Образ Гипатии Александрийской в современном кинематографе

Авторы:
Ставцева Ольга Ивановна,

DOI:
-

Полный текст280,77 КБ

В статье представлен анализ фильма А. Аменабара «Агора» (2009), повествующего о конфликте между христианами и язычниками в Александрии на рубеже IV и V вв. и о судьбе философа и ученого Гипатии Александрийской. Согласно герменевтическому осмыслению, произведение искусства всегда соотносится со своей эпохой, укоренено в собственном контексте, то есть, в случае с данным фильмом, связано с современными социально-политическими и культурными событиями начала ХХI в. Расхождение двух эпох - давней и современной, обусловило и своеобразие фильма «Агора», и его историческую неточность. В статье излагаются исторические сведения о Гипатии. Анализ расхождений между интерпретацией образа Гипатии режиссером и историческими сведениями о Гипатии позволяет поставить вопрос о репрезентации истории в кино и о природе кино как особой эфемерной реальности. Выводом статьи является подтверждение тезиса Х.-Г. Гадамера, согласно которому в произведении искусства мы имеем дело не с реконструкцией исторических событий, а с нашим отношением к прошлому, с опосредованием прошлого, включением прошлого в настоящее.

The article presents an analysis of A. Amenabar's film “Agora” (2009), which tells about the conflict between Christians and pagans in Alexandria at the turn of 4th and 5th centuries and about the fate of the philosopher and scientist Hypatia of Alexandria. According to hermeneutical interpretation, a work of art is always correlated with its own era, rooted in its own context, that is (in the case of this film) associated with modern socio-political and cultural events of the beginning of the 21st century. The discrepancy between the two eras - long-standing and modern, determined the originality of the film “Agora” and its historical inaccuracy. The article presents historical information about Hypatia. The analysis of discrepancies between the film director's interpretation of the Hypatia's image and historical information about Hypatia allows us to raise the question of the representation of History in cinema and the nature of cinema as a special ephemeral reality. The conclusion of the article is a confirmation of the thesis of H.-G. Gadamer, according to which in a work of art we are not dealing with the reconstruction of historical events, but with our attitude to the past, with the mediation of the past, the inclusion of the past in the present.

Ставцева Ольга Ивановна
кандидат философских наук
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика. – М.: Новое литературное обозрение, 2014.
2. Виллер Э. А. Учение о Едином в античности и средневековье / пер. с норв.; общ. ред. И. А. Прохоровой. – СПб.: Алетейя, 2002.
3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. – M.: Прогресс, 1998.
4. Корецкая М. А. Цена парресии: история Гипатии Александрийской и фильм А. Аменабара «Агора» // Вестн. Самарской гуманит. акад. Сер. Философия. Филология. – 2016. – № 1(19). – С. 14–43.
5. Метц К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино / пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной; науч. ред. А. Черноглазов. – 2-е изд.– СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2013.
6. Никонова С., Синицын А., Ставцева О. История и киноискусство: отчет о работе секции «Логос. Этос. Миф – 4: История в кино» // Aestheticae. Теоретический журнал Российского эстетического общества. – 2019. – № 1(3). – С. 164–188.
7. Фили К. Жертва конфликта между старым и новым миром. // Вопросы естествознания и техники. – 2002. – № 2. [Электронный ресурс]. – URL:
http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/HISTORY/HYPAT.HTM [дата обращения: 08.12.2019].
8. Фуко М. Герменевтика субъекта. Курс лекций, прочитанных в Колледж де Франс в 1981–1982 учебном году / пер. с фр. А. Г. Погоняйло. – СПб.: Наука, 2007.
9. Dzielska M. Hypatia of Alexandria. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 1996.
10. McAuley A. Hypatia’s Hijab: Visual Echoes of 9/11 in Alejandro Amen?bar’s Agora // Mouseion: Journal of the Classical Association of Canada. University of Toronto Press. Series III. – 2016. – Vol. 13. – P. 131–151.

Ключевые слова:
АМЕНАБАР, "АГОРА", ГИПАТИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ, ГЕРМЕНЕВТИКА, РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИСТОРИИ В КИНО, ГАДАМЕР, ПАРРЕСИЯ, РЕЛИГИЯ, ФИЛОСОФИЯ, AMENABAR, AGORA, HYPATIA OF ALEXANDRIA, HERMENEUTICS, HISTORY REPRESENTATION IN FILMS, GADAMER, PARRHESIA, RELIGION, PHILOSOPHY

Для цитирования:
Ставцева О.И. Образ Гипатии Александрийской в современном кинематографе // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2020 – № 1. – С. 117–125.

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина