Введение. В статье ставится вопрос о возможности верного выявления существенных особенностей и фундаментальных оснований традиционной индийской культуры во избежание часто встречающихся ошибок и превратных толкований. Для автора очевидно, что путь к этому лежит через отыскание и философское исследование ключевых понятий (универсалий, категорий), используемых самой традицией применительно к различным культурным сферам. Выдвигается тезис, согласно которому наиболее подходящим на роль важнейшей категории или универсалии традиционной индийской культуры является термин садхана.
Материалы и методы. Вначале автор иллюстрирует некоторые уникальные особенности индийской культуры и создает тем самым смысловой контекст, необходимый для исследования. Далее проводится подробный семантический анализ термина садханана материале традиционных толковых словарей с целью выявления его смысловых инвариантов и выраженной в нём онтологической структуры. Далее, на примерах традиционных текстов («Йога-сутры», «Натья-шастра» и др.), а также исследований на соответствующие темы, выясняется, какое значение выявленная онтологическая структура приобретает в таких существенных формах индийской культуры,как йога, тантра и бхакти и какие понятийные ряды она по-рождает.
Результаты исследования. На основе семантического анализа термина садхана выясняется, что инвариантом его значения служит акт становления, результатом которого является новое, более совершенное онтологическое состояния его предмета. Этот акт,помимо необходимых структурных элементов (садхья, садхака, сиддхи), предполагает волю и целеполагание, а также сопутствующие условия, методы, инструменты, источники энергии. Исследование показывает, что, какой бы контекст мы ни взяли, будь то йога, тантра, натья и т.д., в любом из них садхана означает реализацию некого бесконечного потенциала (биджа), сокрытого в той или иной ограниченной форме, и развёртывание его в актуальную целостность.
Выводы. Можно заключить, что исследование онтологической структуры ключевых терминов, взятых в том значении, в котором они используются в традиции (в нашем случае –термина садхана), способствует глубокому осмыслению частных культурных форм в неразрывной связи с целым. Таким образом, выдвинутый тезис о категориальной роли садханыв традиционной индийской культуре и о важности данного термина для её исследования можно считать подтверждённым.
Ватман Семён Викторовичкандидат философских наук, доцент
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Санкт-Петербург, Российская Федерация
benapol@list.ru
1. Айенгар Б. К. C. Аштадала-Йогамала. Т.1.–СПб.: Наука, 2016. –413 с.
2. Андросов В. П. Очерки изучения буддизма древней Индии. –М.: ИВ РАН; Наука –Вост. лит., 2019. –799 с.
3. Ватман С. В. Бенгальский вайшнавизм. –СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. –403 с.
4. Ватман С. В. Вишнуитский трактат «Бхакти-расамрита-синдху», его структура, содержание и доктринальная роль // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2019. – No3. –С. 212–224.
5. Ватсьяян К. Наставление в искусстве театра: «Натьяшастра» Бхараты / пер. с англ. М.Л. Салганик. –М.: Вост. лит., 2009. –206 с.
6. Дасгупта, Сурендранатх. Философия йоги и её отношение к другим системам индийской мысли / пер. с англ. О. В. Стрельченко. – СПб.:Наука, 2008. –350 с.
7. Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьясабхашья») /пер., введение, коммент.и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого. –М.: Наука. ГРВЛ, 1992. –260 с.
8. Маламуд,Шарль. Испечь мир: ритуал и мысль в древней Индии / пер.с фр. ивступ. ст. В. Г. Лысенко. –М.: Вост. лит., 2005. –350 с.
9. Неру Д. Открытие Индии. Кн.1. / пер. с англ. –М.: Политиздат, 1989. –460 с.
10. Ольденбург С. Ф. Культура Индии. –М.: Наука. ГРВЛ, 1991. –277 с.
11. Сваччханда-тантра.Тантра изначальной воли /пер.с санскр. О. Ерченкова. –М.: Изд-во ПОСТУМ, 2013. –448 с.
12. Циммер Г. Мифы исимволы в индийской культуре /пер. с англ. М. В. Воробьёвой, С. В. Пахомова. –М.: Академический проект, 2015. –194 с.
13. Элиаде М. Избранные сочинения: Йога: бессмертие и свобода; Патанджали и Йога / пер. с фр. –М.: Ладомир, 2013. –560 с.
14. Amara-kosa of Amara-simha. Nаma-li?g?nu?аsana // with the comm. Vy?khy?-sudh?or R?m??ram?ofBh?nuji D?ksita. / ed. by M. M. Pandit ?ivadatta D?dhimatha. –Delhi: Chaukhamba Sanskrit Pratishthan, 1914 (reprinted). (In Sanskrit).
15. ?r?la R?pa Gosv?m?. Bhakti-Ras?mrta-Sindhu // transl.into Englishand the comm. of J?va Gosv?m? and Vi?van?tha Cakravart? Th?kura) –Vol. I (Eastern & Southern Sections). –Chen-nai: Sri Vaikunta Enterprises, 2006. –960 p. (In Sanskrit).
16. Dasgupta, Surendranath. A History of Indian Philosophy. Vol. II. –Delhi: Motilal Banar-sidass, 2000. –484 p.
17. Dasgupta, Surendranath. A History of Indian Philosophy. Vol. IV. –Delhi: Motilal Banarsidass, 2000. –620 p.
18. Malhotra, Rajiv. Being Different. An Indian Challenge to Western Universalism. –Noida. Uttar Pradesh: HarperCollins Publishers,India. –474 p.
19. ?r?Caitanya-carit?mrtaof Krsnad?sa Kavir?ja Gosv?m? // transl.into English and the comm. of A.C.Bhaktivedanta Svami Prabhupada (17 vols.). Madhya-lila, Vol.7.–Los Angeles: The Bhaktivedanta Book Trust, 1975. –460 p. (In Bengali)
20. The N?tya ?astra of Bharatamuni /transl.into English by Board of Scholars. –Delhi: In-dian Books Centre, 2006. –547 p.
21. The Ved?nta-s?tras of B?dar?yana / engl. transl. and the comm. of Baladeva by Rai Bahadur Srisa Chаndra Vasu. –New Delhi: Munshiram Manoharlal, 1979 (1912). –772 p. (In Sanskrit).