Музыка и философия: проблема самосознания нации в русской оперной классике

Авторы:
Бекетова Наталья Викторовна,Самсонова Татьяна Петровна,

DOI:
-

Полный текст747,11 КБ

Введение. В статье рассматривается «классический» период русской музыки (XIX – первая треть XX века) с точки зрения её взаимосвязи с философскими проблемами того времени, когда активно обсуждалась тема самосознания нации. Эта тема находила непосредственное или опосредованное отражение в оперном творчестве русских композиторов. Статья предлагает обсуждение исследовательского поля музыки в ракурсе философии.
Материалы и методы. В статье предпринят междисциплинарный подход, где музыка и философия являются в «зеркальном отражении» друг друга, обращаясь к общим экзистенциальным проблемам русского человека и русского общества. Авторы рассматривают сущностные суждения русских философов о качестве и свойствах национального самосознания, показывают связь этих суждений с принятой в России системой православных ценностей и анализируют отражение этих ценностей русским музыкальным искусством в нравственном содержании ряда великих оперных произведений.
Результаты исследования. Философское осмысление русской истории предполагает постановку нравственных вопросов, которые связывают смысл и направление национальной истории с историей мировой. В статье показана способность музыки прозревать и проявлять
самые «болевые» точки взаимоотношений личности и общества, быть нравственным ориентиром в опознании и предупреждении грядущих социальных конфликтов.
Авторы показывают историческое движение в русской оперной музыке от гармонического образа национального самосознания в опере М. И. Глинки «Жизнь за царя», через трагические откровения М. П. Мусоргского в его операх «Борис Годунов» и «Хованщина», к образам предельного обесчеловечивания общества в операх С. С. Прокофьева («Игрок») и Д. Д. Шостаковича («Леди Макбет Мценского уезда»).
Выводы. В статье делается вывод о необходимости изучения исторического дискурса российской философской мысли в его взаимосвязях с музыкальной культурой России «классического» периода, что поможет углубить понимание взглядов на самосознание нации.

Бекетова Наталья Викторовна
кандидат искусствоведения, доцент
Российская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова; Творческий центр «Рахманинов – Лосев: наследие»
Ростов-на-Дону, Российская Федерация
sintez49@yandex.ru

Самсонова Татьяна Петровна
доктор философских наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
tat4279@yandex.ru

1. Бекетова Н. В. «Князь Игорь» А. П. Бородина: на путях русской истории // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире / ред.-сост. С. И. Хватова. –
Т. 1. Вып. 3. – Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г.», 2018. – С. 317–342.
2. Бекетова Н. В. Концепция Воскрешения в оперном творчестве Мусоргского и Шостаковича // Отечественная культура ХХ века и духовная музыка / отв. ред. Т. В. Франтова –
Ростов-на-Дону: Тип. Ростоблисполкома, 1990. – С. 155–157.
3. Бекетова Н. В. Праздник русской музыки: «Жизнь за царя» Глинки как национальный миф // Южно-Российский музыкальный альманах. – Ростов-на-Дону, 2004. – №. 1. –
С. 20–31.
4. Бекетова Н. В. Проблема веры в отечественной культуре как проблема свободы //
Музыкальное искусство и религия. – М.: Изд-во РАМ имени Гнесиных, 1994. – С. 80–91.
5. Бекетова Н. В. Творчество Рахманинова в свете традиции русской историософии //
Южно-Российский музыкальный альманах. – Ростов-на-Дону, 2019. – № 1 (34). – С. 25–31.
6. Бердяев Н. А. Душа России. – М.: Центрполиграф, 2016. – 254 с.
7. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского // Н. А. Бердяев о русской философии.
Ч. 1. – Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. – С. 26–148.
8. Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). – М.: ДЭМ, 1990. –
336 с.
9. Вышеславцев Б. П. Этика преображённого эроса. – М.: Республика,1994. – 368 с.
10. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948–
1954 гг.: В 2 т. Т. 1. – М.: МП Papoг, 1992. – 344 с.
11. Ильин И. А. Путь к очевидности. – М.: Республика, 1993. – 431 с.
12. Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие
духа. Очерки русского самосознания. – СПб.: Изд-во Л. С. Яковлевой, 1994. – 352 с.
13. Короленко В. Г. Летопись жизни и творчества. 1917–1921. – М.: Книга, 1990. –284 с.
14. Лосев А. Ф. Русская философия // Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. – М.: Советский писатель, 1990. – С. 68–101.
15. Сорокин П. А. Основные черты русской нации в ХХ столетии // О России и русской
философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. – М.: Наука,
1990. – С. 463–489.
16. Столыпин П. А. Нам нужна великая Россия. – М.: Молодая гвардия,1991. – 411 с.
17. Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках // Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской
иконе. – М.: Инфо-Арт, 1991. – С. 3–38.
18. Федотов Г. П. Будет ли существовать Россия? // О России и русской философской
культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. – М.: Наука, 1990 – С. 450–462.
19. Франк С. Л. De profundis // Из глубины. Сборник статей о русской революции. – М.:
Изд-во МГУ, 1990. – С. 251–269.

Ключевые слова:
философия, музыка, культура, национальное самосознание, государство, народ, личность, ценности, опера.

Для цитирования:
Бекетова Н. В., Самсонова Т. П. Музыка и философия: проблема самосознания нации в русской оперной классике // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2020. – № 3. – С. 105–120.

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина