два эксперимента. Первый эксперимент, реализуемый в электронном виде в системе Moodle, заключался в том, что студентам были предоставлены данные пяти опросов в разных графических формах. По каждому опросу студентам предлагалось ответить на 15 вопросов, которые предполагали понимание и интерпретацию результатов распределения ответов. Аналогичный эксперимент был проведен с использованием материала на английском языке. Второй эксперимент заключался в использовании различных форм представления информации для объяснения разницы между неопределенным и определенным артиклями в английском языке. Студентов попросили проранжировать карточки с разными видами представления информации от
наиболее понятного к наименее понятному, а также сделать тест по теме.
Результаты исследования. В ходе проведенного исследования было выявлено, что при работе со студентами с нарушениями слуха текстовая информация должна сопровождаться графическими иллюстрациями. Иллюстративные материалы должны содержать минимальное количество слов, достаточных для понимания изображаемой информации, а также сопровождаться разъяснениями изучаемого феномена со стороны преподавателя. Для более качественного усвоения рекомендуется использоваться комбинацию графических средств изображения информации.
Обсуждение и заключение. При обучении глухих и слабослышащих студентов в университете необходимо визуализировать информацию с применением графических форм, таких как рисунки, графики и диаграммы, с целью облегчения ее восприятия. На данный момент установлено, что нет статистически подтвержденного различия в эффективности представления данных при помощи различных видов диаграмм.

Пономаренко Екатерина Петровна
-
Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
Ижевск, Российская Федерация
catpep@mail.ru

Красавина Юлия Витальевна
кандидат педагогических наук, доцент
Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
Ижевск, Российская Федерация
juliadamask@yandex.ru

Жуйкова Ольга Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент
Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
Ижевск, Российская Федерация
zhuykovaolga2012@mail.ru

Серебрякова Юлия Вадимовна
кандидат культурологии, доцент
Ижевский юридический институт, филиал ВГУЮ (РПА Минюста России)
Ижевск, Российская Федерация
julia_serebro@mail.ru

1. Андреева С.Д., Стариченко Б.Е. Использование скринкастинга в преподавании информатики лицам с ОВЗ по слуху // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. 2018. №.3. С. 151–156.
2. Арнхейм Р.В. В защиту визуального мышления // Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. 352 с.
3. Арнхейм Р.В. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 393 с.
4. Бразговка О.В., Микова О.П. Визуальное представление информации // Решетневские чтения. 2014. №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnoe-predstavlenieinformatsii (дата обращения: 15.09.2020).
5. Воронцова Л. Л. Проблемы обучения глухих и слабослышащих студентов на творческих дисциплинах // Науч. тр. ЦНИИ русского жестового языка. Вып. 1 (июль). 2019. С. 169–177. URL: http://journal.jest.su/index.php/sw/article/view/35 (дата обращения: 21.09.2020).
6. Гиль Л.Б. Структурирование учебной информации в процессе обучения математике студентов технического вуза // Современные наукоемкие технологии. 2007. №7. С. 65. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=25176 (дата обращения: 17.09.2020).
7. Годлевская Е.В., Лихолетов В.В. Стратификация графической формы представления технической информации по степени абстрактности // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2013. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stratifikatsiya-graficheskoy-formy-predstavleniyatehnicheskoy-informatsii-po-stepeni-abstraktnosti (дата обращения: 17.09.2020).
8. Горлицына О.А. Визуализация знаний как условие повышения качества графического образования студентов педагогических вузов // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, май 2013 г.). Т. 0. Санкт-Петербург: Реноме. 2013. С. 149–151. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3781/ (дата обращения: 17.09.2020).
9. Грегори Р.Л. Разумный глаз. М.: Мир, 1972. 216 с.
10. Дочкин С.А., Мичурина Е.С. Технологии визуализации знаний как необходимый аспект подготовки преподавателей университета // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. №3 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-vizualizatsii-znaniy-kak-neobhodimyy-aspektpodgotovki-prepodavateley-universiteta (дата обращения: 17.09.2020).
11. Ефименко С.М., Мокрецова Л.О., Самсонов Б. В. Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров с нарушениями слуха: моногр. // Науч. тр. Ин-та непрерывного проф. образования. № 7. Монографические исследования. М.: Изд.-во Ин-та непрерывного проф. Образования. 2016. С. 491–533.
12. Магалашвили В.В., Бодров В.Н. Ориентированная на цели визуализация знаний // ОТО. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/orientirovannaya-na-tselivizualizatsiya-znaniy (дата обращения: 17.09.2020).
13. Манько Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности // Известия АлтГУ. 2009. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnaya-vizualizatsiya-didakticheskih-obektov-vaktivizatsii-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 17.09.2020).
14. Михеенкова Е.С., Смирнова В И. Визуализация теоретического материала для слабослышащих студентов на примере разверток в курсе инженерной графики // Международный науч.-исслед. журн. 2020. №4(94). Ч.1. С. 31–35. URL: https://researchjournal.org/technical/vizualizaciya-teoreticheskogo-materiala-dlya-slaboslyshashhixstudentov-na-primere-razvertok-v-kurse-inzhenernoj-grafiki/ (дата обращения: 17.09.2020).
15. Орешкина О.А., Гуров А.А. Особенности обучения химии студентов с нарушениями слуха – субъектов адаптированных профессиональных основных образовательных программ бакалавриата в МГТУ им. Н.Э. Баумана // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=27966 (дата обращения: 21.09.2020).
16. Пономаренко Е.П., Красавина Ю.В., Жуйкова О.В., Серебрякова Ю.В. Исследование особенностей интеллектуальных и когнитивных процессов студентов с нарушением слуха в техническом вузе // Педагогический ИМИДЖ. 2019. № 4 (45). С. 664–675.
17. Clark R., Nguyen F., & Sweller J. (2006). Efficiency in Learning. Evidence-based Guidelines to Manage Cognitive Load. San Francisco: Pfeiffer.
18. Guri-Rozenblit S. The interrelations between diagrammatic representations and verbal explanations in learning from social science texts. Instr Sci 17, P. 219–234 (1988). https://doi.org/10.1007/BF00048342
19. Hittleman D. (1985). A picture is worth a thousand words…if you know the words. Childhood Education, 62(1), P. 32-36.
20. Robinson D. (2002). Spatial Text Adjuncts and Learning. Educational Psychology Review, Vol. 14, No. 1, March 2002, 14(1), 1-3.
21. Schnotz W. (1993). Some Remarks On The Commentary On The Relation Of Dual Coding And Mental Models In Graphics Comprehension. Learning and Instruction, 3. P. 247–249.

Ключевые слова:
инклюзивное обучение, студенты с нарушением слуха, графическое представление информации, визуализация знаний

Для цитирования:
Пономаренко Е.П., Красавина Ю.В., Жуйкова О.В., Серебрякова Ю.В. Формы графического представления информации как фактор эффективности обучения студентов с нарушениями по слуху // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 4. С. 60–74

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина