Психологическая теория религии М. А. Рейснера

Авторы:
Дамте Давид Соломонович,

DOI:
-

Полный текст292,55 КБ

В статье дается анализ теоретической модели научного исследования религии, предложенной историком, философом и социальным психологом М. А. Рейснером (1868-1928). Показан переход этого исследователя от истории и теории права к проблемам теоретического религиоведения. Охарактеризованы взгляды Рейснера на место и роль психологии религии в системе гуманитарных дисциплин, его подход к исследованию сущности и значения религиозных эмоций и символики, а также его трактовка некоторых особенностей религиозного восприятия мира. Рассмотрена связь религиоведческих идей Рейснера с психоаналитической теорией и марксистским учением. Указаны обстоятельства, препятствовавшие завершению некоторых проектов ученого.

The article analyzes the theoretical model of scientific research of religion proposed by the historian, philosopher and social psychologist M. A. Reisner (1868-1928). The transition of this researcher from the history and theory of law to the problems of theoretical religious studies is shown. The author describes Reisner's views on the place and role of the psychology of religion in the humanitarian disciplines system, his approach to the study of the essence and meaning of religious emotions and symbols, as well as his interpretation of some features of the religious perception of the world. The connection of Reisner's religious ideas with psychoanalytic theory and Marxist teaching is considered. The circumstances that prevented the completion of some his projects are indicated.

Дамте Давид Соломонович
кандидат философских наук
Издательский дом «Дело» РАНХиГС
Москва, Российская Федерация
damte_d@mail.ru

1. АРАН. Ф.355. Оп.1а. Д.8. Документы об образовании и работе Кабинета (комиссии) по изучению религиозной идеологии (с апреля 1928 г. – Комиссия по истории религии) при Философской секции Комакадемии.
2. АРАН. Ф.350. Оп.2. Д.36. ЛЛ.1-56. Стенограмма заседания в Комакадемии по докладу М. А. Рейснера «Проблема психологии в теории исторического материализма».
3. АРАН. Ф.355. Оп.1. Д.18. ЛЛ.3-7. Протокол № 3 заседания Психологической секции Института научной философии РАНИОН.
4. АРАН. Ф.350. Оп.1. Д.51. ЛЛ.131-168. Протокол № 24 заседания Бюро Президиума Комакадемии.
5. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. – СПб., 1908
6. Виснап Н. Е. Вопросы психологии религии в работах М. А. Рейснера // Труды II итоговой конференции профессорско-преподавательского состава НФ ЛЭТИ: в 2 т. Т. 2. – Новгород, 1971. – С. 98–107.
7. Дамте Д. С. Об основных направлениях советской психологии религии 1920-х гг. // Религиоведческие исследования. – 2019. – № 1. – С. 50-73.
8. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. – М., 1993.
9. Жане П. Психический автоматизм: Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности человека. – СПб., 2009.
10. Лейбин В. М. Фрейд и Россия // Зигмунд Фрейд и психоанализ в России. – М.; Воронеж, 2000.
11. Метель О. В. Изучение религиозной проблематики в стенах Коммунистической академии: от кабинета религиозной идеологии к антирелигиозной секции // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. – 2017. – № 69. – С. 81–86.
12. Петровский А. В. История советской психологии: Формирование основ психологической науки. – М., 1967.
13. Попов Н. М. Роль и значение психиатрии в современной науке и в жизни. – Казань, 1894.
14. Попова М. А. Критика психологической апологии религии. – М., 1973.
15. Попова М. А. Букина И. Н. Эволюция буржуазной психологии религии // Вопросы научного атеизма. – Вып. 11: Психология и религия. – М., 1971. – С. 113–147.
16. Рейснер М. А. Государство. – М., 1918.
17. Рейснер М. А. История политических учений. – М.; Л., 1929.
18. Рейснер М. А. Классовые основы религии. – М., 1930.
19. Рейснер М. А. Любовь, пол и религия. – Рязань, 1924.
20. Рейснер М. А. Нужна ли вера в бога? О вере, церкви и государстве. – М., 1925.
21. Рейснер М. А. Проблемы социальной психологии. – Ростов-н/Д., 1925.
22. Рейснер М. А. Социальная психология // Энциклопедический словарь Русского Библиографического Института «Гранат». Т. 41. Ч. 1. – М., 1924. – С. 65–80.
23. Рейснер М. А. Социальная психология и учение Фрейда // Печать и революция. – 1925. – № 3. – С. 54–69; № 5–6. – С. 133–150.
24. Рейснер М. А. Условная символика как социальный раздражитель // Вестник коммунистической академии. – 1924. – № 9. – С. 175–197.
25. Рейснер М. А. Фрейд и его школа о религии // Печать и революция. – 1924. – № 1. – С. 40–60; № 3(2). – С. 81–106.
26. Рыбаков Ф. Е. Гипнотизм и психическая зараза. – М., 1905.
27. Сидис Б. Психология внушения. – СПб., 1902.
28. Суханов С. А. Душевные болезни. – СПб., 1914.
29. Угринович Д. М. Введение в теоретическое религиоведение. – М., 1985.
30. Эткинд А. М. Эрос невозможного. Развитие психоанализа в России. – М., 1994.

Ключевые слова:
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ, ПСИХОАНАЛИЗ, РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА, РЕЛИГИОЗНЫЕ СИМВОЛЫ, МАРКСИЗМ, RELIGIOUS STUDIES, PSYCHOLOGY OF RELIGION, PSYCHOANALYSIS, RELIGIOUS FAITH, RELIGIOUS SYMBOLS, MARXISM

Для цитирования:
Дамте Д.С. Психологическая теория религии М. А. Рейснера // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2020 – № 1. – С. 146–156.

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина