Специфика религиозного

Авторы:

DOI:
-

Полный текст786,78 КБ

Ведение. Религия является особой сферой жизни человека. Ее основным признаком, отличающим религиозное от не-или внерелигиозного, является наличие веры в сверхъестественное. При этом сверхъестественное может выступать как существом или сущностью, личным Богом (единственным в монотеизме), так и через образы множества богов (в политеизме), духов (в полидемонизме), или неким сверхобычным актом, выходящим за рамки естественного, физически обусловленного хода событий (например, реинкарнация).
Материалы и методы. Основными методами, использованными при написании дан-ной статьи, были компаративный, системный и структурно-функциональный. Материалы по истории религий и современному их состоянию позволили сопоставить типологически раз-личные религиозные системы с учетом их ключевых элементов и функций и выявить нечто общее, что их объединяет. Последнее было названо специфическим признаком религии. Таковым, по мнению автора, является сверхъестественное.
Результаты исследования. В статье рассмотрены критерии религиозного, а также религиозный комплекс, типология религиозных организаций, признаки религиозных организаций, отличающие их от светских (в социологическом и юридическом аспектах), религиозный опыт как важнейшая характеристика религиозного человека или группы верующих. Подобное многоаспектное рассмотрение позволяет выявить критерии религиозного/нерелигиозного. Для определения того, является ли та или иная организация/группа религиозной, в религиоведении широко используется понятие «религиозный комплекс», обозначающее совокупность элементов, присущих любой религии. В структуре религиозного комплекса обычно выделяются четыре основных элемента: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения и религиозные организации. Юридический подход также предполагает, в соответствии с действующим законодательством, ряд критериев, согласно с которыми происходит дифференциация общественных организаций на религиозные и светские (внерелигиозные) и устанавливается религиозный или нерелигиозный характер организации и ее уставной деятельности. В психологическом аспекте необходимо подчеркнуть принципиальную значимость «религиозного опыта» для характеристики личности и социальной группы в качестве религиозной, поскольку верующих, не испытавших состояние «религиозного опыта», не существует
Выводы. Проведя анализ религиоведческого, социологического, юридического, психологического подходов к пониманию религии, религиозного комплекса, типологии религиозных объединений, религиозного опыта, можно сделать вывод о том, что религия и поныне остается особой сферой жизни человека, а ее основным признаком, отличающим религиозное от не-или внерелигиозного, является наличие сверхъестественного в картине мира и веры в его реальное существование.
1. Аринин Е. И. Религиоведение. –М.: Академический проект, 2004. –320 с.
2. Забияко А. П. Религиозный опыт // Религиоведение: энциклопедический словарь / под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. –М.: Академический проект, 2006. –С. 866–867.
3. Забияко А. П. Сверхъестественное // Религиоведение: энциклопедический словарь / под ред. А. П. Забияко, А.Н. Красникова, Е. С. Элбакян. –М.: Академический проект, 2006. –С. 956.
4. Интервью с доктором социологических наук, религиоведом М. Ю. Смирновым / в публикации: Башмакова М. А вы, часом, не экстремист? // Новая газета. 2017 г. –22 октября. [Электронный ресурс]. URL: http://novayagazeta.spb.ru/articles/11310/
5. Кантеров И. Я. Деструктивные секты и культы // Религиоведение: энциклопедиче-ский словарь / под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. –М.: Академический проект, 2006. –С. 283.
6. Кантеров И. Я. Тоталитарные секты и культы // Религиоведение: энциклопедический словарь / под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. –М.: Академический проект, 2006. –С. 1073.
7. Лейбин В. М. Деструктивность // Социология: Энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://sociology_encyclopedy.academic.ru/288
8. Мартинович В. А. Введение в понятийный аппарат сектоведения. –Минск: Изд-во Белорус. гос. ун-та, 2008. –103 c.9. Рахманин А. Ю. Семиотические аспекты процедуры определения (на примере определений религии) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. –2014. –Т. 15. –Вып. 4. –СПб.: Изд-во РХГА, 2014. –C. 200–221.
10. 750 определений религии: история символизаций и интерпретации / под ред. Е.И.Аринина. –Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. –460 с.
11. Элбакян Е. С. Религии России. Словарь-справочник. –М.: ООО Изд-во «Энциклопедия», 2014. –464 с.

Ключевые слова:
религия, сверхъестественное, Бог, религиозный комплекс, религиозная организация, религиозный опыт.

Для цитирования:
Элбакян Е. С. Специфика религиозного // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. –2020. –No 3. –С. 139–154.

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина