Категориальная семиотика оппозиции деревня-городв современном эсхатологическом дискурсе

Авторы:
Прилуцкий Александр Михайлович,

DOI:
-

Полный текст751,61 КБ

Введение. Бинарная оппозиция деревня-город регулярно воспроизводится в современных эсхатологических нарративах. Город в них интерпретируется как место большинства апокалипсических катастроф, пространство активного преследования и уничтожения верующих. Деревня, соответственно, интерпретируется как локус, находясь в котором можно минимизировать эсхатологические бедствия и в итоге спастись духовно и физически. Несмотря на важное структурное и семантическое значение для понимания современной популярной эсхатологии, данная оппозиция остается неописанной и не исследованной.
Материалы и методы. Источниками исследования являются оригинальные эсхатологические тексты: апокрифические и псевдонимные пророчества о конце света, приписываемые различным старцам и провидцам ХХ–ХХI вв. Статья выполнена в рамках семиогерменевтического подхода. Используется метод категориального семиотического анализа. Данный метод предусматривает выделение категориального, субкатегориального и гиперкатегориального уровней значения и изучение их специфики. Для уточнения субкатегориального уровня значения используется неколичественный контент-анализ.
Результаты исследования. Категориальному значению оппозиции деревня-город соответствует противопоставление на символическом уровне развращенного города, проживание в котором во время эсхатологических событий будет исключительно тяжелым и опасным,относительно спокойной и безопасной деревни, в которой последствия катастроф и бедствий будут минимальными. Субкатегориальному уровню соответствуют конкретные го-рода (в анализируемом корпусе текстов упомянуты 14 урбанонимов), причем прослеживаются различия в характере предстоящих бедствий. Субкатегориальный уровень значения концепта «деревня» оказывается мало разработанным. Гиперкатегориальный уровень отражает сложные мистико-символические смыслы. Данный уровень раскрывается в мифологемевечного возвращения –обновления земли. Деревня интерпретируется как символ грядущего «золотого века», которому будет соответствовать конец городской цивилизации.
Выводы. Мифотеологема эсхатологического города популярна среди горожан, ориентированных на деревенскую архаику. Формируемый ими образ деревни имеет мало общего с современной реальностью, так как он основывается на мифологемах, конструируемых и развиваемых городскими жителями, зачастую не имеющими адекватного опыта деревенской жизни.

Прилуцкий Александр Михайлович
доктор философских наук, профессор
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
alpril@mail.ru

Ключевые слова:
город, деревня, эсхатология, мифология, бинарные оппозиции, категориальная семиотика, семиотика религии

Для цитирования:
Прилуцкий А.М. Категориальная семиотика оппозиции деревня-город в современном эсхатологическом дискурсе // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. –2020. –No3. –С. 80–93.

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина