Логико-графическое представление о сущности профессиональной образованности

Авторы:
Гаджиева Елена Анатольевна,

DOI:
-

Полный текст323,69 КБ

Введение. В статье рассматриваются вопросы визуализации информации как современного витка на спирали ее развития в связи c компьютерными технологиями, «экранным» способом предъявления таковой. Несомненно, это явление должно найти свое отражение и в обучении, в первую очередь, в профессиональной подготовке бакалавров.
Материалы и методы. Рассматривается компетентностный подход как основ-ная категория, позволяющая организовать учебный процесс соответствующим образом в целях подготовки профессионально компетентностных выпускников. В статье обсуждается вопрос не только обучения, но и образования, предполагающий интеллектуально-культурный, духовный рост студентов, развитие их личности за годы обучения. Разумеется, значительная часть аксиологического воспитания осуществляется «через предмет».
Результаты. В статье показано, что гармонично развитая личность выпускника предполагает его творческое начало, то есть развитие и право- и левополушарного мышления, что достигается педагогическим инструментарием, заключающемся как в наборе соответствующих учебных дисциплин, так в освоении системного процесса визуализации различного рода учебной информации. Важно, что этот процесс должен затрагивать и квалификацию преподавателей, ибо он предполагает владение универсальными метаметодическими приемами.
Обсуждение и выводы. В результате обсуждается универсальная логико-графическая схема, позволяющая понимать динамику развития личности студента за время освоения учебных дисциплин, а в перспективе – проводить различные оценки искомых параметров.

Гаджиева Елена Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Абрамян Л.А. Кант и проблема. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1979. 259 с.
2. Авдулова И.В. Технология визуализации учебной информации на основе разработки интеллект-карт. опыт и перспективы // Образование. наука. карьера: сб. науч. ст. междунар. науч.-метод. конф. Новосибирск, 2018. С.86–90.
3. Асланикашвили А.Ф. Метакартография. Основные проблемы. Тбилиси: Мецниереба, 1974. 125 с.
4. Берлянт А.М. Геоиконика. М.: Фирма «Астрея», 1996. 206 с.
5. Берлянт A.M. Образ пространства: карта и информация. М.: Мысль, 1986. 238 с.
6. Боумен У. Графическое представление информации: моногр. М.: Мир, 1971. 228 с.
7. Грушевский С.П., Иванова О.В., Остапенко А.А. Модульная визуализация учебной информации в профессиональном образовании: моногр. М.: НИИ школьных технологий, 2017. 200 с.
8. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Психология как объективная наука: избранные психологические труды. М.: Ин-т практич. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. С. 272–317.
9. Зинченко В.П. Формирование зрительного образа: исследование деятельности зрительной системы. М.; СПб.: ЦГИ Принт, 2017. С. 303–376.
10. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Высшее образование сегодня. 2001. Т. 3. № 5. С. 34.
11. Картография. Вып. 4. Геоинформационные системы. М.: Картгеоцентр, 1994. 348 с.
12. Комиссарова Т.С., Гаджиева Е.А. Графический образ как интегратор метаметодики визуализации учебной информации // География: развитие науки и образова-ния // Коллект. моногр. по материалам Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. СПб., 2019. С. 394–396.
13. Кондратенко О.А. Инфографика в вузе: формируем визуальную компетенцию // Перспективы науки и образования. 2014. № 2(8). С. 109–115.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
15. Остапенко А.А. Восхождение к полноте образования человека // Лествица полноты образования человека. Опыт научной дискуссии. М., 2019. С. 8–46.
16. Салищев К.А. О картографическом методе познания (анализ некоторых представлений о картографии) // Вестник Московского университета. 1975. №1. С. 3–10.
17. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 288 с.
18. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика,1980. 240 с.
19. Arslan D., Toy E. The visual problems of infographics // Global Journal on Human-ites & Social Sciences. 2015. Vol.1. No 1. P. 409–414.
20. Cairo A. The Functional Art: An introduction to information graphics and visualiza-tion. Berkeley: New Riders, 2012. 384 p.

Ключевые слова:
визуализация, информация, компетентностный подход, логико-графическая схема, образование.

Для цитирования:
Гаджиева Е.А. Логико-графическое представление о сущности профессиональной образованности // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 2. С. 141–152.

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина