Поведенческие стратегии матерей при взаимодействии с детьми, обладающими расстройствами аутистического спектра

Авторы:
Чернышкова Анна Григорьевна,Посохова Светлана Тимофеевна,

DOI:
-

Полный текст367,44 КБ

Введение. В статье приведены результаты пилотажного исследования, цель которого заключается в изучении поведенческих стратегий матерей в ситуации свободного игрового взаимодействия с детьми дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (далее –РАС). Поведенческие стратегии рассматриваются как фактор развития диалогического взаимодействия матерей и детей с РАС.
Материалы и методы. В исследовании участвовали 20 матерей и 20 детей с РАС. В ходе обследования использовалось прямое наблюдение, а также видеосъемка свободного игрового взаимодействия матери и ребенка. Проводились качественный анализ, классификация и описание успешных и неуспешных поведенческих стратегий матерей.
Результаты показали, что в процессе взаимодействия 10 из 20 матерей одновременно применяли как успешные, так и неуспешные поведенческие стратегии. Только успешные стратегии использовали 6 матерей, 4 матери применяли только неуспешные стратегии.
Обсуждение и выводы. Делается вывод о необходимости обучения матерей успешным поведенческим стратегиям, которые будут способствовать построению диалогического взаимодействия матери и ребенка с РАС.

Чернышкова Анна Григорьевна
-
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург, Российская Федерация
onaanna26@mail.ru

Посохова Светлана Тимофеевна
доктор психологических наук, профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург, Российская Федерация
svetpos@mail.ru

1. Азова О.И. К вопросу об аутизме // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: сборник. 2016. No 1. С. 7–20.
2. Баенская Е.Р.Помощь в воспитании ребенка с особенностями эмоционального развития // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2000. Вып. 2.
3. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при ранних нарушениях коррекционных программ для работы с аутичными детьми. М.: Владос, 2007.
4. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.: Эксмо-Пресc, 1998. 216 с.
5. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб.: Речь, 2007. 288 с.
6. Шрамм P. Детский аутизм и ABA: ABA (Applied Behavior Analisis): терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. 208 с.
7. Hoffman C., Sweeney D., Hodge D.Parenting stress and closeness mothers of typ-ically developing children and mothers of children with autism // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2009. Vol. 24. No 3. P. 178–187. doi: 10.1177/1088357609338715.
8. Davlantis K S., Estes A., Dawson G., & Rogers S. J. (2019). A novel method for measuring learning opportunities provided by parents to young children with autism spectrum disorder // Autism. No 23(6). P. 1563–1574. https://doi.org/10.1177/1362361318817303
9. Pickles A. et al. Parent-mediated social communication therapy for young children with autism (PACT): long-term follow-up of a randomized controlled trial // Lancet. 2016. No 388. P. 2503–2509.

Ключевые слова:
расстройство аутистического спектра,поведенческие страте-гии, диалог, диалогическое взаимодействие.

Для цитирования:
Чернышкова А.Г., Посохова С.Т. Поведенческие стратегии ма-терей при взаимодействии с детьми, обладающими расстройствами аутистического спектра // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина. 2020. No2. C. 373–383.

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина