Концептуальные подходы к модернизации научно-методической системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха

Авторы:
Феклистова Светлана Николаевна,

DOI:
-

Полный текст373,04 КБ

Введение. В статье обосновывается необходимость модернизации системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха в Республике Беларусь.
Материалы и методы. На основе анализа современных изменений в областях медицинской, технической и психолого-педагогической реабилитации детей с нарушением слуха определены теоретико-методологические основы исследования.
Результаты. Раскрыты специфика реализации и основные принципы антропоцентрического, системного, компетентностного, интегративного и дифференцированного подходов. Разработаны и охарактеризованы целевые ориентиры слухоречевого развития детей с нарушением слуха раннего, дошкольного и школьного возраста.
Обсуждение и выводы. Определены стратегические направления модернизации системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха.

Феклистова Светлана Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка
Минск, Республика Беларусь
[email protected]

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с.
2. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики Российской академии образования. 2002. № 5. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostjami
3. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2001. 428 с.
4. Кобрина Л.М. Особенности диагностической и коррекционной работы с неслышащими детьми в условиях интеграции // Российская оториноларингология. 2006. № 2 (21). С. 100–103.
5. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / под общ. ред. Н.Н. Малофеева. М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. 120 с.
6. Королева И.В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации: моногр. СПб.: КАРО, 2019. 873 с.
7. Кукушкина О.И. Развитие культурно-исторической традиции в специальной психологии и коррекционной педагогике [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики Российской академии образования. 2016. № 39. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-39/the-development-of-cultural-and-historical-tradi-tions-in-correctional-pedagogics.
8. Лёве А. Развитие слуха неслышащих детей: История. Методы. Возможности / пер. с нем. Л.Н. Родченко, Н.М. Назаровой. М.: Академия, 2003. 224 с. 9. Леонгард Э.И. Ранняя слухоречевая реабилитация детей с нарушением слуха – основа их полноценного включения в общество слышащих // Проблемы младенче-ства: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. М.: Полиграф-сервис, 1999. С. 74–77.
10. Лубовский В.И. Особые образовательные потребности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. № 5. URL: http://psy-edu.ru/files/articles/psyedu_ru_2013_5_Lubovskiy.pdf
11. Малофеев Н.Н. Научные достижения отечественной дефектологии как базис современной профилактической, коррекционной и реабилитационной помощи детям с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 2. С. 3–11.
12. Назарова Л.П. Дидактическая система развития слухового восприятия учащихся в целостном образовательном процессе школы слабослышащих: моногр. СПб.: Лен. гос. обл. ун-т им. А.С. Пушкина, 2001. 132 с.
13. Обухова Т.И. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха. Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2016. 324 с.
14. Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации: реализа-ция новых возможностей ребенка: моногр. / Е.Л. Гончарова [и др.]. М.: Полиграф сер-вис, 2014. 192 с. 15. Pay Ф.Ф., Нейман Л.В., Бельтюков В.И. Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся. М.: АПН РСФСР, 1961. 188 с.
16. Салосина И.В. Текстовая компетентность: от восприятия к интерпретации // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. Сер. Психология. 2007. Вып. 10. С. 55–59.
17. Смысловое восприятие речевого сообщения: коллективная монография / отв. ред. Т.М. Дридзе, А.А. Леонтьев. М.: Наука, 1976. 263 с.
18. Феклистова С.Н. Современный этап развития системы коррекционной ра-боты по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха: SWOT-анализ // Спецыяльная адукацыя. 2018. №10. С. 21–26.
19. Феклистова С.Н. Интегративная технология слухоречевого развития детей с нарушением слуха // Педагогическая наука и образование. 2019. № 3. С. 78–86.
20. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: сб. науч. тр. Тула, 2008. Вып. 1. С. 117–137.
21. Guberina P. Verbotonal method. Zagreb, 2013. 503 p.

Ключевые слова:
нарушение слуха, слуховое восприятие, устная речь, коррекционная работа

Для цитирования:
Феклистова С.Н. Концептуальные подходы к модернизации научно-методической системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 2. С. 69–85.

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина