Смысложизненные ориентации в структуре личностных характеристик юношей и девушек

Авторы:
Ермакова Елена Сергеевна,

DOI:
-

Полный текст416,26 КБ

Введение. В статье исследованы особенности смысложизненных ориентаций в структуре личностных характеристик юношей и девушек. Результаты позволят уточнить психологические знания об особенностях личностного развития в юношеском возрасте.
Материалы и методы. Использовались следующие методики: опросник «Смыс-ложизненные ориентации» (СЖО), автор –Д.А. Леонтьев; опросник уровня субъектив-ного контроля (УСК), авторы Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Л.М. Эткинд; методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях», авторы Н. Эндлер, Дж.Паркер, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой. Выборка представлена юношами и девушками, студентами первого курса вуза в количестве 104 человек, из них 52 юноши и 52 девушки, в возрасте от 18 до 19 лет.
Результаты исследования. Выявлены значимые различия между юношами и девушками по показателям локуса контроля Я, интернальности в области межличностных отношений и интернальности в области здоровья, где показатели выше у юношей, эмоционально-ориентированного копинга и копинга, ориентированного на избегание, где показатели выше у девушек. Факторный анализ показателей методик позволил выявить отличающиеся по содержанию факторы у юношей и девушек.
Обсуждение и выводы. Определяющим ценностным фактором юношей и девушек является направленность жизни. Выявлены половые различия личностных характеристик, включающих в себя интернальность и копинг-стратегии. Более дифференцированная структура уровня субъективного контроля и совладающего поведения, представленность фактора работы и общения у юношей, как и одобряемой социумом ценности семьи у девушек, свидетельствуют о формирующихся гендерных стереотипах, оказывающих влияние на смысложизненную концепцию личности.

Ермакова Елена Сергеевна
доктор психологических наук, доцент
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Братусь Б.С. Смысловая вертикаль сознания личности // Вопросы философии. 1999. No 11. С. 81–89.
2. Буравлева Н.А. Ценностные ориентации студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. No 6 (108). С. 124–129.
3. Ермакова Е.С. Совладающее поведение в структуре личностных характеристик студентов вуза // Вестник психофизиологии. 2018. No 3. С.62–70.
4. Искусных А.Ю. Исследование копинг-поведения у студентов вузов // Центральный научный вестник. 2017. No 16 (33). С. 13.
5. Карпинский К.В. Бездуховный смысл жизни как источник кризиса в развитии личности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т.8. No 1. С. 27–58.
6. Коновалова А.А., Разуваева Н.Т. Взаимосвязь самоотношения и локуса контроля личности в юношеском возрасте // Интеграция наук. 2016. No 4. С.142–145.
7. Кузнецова Ю.С. Изучение особенностей локус контроля личности как способа принятия ответственности за свою жизнь (на примере студентов ВУЗа) [Электронный ресурс] // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. URL: http://www.jurnal.org/articles/2007/psih15.html (дата обращения: 19.01.2020)
8. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. 43 с.
9. Морозова С.В. Изучение специфики взаимосвязей ценностных и смысложизненных ориентаций с личностными свойствами студентов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2013. Т.6. No 1. С. 27–33.
10. Морозова Т.Ю. Изучение особенностей копинг-поведения в юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Системная психология и социология. 2014. No 9. URL: http://www.systempsychology.ru/journal/2014_9/178-morozova-tyu-izuchenie-osoben-nostey-koping-povedeniya-v-yunosheskom-vozraste.html
11. Полетаева А.В. Особенности жизненных планов в старшем юношеском воз-расте при разных типах ценностной направленности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. No2(54). Т.1. С. 166–169.
12. Попова Ю.И. Особенности смысложизненных ориентаций у молодых людей с разным уровнем рефлексии // Образование и наука. 2016. No 5(134). С.97–107.
13. Сахарова Т.Н. Возрастная динамика смысложизненных ориентаций личности // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2012. Т.8. No 10–2. С. 156–160.
14. Славинская И.С. Психологический портрет нравственно-ориентированной личности в юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. 2015. No 3. URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/5537(дата обращения: 21.01.2020).
15. Сухарева Н.Ф., Филиппова Н.Ю. Диагностика смысложизненных ориентаций юношей и девушек // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2018. No 1. С. 141–147.
16. Франкл В. Воля к смыслу. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 368 с.
17. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: избранные труды. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006. –767 с.
18. Шагдурова Л.Д. Ценностные ориентации в структуре профессиональной направленности студентов // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. No 5. С. 186–192.
19. Skinner E.A., Zimmer-Gembeck M.J. Perceived control, coping, and development // Oxford Handbook of Stress, Health, and Coping / Ed.: S. Folkman. Oxford, Great Britain: Oxford University Press, 2010. P. 35–59

Ключевые слова:
смысложизненные ориентации юношей и девушек, уровень субъективного контроля, копинг-стратегии

Для цитирования:
Ермакова Е.С. Смысложизненные ориентации в структуре личностных характеристик юношей и девушек // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. No 2. С. 305–320.

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина