Профессиональное образование лиц с нарушением слуха: истоки, традиции, перспективы

Авторы:
Пенин Геннадий Николаевич,Красильникова Ольга Александровна,Люкина Анна Сергеевна,Пшеничнова Елизавета Эдуардовна,

DOI:
-

Полный текст328,94 КБ

Введение. В статье рассматриваются историко-педагогические аспекты профессионального образования глухих и слабослышащих в условиях образовательных организаций разного уровня: от учреждений начального профессионального обучения до подготовки в вузах.
Материалы и методы. Основным методом изучения выступает сравнительно-исторический подход, это связано с тем, что объектом исследования является профессиональное образование неслышащих на разных этапах его развития.
Результаты исследования. На разных исторических этапах обучение лиц с нарушением слуха осуществлялось в специальных образовательных учреждениях: техникумах, училищах, во Всероссийском обществе глухих, в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Многоаспектный анализ литературы свидетельствует, что лица с нарушением слуха способны осваивать различные доступные
для них профессии с дальнейшим трудоустройством. В частности, определены конкретные профессии и специальности, предпочтительные для этого контингента, среди них наиболее перспективные и доступные: столяр, слесарь-инструментальщик, радиомонтажник, электромонтажник, изолировщик, полиграфист, швея, бухгалтер, художник-модельер, топограф, портной, механик по ремонту ЭВМ, специалист по ремонту телевизоров, оператор станков. Существует широкий круг современных профессиональных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку неслышащих по
востребованным специальностям. В статье подробно рассматриваются возможности обучения глухих и слабослышащих перспективным и востребованным на рынке труда профессиям.
Обсуждение и заключения. Совершенствование системы профессионального
образования лиц с нарушением слуха осуществляется в условиях непрерывных общественно-экономических и социально-культурных преобразований, происходящих в
стране; появления новых производств, усложнения существующих технико-технологических процессов; внедрения цифровых технологий. Развиваются формы и методы профессиональной подготовки глухих и слабослышащих, нормативно-законодательная база специального образования. Расширяются возможности инвалидов по слуху в получении перспективных профессий в учреждениях инклюзивного типа разного
уровня. В то же время качественное профессиональное образование предусматривает высокий уровень общеобразовательной и речевой подготовки неслышащих. В настоящее время она решает не только вопросы насыщения рынка труда высококвалифицированными кадрами специалистов, но и проблемы создания условий для постоянного профессионального роста и развития личности.

Пенин Геннадий Николаевич
доктор педагогических наук, профессор
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
surdofcp@gmail.com

Красильникова Ольга Александровна
доктор педагогических наук, доцент
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ekoryukina@yandex.ru

Люкина Анна Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ana-lukina@mail.ru

Пшеничнова Елизавета Эдуардовна
-
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
epshenichnova@herzen.spb.ru

1. Белявский Б.В., Госпорьян А.С., Новикова М.А. Состояние и задачи профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации. М.: МАДИ (ГТУ), 2006. 145 с.
2. Гозова А.П. Профессионально-трудовое обучение глухих школьников. М.: Просвещение, 1966. 132 с.
3. Гозова А.П. Особенности профессионального обучения глухих. Л., 1975. 63 с.
4. Ерёмина О.П. Особенности интегрированного профессионально-технического обучения лиц с нарушением слуха в системе непрерывной подготовки кадров (колледж – университет): моногр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. 145 с.
5. Кантор В.З., Никитина М.И., Пенин Г.Н. Политехнические и социокультурные основы педагогической реабилитации лиц с нарушениями сенсорного развития: моногр. СПб.: Союз, 2000. 238 с.
6. Патканова Н.К. Об идеальной постановке дела для обучения глухонемых // Второй съезд деятелей по обучению, воспитанию и призрению глухонемых. СПб., 1904. С. 13–27.
7. Птушкин Г.С. и др. Опыт и перспективы организации реабилитационно-образовательного процесса в Институте социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета. Новосибирск, 2000.
8. Социально-профессиональная реабилитация неслышащих студентов как фактор их интеграции в общество: материалы науч.-практ. конф. СПб.: Павел, 2015. 128 с.
9. Станевский А.Г. и др. Интегрированное профессиональное образование инвалидов по слуху в МГТУ им. Н.Э. Баумана: сб. науч. тр. М., 2000.
10. Членов Е.В. Глухонемые и их обучение в Западной Европе и в России. М., 1897. 118 с.
11. Aferdita A., Stankovska G. Attitudes of Teachers towards Inclusive Education // IOSR Journal of Humanities and Social Science. 2019. Vol. 24 (7). P. 78–84. DOI: http://dx.doi.org/10.9790/0837-2407017884
12. AkramKhayatzadeh-Mahani, Krystle Wittevrongel, David B. Nicholas & Jennifer D. Zwicker. Prioritizing barriers and solutions to improve employment for persons with developmental disabilities. DisabilityandRehabilitation, 2019, DOI: 10.1080/09638288.2019.1570356
13. Amor A. M., Hagiwara M., Shogren, K. A., Thompson J. R., Verdugo M. ?., Burke K. M., Aguayo V. International perspectives and trends in research on inclusive education: A systematic review // International Journal of Inclusive Education. 2019. Vol. 23(12). P. 1277–1295. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13603116.2018.1445304
14. Molina V. M., Rodriguez H. P., Aguilar N. M., Fern?ndez A. C., Mori?a A. The role of lecturers and inclusive education // Journal of Research in Special Educational Needs. 2016. Vol. 16 (s1). P. 1046–1049.
15. Nilsen S. Inside but still on the outside? Teachers’ experiences with the inclusion of pupils with special educational needs in general education // International Journal of Inclusive Education. 2018. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13603116.2018.1503348
16. Pino-Juste M., Criadodel Rey J. Teacher motivation: Bibliometric and content analysis// International Journal of Educational Organization and Leadership. 2016. Vol. 23 (1). P. 25–36. DOI: https://doi.org/10.18848/2329-1656/CGP/v23i01/25-36
17. Strnadov? I., H?jkov? V., Kv?to?ov? L. Voices of University Students with Disabilities: Inclusive Education on the Tertiary Level – A Reality or a Distant Dream? // International Journal of Inclusive Education. 2015. Vol. 19 (10). Р. 1080–1095.
18. Tristani L., Tomasone J., Gainforth H., Bassett-Gunter R. Taking Steps to Inclusion: A Content Analysis of a Resource Aimed to Support Teachers in Delivering Inclusive Physical Education // International Journal of Disability, Development and Education. 2019. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1034912X.2019.1662890
19. Uzunboylu H., ?zcan D. Teaching methods used in special education: A content analysis study // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2019. Vol. 7 (2). P. 99–107. DOI: http://dx.doi.org/10.5937/IJCRSEE1902099U
20. Van Mieghem A., Verschueren K., Petry K., Struyf E. An analysis of research on inclusive education: a systematic search and meta review // International Journal of Inclusive Education. 2020. Vol. 24 (6). P. 675–689. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13603116.2018.1482012

Ключевые слова:
трудовое обучение, профессиональная подготовка, специальное образование, лица с нарушением слуха, специализированные образовательные учреждения, учебные заведения, среднее профессиональное и высшее образование, инклюзия, интеграция

Для цитирования:
Пенин Г.Н., Красильникова О.А., Люкина А.С., Пшеничнова Е. Э. Профессиональное образование лиц с нарушением слуха: истоки, традиции, перспективы // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 4. С. 45–59.

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина