Современные предикторы школьной тревожности младших школьников

Авторы:
Лебедева Елена Игоревна,

DOI:
-

Полный текст356,06 КБ

Введение. В статье рассматривается структура школьной тревожности у младших школьников и ее взаимосвязь с познавательными процессами. Обоснована актуальность данной проблемы для психологической и педагогической науки. Выделены основные причины и проявления тревожности младших школьников. Приведен обзор работ отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме школьной тревожности как фактора, влияющего на развитие познавательных процессов младших школьников.
Материалы и методы. В ходе исследования были использованы психодиагностические методики: «Образная память», «Определение коэффициента смысловой и механической памяти», тест Тулуз-Пьерона (исследование скорости переработки информации, способности к произвольной концентрации, особенности свойств внимания –устойчивости, распределения, переключения), методика «Диагностика уровня развития мышления школьника» А. З. Зака (диагностика уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий), тест школьной тревожности Филипса (изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Результаты. Проведен сравнительный анализ характеристик памяти, внимания и мышления у обучающихся 2, 3 и 4 класса. Выделены преобладающие предикторы школьной тревожности у современных младших школьников. Проанализирована корреляционная связь показателей школьной тревожности и характеристик познавательных процессов. Обсуждение и выводы. Сделаны выводы об общем показателе школьной тревожности у младших школьников и о взаимосвязи школьной тревожности с такими познавательными процессами, как логическая память и общая скорость протекания психической деятельности. Обозначены перспективы дальнейшего исследования школьной тревожности.

Лебедева Елена Игоревна
кандидат психологических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
e.lebedeva@lengu.ru

1. Брель Е.Ю., Гайдук С.В. Проблемы развития тревожности у младших школьников // Сибирский психологический журнал. 2000. No 12. С.79–84.
2. Волков Б. С. Психология младшего школьника. М.: Академический Проект, 2005. 208 с.
3. Гуров В. А. Тревожность и здоровье младших школьников // Вестник ТГПУ. 2009. No 4(82). С. 56–60.
4. Куприянчук М.Н, Суслова Е.С., Савкина О.М. Влияние высокого уровня тревожности на нейропсихологические показатели у детей младшего школьного возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сб. материалов ежегод. между-нар. науч.-практ. конф. М., 2012. С. 40–48.
5. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2004. 248 с.
6. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2012. 656 с.
7. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2016. 460 с.
8. Полшкова Т. А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 107–110.
9. Тарасова С.Ю. Школьная тревожность. Причины, следствия и профилактика. М.: Генезис, 2015. 144 с.
10. Фомина Л. Ю. Влияние эмоций на познавательную деятельность младшего школьника // Ученые записки. 2010. Т. 3. No 1(9). С. 58–63.
11. Шаров И.А., Субботкина М.И. Возрастные особенности младшего школьника в контексте формирования универсальных учебных действий // Вестник ТГУ. 2012. No 12(116). С. 181–184.
12.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

Ключевые слова:
школьная тревожность, младшие школьники познавательные процессы, память, внимание, мышление

Для цитирования:
Лебедева Е.И. Современные предикторы школьной тревожности младших школьников // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. No 2. С. 347–359.

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина