Введение. Факторами, затрудняющими возрождение детского движения в Российской Федерации, является отсутствие подготовленных кадров для работы с учащимися. Учредителем РДШ от имени Российской Федерации является Федеральное агентство по делам молодежи, поэтому Молодёжная общероссийская общественная организация «Российские студенческие отряды» относится к РДШ как своему детищу.
Педагогические отряды, входящие в движение РСО, обладают достаточной компетентностью для того, чтобы помочь школьникам в обогащении их жизнедеятельности в рамках РДШ.
Целью данной статьи является разработка методических основ взаимовыгодного сотрудничества вуза и школы, на базе которой рождаются и развиваются подразделения РДШ.
Материалы и методы. Детское движение в нашей стране имеет богатую историю и серьёзную теоретико-методическую проработанность. Мы опираемся на передовые идеи и находки основных моделей детского движения, которые развивались в
истории России: скаутинг, пионерия, коммунарство. В работе мы опираемся на исследования Ассоциации исследователей детского движения, педагогов-последователей И.П. Иванова, среди которых И.Д. Аванесян, М.В. Богуславский, А.Г. Кирпичник, К.Д. Радина, Р.В. Соколов, Т.В. Трухачёва и другие исследователи. Создание детской организации нового формата, поддержка студентами вузов и ссузов является новой
для современной социально-педагогической действительности задачей, поэтому деятельность по сотрудничеству студенческих педагогических отрядов и школы носит опытно-экспериментальный характер
Результаты исследования. В статье раскрываются задачи педагогов школы по осуществлению сотрудничества со студенческим педагогическим отрядом по поддержке школьного отделения РДШ. Нами определено несколько возможных вариантов моделей деятельности отряда: дистанционная модель, частично дистанционная, десантная, апробационная, циклическая и организаторская. Мы определили основ-ные принципы взаимодействия педагогического отряда и школы: дополнения, компенсации, сотрудничества, сотворчества. Фактором партнерства с педагогическим отрядом является создание совместной образовательной программы, в которой ребенок занимает активную, деятельную позицию. В статье описано, каким образом школьный куратор отделения РДШ в школе и другие педагоги могут вступать во взаимодействие
с педагогическими отрядами вузов и ссузов, на какие компоненты этого взаимодействия необходимо обратить внимание, каким формам и методам работы надо учить. Важно помнить, что для молодого человека работа вожатого в детском объединении
должна стать площадкой получения различного опыта и профессиональным трамплином. Между образовательным учреждением и ВУЗом (ССУЗом) может быть заключено соглашение о сотрудничестве, которое определит правовую основу их отношений.
Обсуждение и заключения. Учитывая, что процесс воспитания требует единства позиций и смыслов от взрослых, необходимо выработать единые подходы в работе с детьми, определить зону и направление вектора взаимодействия школы и
педагогического отряда, сформулировать задачи, объём и вид сотрудничества, определить позицию, статус, функции вожатого в школе. Взаимодействие вуза и школы по сотрудничеству в работе с отделением РДШ на базе школы – это взаимовыгодный,
развивающийся и творческий процесс.
Платонова Светлана Михайловнакандидат педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
svetplat@mail.ru
1. Алиева Л.В. Детское движение субъект воспитания: моногр. М.: Макс-Пресс, МГУ, 2002. 224 с.
2. Балясная Л.К. Педагогические коллективы школ, их роль в повышении эффективности деятельности пионерской организации // Советская педагогика. 1973. № 5. С. 9–11.
3. Березина В.А. Роль системы образования в поддержке развития детских общественных организаций // Внешкольник. 1998. № 3. С. 6–8.
4. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М.: Педагогика, 1982. 80 с.
5. Макарова Е. И. РДШ: первые шаги // Концепт. 2017. Т. 29. С. 322–324.
6. Мухина В.С. Основы воспитания и развития личности подростка в условиях временных объединений // Развитие личности. 1999. № 3. С. 4–14.
7. Никандров Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Гелиос АРВ, 2000. 228 с.
8. Радина К.Д. Общее и особенное детского движения и структур образования // Теория и методика детского движения. Кострома. 2002. С. 86–90.
9. Рослякова С.В. К проблеме построения первичной ячейки Российского движения школьников // Психология, педагогика, образование: актуальные и приоритетные направления исследований. сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. в 3 ч. Ч. 3. Уфа: Аэтерна, 2017. С. 18–25.
10. Харламова Е.М. Воспитательная система первичного отделения «Российского движения школьников»: этапы становления // Вестник Челябинского гос. пед. университета. 2017. № 4. С. 84–90.