Состояние вопроса и перспективы развития среднего профессионального образования по направлению «Информационные технологии»

Авторы:
Королёв Владимир Владимирович,

DOI:
-

Полный текст341,06 КБ

Введение. В статье представлен обзор состояния и перспектив развития среднего профессионального образования в России. Рассмотрены ключевые тренды и вызовы, стоящие перед данным образовательным уровнем, а также передовые образовательные практики. Отдельно анализируется ситуация в подготовке специалистов по направлению «Информационные технологии», которое играет немаловажную роль в обеспечении кадровых потребностей в процессе перехода к цифровой экономике. Намечены тенденции для преодоления разрыва между стандартизованным содержанием среднего профессионального образования в подготовке по существующим профессиям и кадровым голодом в зоне появляющихся новых технологий и соответствующих профессий.
Материалы и методы. В работе применены методы теоретического исследования: анализ и синтез литературы, нормативных документов по проблеме исследования; обобщение, сравнение, абстрагирование, прогнозирование, проектирование и моделирование; а также методы эмпирического исследования: опрос, наблюдение,
изучение массового и инновационного опыта, оценивание продуктов научно-методической деятельности; статистические методы обработки экспериментальных данных, результатов.
Результаты исследования. В результате проведенного аналитического исследования текущего состояния системы среднего профессионального образования в области информационных технологий в России выявлены основные тенденции и тренды развития данного образовательного уровня, а также определена значимость экосистемной модели организации обучения в целях ответа на вызовы цифровой экономики. Сформулированы ключевые требования и особенности экосистемного подхода, рассмотрены основные составляющие экосистемы как среды взаимодействия между различными стейкхолдерами и агентами, перечислены основные задачи в рамках реализации данной модели. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы для построения экосистемной модели образовательного процесса на уровне среднего профессионального образования.
Обсуждение и выводы. В ближайшие несколько лет перед образовательными организациями уровня СПО встанет ряд сложных задач по переходу к экосистемной
модели и выработке механизмов оперативного реагирования на ускоряющиеся технологические изменения в коллаборации с бизнесом и технологическими партнерами

Королёв Владимир Владимирович
-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Варламова Д., Коричин Д., Песков Д., Лукша К. Атлас новых профессий 2.0. М.: Олимп-Бизнес, 2016. 288 с.
2. Волошин Д.А. Mail.Ru Group: 5 неожиданных трендов в IT-образовании [Электронный ресурс]. URL: https://mel.fm/novyye_tekhnologii/945128-it_edu (дата обращения: 05.04.2020).
3. Дудырев Ф.Ф., Козлов В.А., Кузеванова Ю.В., Шабалин А.И. Система среднего профессионального образования Российской Федерации в 2005–2030 гг.: влияние демографических факторов. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 24 с.
4. Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Шабалин А.И. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 271 с.
5. Иванова А.Е. НИУ ВШЭ: Десять трендов современного образования [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/news/science/63841790.html (дата обращения: 05.04.2020).
6. ИТ: обзор рынка вакансий и топ-15 специальностей [Электронный ресурс]. URL: https://spb.hh.ru/article/24562 (дата обращения: 02.05.2020).
7. Лошкарева Е.П., Лукша И.А., Ниненко И.В., Смагин И.Д., Судаков Д.А. Навыки будущего: что нужно знать и уметь в новом сложном мире [Электронный ресурс].
URL: http://arzumanyan.com.ru/files/2017/wsdoklad_12_okt_rus.pdf (дата обращения: 05.04.2020).
8. Ливанов Д.В. Новой экономике – новое профессиональное образование // Среднее профессиональное образование. 2013. № 8. C.1–3.
9. Олейников Б.В., Подлесный С.А. О концепции «экосистема обучения» и направлениях развития информатизации образования // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 84–91.
10. Поповцев Д.А. Опыт исследования эффективности российского образования [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/data/2017/09/29/1158949639.pdf (дата обращения: 05.04.2020).
11. Роберт Уразов: Лишь 17% студентов колледжей Российской Федерации соответствуют стандартам WorldSkills [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/opinions/interviews /4805691> (дата обращения: 05.04.2020).
12. Шугаль Н.Г. Соответствия результатов подготовки по программам СПО запросу рынку труда [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/148462806-Sootvetstvie-podgotovki-po-programmam-srednego-professionalnogo-obrazovaniyazaprosu-rynka-truda.html (дата обращения: 05.04.2020).
13. Эволюция финансирования системы СПО: на пути к частно-государственному партнерству. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 28 с.
14. Brodo J.A. Today’s Ecosystem of E-learning [Online] // Trainer Talk. 2006. Vol. 3. № 4. URL: http://enewsbuilder.net/salesmarketing/e_article000615779.cfm (Accessed: 02.05.2020).
15. Global Education Futures: Образовательные экосистемы для общественной трансформации. [Online]. URL: https://futuref.org/educationfutures_ru (Accessed: 02.05.2020).
16. Pirie C. E-Learning Ecosystems: The Future of Learning Technology [Online] // Chief Learning Officer: Solutions for Enterprise Productivity. URL: http://clomedia.com/articles/view/e_learning_ecosystems_the_future_of_learning_technology (Accessed: 02.05.2020).
17. Rotherham A.J. Willingham D. 21st Century Skills: The Challenges Ahead // Educational Leadership. 2009. Vol. 67. No. 1. P. 16–21.
18. Uden L., Wangsa I.T., Damiani E. The Future of E-learning: E-learning Ecosystem // 2007. Inaugural IEEE International Conference on Digital Ecosystems and Technologies IEEE DEST 2007. P. 113–117.

Ключевые слова:
среднее профессиональное образование (СПО), цифровая экономика, экосистема, образовательный хаб, WorldSkills, Future Skills, демонстрационный экзамен, профессии будущего, IT-компетенции, сквозные технологии, soft skills, коллаборация

Для цитирования:
Королёв В.В. Состояние вопроса и перспективы развития среднего профессионального образования по направлению «Информационные технологии» // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 2. С. 190–206

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина