Богословское мышление как интерпретирующая стратегия (опыт философско-религиоведческой реконструкции)

Авторы:
Скоробогатова Ирина Владимировна,

DOI:
-

Полный текст292,13 КБ

В статье богословие рассматривается с позиции его роли в религиозной традиции, обеспечивающей актуализацию этой традиции в условиях трансформаций социокультурного контекста. Богословское мышление рассматривается как интерпретирующая стратегия, в которой объектом интерпретации выступают, во-первых, различные аспекты современности, во-вторых, основания традиции, взаимно оказывающие влияние друг на друга, по принципу герменевтического круга. Сложность, с которой сталкивается богословское мышление, связана с необходимостью удерживать рамку формализованных оснований традиции, выход за пределы которой выводит богословие за рамки ортодоксии, а её сохранение не позволяет в полной мере осуществить интерпретацию оснований традиции в современном контексте, и как следствие, её актуализацию.

Present article describes the role of theology in religious tradition as proving its actualization in the situation of sociocultural context transformation. Theological thinking is considered as an interpreting strategy, where the object of interpretation is constructed from different aspects of present culture and foundations of the tradition which mutually influence each other according to hermeneutical circle principle. Theological thinking faces particular difficulty caused by a necessity to keep the formalized foundations of the tradition. Stepping outside of such foundations leads theology beyond the limits of orthodoxy whereas preserving them does not allow re-interpreting foundations of the tradition in full extent for contemporary context and as a result does not allow actualizing the tradition.

Скоробогатова Ирина Владимировна
кандидат философских наук
Евроазиатская богословская семинария Ассоциации христиан веры евангельской «Церковь Божия»
Москва, Российская Федерация
[email protected]

1. Бокова О. А., Карандашов В. Д. Дискуссия о теологии в российской высшей школе // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. – 2015. – Т. 2. Философия. – № 4. – С. 194–201.
2. Давыденков О. Догматическое богословие. Курс лекций. Ч. I и II. – М.: Изд-во ПСТГУ, 1997.
3. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. – 2-е изд., стереотип. – М.: Эдиториал УРСС, 2006.
4. Лосский В. Н. Боговидение. – Минск: ИБЭ, 2007.
5. Мейендорф И. Предисловие к книге: Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1937. – Интернет-версия под общ. ред. Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского. 2003 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.vehi.net/florovsky/puti/index.html.
6. Новиченко И. Ю. Английские христианские социалисты и кооперация, середина XIX – начало XX в. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12: Политические науки. – 2012. – № 1. – С. 50–67.
7. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / пер. с фр. и вступит. ст. И. Вдовиной. – М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2002.
8. Рыжкова Г. С. Христианский персонализм XX в. // Философия. XX век. Рубеж столетий / отв. ред. О. Н. Томюк. – Екатеринбург: Урал. фед. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2012. – С. 47–50.
9. Шредингер Э. Что такое жизнь? / пер. К. Б. Егорова, ред. Г. Веснина. – М.: АСТ, 2019.

Ключевые слова:
БОГОСЛОВИЕ, БОГОСЛОВСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАДИЦИЯ, ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ, МОДЕРНИЗМ, ФУНДАМЕНТАЛИЗМ, THEOLOGY, THEOLOGICAL THINKING, RELIGIOUS TRADITION, HERMENEUTICAL CIRCLE, INTERPRETATION, MODERNISM, FUNDAMENTALISM

Для цитирования:
Скоробогатова И.В. Богословское мышление как интерпретирующая стратегия (опыт философско-религиоведческой реконструкции) // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2020 – № 1. – С. 157–168.

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина