Советская антирелигиозная политика конца 1920-х – начала 1930-х гг. глазами русских эмигрантов второй волны (по материалам Гарвардского проекта)

Soviet Antireligious Policy in the Late 1920s – Early 1930s Through the Eyes of Second "Wave" Russian Emigrants (on the Harvard Project Materials)

Авторы:
Хомков Дмитрий Станиславович,

DOI:
10.35231/18186653_2025_3_232

Полный текст347,54 КБ

Введение. В статье освещается восприятие русскими эмигрантами второй волны советской антирелигиозной политики рубежа 1920–1930-х гг. Основным источником служат материалы Гарвардского проекта, представлявшего собой комплексное интервьюирование бывших советских граждан американскими исследователями в начале 1950-х гг. Цель статьи – выявить и рассмотреть свидетельства участников Гарвардского проекта, касающиеся антирелигиозной политике времен коллективизации, а также определить ее влияние на эмигрантов.

Содержание. Дается краткая характеристика вклада эмигрантов второй волны в историографию антирелигиозной политики конца 1920-х – начала 1930-х гг. Этот вклад представляется значимым в силу ценных свидетельств очевидцев, диагностической аналитики в некоторых случаях, а также потому, что эмигранты были первыми, кто стал осмысливать данную тему. Рассматриваются основные формы советской антирелигиозной политики, упоминаемые эмигрантами: закрытие и разрушение церквей, антирелигиозная агитация, снятие колоколов. Отдельное внимание уделяется рассказам эмигрантов о реакции населения на антирелигиозные действия властей, включая различные формы активного и пассивного протеста, а также апокалиптические настроения. Кроме того, в некоторых случаях материалы Гарвардского проекта позволяют охарактеризовать влияние антирелигиозной политики на эмигрантов. В частности, оно могло выражаться в длительном прерывании религиозного опыта, что было для участников интервью тяжелым испытанием; в симпатиях к церкви, подвергавшейся гонениям; и в переоценке самого советского режима.

Выводы. Религиоведческие подходы к работе с материалами Гарвардского проекта можно считать перспективными как для изучения специфики русской эмиграции второй волны, так и для исследований в области истории религий в СССР. В рассказах эмигрантов можно найти обширные и ценные свидетельства об антирелигиозной политике времен коллективизации, которые дополняют уже существующие работы по советской религиозной ситуации в этот период.

Introduction. The article highlights the perception of Soviet antireligious policy at the turn of the 1920s and 1930s by Russian emigrants of the second wave. The main source is the materials of the Harvard Project, which consisted of complex interviews of former Soviet citizens by American researchers in the early 1950s. The purpose of the article is to identify and examine the testimonies of Harvard Project participants on the antireligious policies of the collectivization time and to determine its impact on emigrants.

Content. The article provides a brief description of the contribution of second wave emigrants to the historiography of antireligious policy of the late 1920s – early 1930s. This contribution appears significant because of the valuable eyewitness accounts, good analysis in some cases, and the fact that emigrants were the first to begin to think about this topic. The following examines the main forms of Soviet antireligious policy mentioned by emigrants: closing and destruction of churches, antireligious agitation and removal of bells. Particular attention is paid to the stories of emigrants about the population's reaction to the antireligious actions of the authorities, including various forms of active and passive protest, as well as apocalyptic expectations. In addition, in some cases, the Harvard Project materials allow us to characterize the influence of antireligious policy on emigrants. In particular, it could be expressed in a long interruption of religious experience, which was a difficult test for the interview participants, in sympathy for the church, which was subjected to persecution, and in a reassessment of the Soviet regime itself.

Conclusions. Religious studies approaches to working with the materials of the Harvard Project can be considered promising both for studying the specifics of the second wave of Russian emigration and for research in the field of the history of religions in the USSR. The stories of emigrants provide extensive and valuable evidence about the antireligious policy of the collectivization era, which complements existing work on the Soviet religious situation during this period.

Хомков Дмитрий Станиславович
-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
KhomkovDS@yandex.ru

1. Батченко В. С. Антипасхальная кампания 1930 года (на примере Западной области) // Макарьевские чтения: материалы междунар. науч. конф., Горно-Алтайск, 17–19 сентября 2018. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2018. – С. 34–39. EDN: YOXBAD
2. Батченко В. С. Власть и вера: антирелигиозная политика и ее восприятие населением Западной области, 1929–1934 гг. – СПб.: Петроглиф, 2019. – 334 с. EDN: VGCETE
3. БатченкоВ.С.Сломить религиозность деревни, сломав колокола: антиколокольная составляющая в борьбе с религией на рубеже 1920–1930?х гг. (на примере Западной области) // Культурная память и культурная идентичность: материалы всерос. науч. конф., Екатеринбург, 25 марта 2016 г. –Екатеринбург: ФГАОУ ВО УрФУ, 2016. –С. 241–246. –EDN: XGLOJL
4. В поисках истины. Пути и судьбы второй эмиграции: сборник статей и документов / общ. ред. А. В. Попова. – М.: РГГУ, 1997. – 376 с. EDN: PTXIVN
5. Виола Л. В. Крестьянский бунт в эпоху Сталина: Коллективизация и культура крестьянского сопротивления. – М.: РОССПЭН, 2010. – 367 с.
6. Гарвардский проект: рассекреченные свидетельства о Великой Отечественной войне / общ. ред. О. В. Будницкого и Л. Г. Новиковой. – М.: Политическая энциклопедия, 2018. – 493 с.
7. ДжейрановС. Н.Власть и церковь в период коллективизации (на материалах Московской области) // Известия Саратовского университета. – 2021. – Т. 21. –№ 1. – С. 29–33. EDN: TFBMZF
8. Дипийцы: материалы и исследования / отв. ред. П.А. Трибунский. – М.: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына, 2021. – 540 с. EDN: SYYFIT
9. Земсков В. Н. Возвращение советских перемещенных лиц в СССР. 1944–1952 гг. – М.: Институт российской истории РАН, 2016. – 424 с. EDN: WIYBGN
10. Климович Л.В.Попытка объединения российской эмиграции в 1950?е годы (по материалам совещаний эмигрантских организаций в Фюссене, Штутгарте, Висбадене) // Научный диалог. – 2015. – № 12. – С. 268–279. EDN: VDVLUN
11. Кодин Е. В. Гарвардский проект. – М.: РОССПЭН, 2003. – 207 с. EDN: PCOTHR
12. Козлов Ф. Н. «Снять колокола!..»: заготовка колокольного «цветмета» в СССР в конце 1920?х – 1930?е гг. (на примере Чувашской АССР) // Экономическая история. – 2024. – Т. 20. – № 3. – С. 259–267. EDN: LBBOFB
13. Константинов Д. В. Гонимая церковь. – Нью-Йорк: Всеславянское изд-во, 1967. – 383 с.
14. Обезчик К. Единоличник // Борьба. – 1950. – № 1–2. – С. 26–27.
15. Рар Г. А. Плененная церковь: очерк развития взаимоотношений между церковью и властью в СССР. – Франкфурт-на-Майне: Посев, 1954. – 113 с.
16. Советская деревня глазами ВЧК – ОГПУ – НКВД. Т. 3: 1930–1934. кн. 1, 1930–1931 / отв. ред. А. Берелович. – М.: РОССПЭН, 2003. – 860 с.
17. Строганов А.В. Роль духовенства в крестьянском протесте в период коллективизации // Власть. – 2021. – Т. 29. – № 3. – С. 235–240. EDN: IFLLUQ
18. Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30?е годы: деревня. – М.: РОССПЭН, 2001. – 422 с.
19. Хомков Д. С. Гарвардский проект по советской социальной системе как религиоведческий источник // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. – 2021. – Т. 37. – С. 93–99. EDN: CVODDJ
20. ХомковД.С.Контексты упоминания религии в материалах политических организаций русской эмиграции второй волны в конце 1950?х – начале 1960?х годов // XXVII Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 18–19 апреля 2023 г. – СПб.: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2023. – С. 82–87. EDN: RYLABK
21. Хомков Д. С. Образ католичества и Католической церкви у русских эмигрантов второй волны (по материалам интервью Гарвардского проекта) // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – 2021. – Т. 10. – № 2A. – С. 217–223. EDN: BUNWYD
22. Чугунов Т. К. Деревня на Голгофе: летопись коммунистической эпохи: от 1917 до 1967 г. – Мюнхен: Изд. авт, 1968. – 509 с.

1. Batchenko, V. S. (2018) Antipaskhal'naya kampaniya 1930 goda (na primere Zapadnoj oblasti) [Anti-Easter Campaign in 1930 (Case Study of the Zapadnaya Oblast)]. Makar'evskie chteniy – Makaryev Readings. Pp. 34–39. (In Russian).
2. Batchenko, V. S. (2019) Vlast' i vera: antireligioznaya politika i ee vospriyatie naseleniem Zapadnoj oblasti, 1929–1934 gg. [Power and Faith: Antireligious Policy and Its Perception by the Population of the Western Region, 1929–1934]. Saint Petersburg: Petroglyph. (In Russian).
3. Batchenko, V. S. (2016) Slomit' religioznost' derevni, slomav kolokola: antikolokol'naya sostavlyayushchaya v bor'be s religiej na rubezhe 1920–1930?h gg. (na primere Zapadnoj oblasti) [Break the religious of village by broken bells: anti-bell component in the fight against religion at the turn of 1920–1930 (on the example of the Zapadnaya oblast’)]. XI Kolosnicynskie chteniya – XI Kolosnitsyn Readings. Pp. 241–246. (In Russian).
4. V poiskah istiny. Puti i sud'by vtoroj emigracii (1997) [In Search of Truth. Paths and Destinies of the Second Emigration]. Moscow: RSUH. (In Russian).
5. Viola, L (2010). Krest'yanskij bunt v epohu Stalina: Kollektivizaciya i kul'tura krest'yanskogo soprotivleniya [Peasant rebels under Stalin: collectivization and the culture of peasant resistance]. Moscow: ROSSPEN. (In Russian).
6. Garvardskij proekt: rassekrechennye svidetel'stva o Velikoj Otechestvennoj (2018) [Harvard Project: Declassified Evidence of the Great Patriotic War]. Moscow: Political Encyclopedia. (In Russian).
7. Jayrunov, S. N. (2021) Vlast' i cerkov' v period kollektivizacii (na materialah Moskovskoj oblasti) [Power and the Church during the period of collectivization in the Moscow region]. Izvestiya Saratovskogo universitet – Izvestiya of Saratov University. Vol. 21. No. 1. Pp. 29–33. (In Russian).
8. Dipijcy: materialy i issledovaniya (2021) [DPs: Materials and Research]. Moscow: Alexander Solzhenitsyn House of Russia Abroad. (In Russian).
9. Zemskov, V. N. (2016) Vozvrashchenie sovetskih peremeshchennyh lic v SSSR. 1944–1952 gg. [Return of Soviet displaced persons to the USSR. 1944–1952]. Moscow: IRH RAS. (In Russian).
10. Klimovich, L. V. (2015) Popytka ob"edineniya rossijskoj emigracii v 1950?e gody (po materialam soveshchanij emigrantskih organizacij v Fyussene, SHtutgarte, Visbadene) [Attempt to Unite the Russian Emigration in 1950?ies (on Material of Emigrant Organization Meetings in Fussen, Stuttgart, Wiesbaden)]. Nauchnyi dialog – Scientific Dialogue. No. 12. Pp. 268–279. (In Russian).
11. Kodin, E. V. (2003) Garvardskij proekt [Harvard Project]. Moscow: ROSSPEN. (In Russian).
12. Kozlov, F. N. (2024) «Snyat' kolokola!..»: zagotovka kolokol'nogo «cvetmeta» v SSSR v konce 1920?h – 1930?e gg. (na primere CHuvashskoj ASSR) [“Remove the Bells!..”: The History of Bell Seizure in the USSR in the Late 1920s?1930s: A Case Study of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic]. Economicheskaya istoriya – Russian Journal of Economic History. Vol. 20. No. 3. Pp. 259–267. (In Russian).
13. Konstantinov, D. V. (1967) Gonimaya cerkov' [The Persecuted Church]. New York: AllSlavic Publishing House. (In Russian).
14. Obezchik, K. (1950) Edinolichnik [Sole proprietor]. Bor'ba – Fight. No 1–2. Pp. 26–27. (In Russian).
15. Rar, G. A. (1954) Plenennaya cerkov': ocherk razvitiya vzaimootnoshenij mezhdu cerkov'yu i vlast'yu v SSSR [The Captive Church: An Essay on the Development of Relations between the Church and the Authorities in the USSR]. Frankfurt am Main: Posev. (In Russian).
16. Sovetskaya derevnya glazami VCHK – OGPU – NKVD. T. 3: 1930–1934. kn. 1 (2003) [The Soviet Village through the Eyes of the Cheka – OGPU – NKVD. Vol. 3: 1930–1934. Book 1]. Moscow: ROSSPEN. (In Russian).
17. Stroganov, A. V. (2021) Rol' duhovenstva v krest'yanskom proteste v period kollektivizacii [The Role of the Clergy in Peasant Protest during the Collectivization Period]. Vlast' – Power. Vol. 29. No. 3. Pp. 235–240. (In Russian).
18. Fitzpatrick, S. (2001) Stalinskie krest'yane. Social'naya istoriya Sovetskoj Rossii v 30?e gody: derevnya [Stalin's Peasants: Resistance and Survival in the Russian Village after Collectivization]. Moscow: ROSSPEN. (In Russian).
19. Khomkov, D. S. (2021) Garvardskij proekt po sovetskoj social'noj sisteme kak religiovedcheskij istochnik [The Harvard Project on the Soviet Social System as a Source of Religious Studies]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta – The Bulletin of Irkutsk State University. Vol. 37. Pp. 93–99. (In Russian).
20. Khomkov, D. S. (2023) Konteksty upominaniya religii v materialah politicheskih organizacij russkoj emigracii vtoroj volny v konce 1950?h – nachale 1960?h godov [Contexts of mentioning religion in the materials of political organizations of the Russian emigration of the second wave in the late 1950s – early 1960s]. XXVII Carskosel'skie chteniya – XXVII Tsarskoye Selo Readings. Pp. 82–87. (In Russian).
21. Khomkov, D. S. (2021) Obraz katolichestva i Katolicheskoj cerkvi u russkih emigrantov vtoroj volny (po materialam interv'yu Garvardskogo proekta) [The image of Catholicism and the Catholic Church among the Russian emigrants of the second wave (based on interview materials of the Harvard Project)]. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke – Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being. Vol. 10. No 2A. Pp. 217–223. (In Russian).
22. Chugunov, T. K. (1968) Derevnya na Golgofe: letopis' kommunisticheskoj epohi: ot 1917 do 1967 g. [The Village on Golgotha: A Chronicle of the Communist Era: 1917 to 1967]. Munich: Author's Publishing. (In Russian).

Ключевые слова:
русская эмиграция, Гарвардский проект по изучению советской социальной системы, антирелигиозная политика, коллективизация, русское православие, Russian emigration, Harvard Project on the Soviet Social System, antireligious policy, collectivization, Russian Orthodoxy

Для цитирования:
Хомков Д. С. Советская антирелигиозная политика конца 1920-х – начала 1930-х гг. глазами русских эмигрантов второй волны (по материалам Гарвардского проекта) // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2025. – № 3. – С. 232– 246. DOI: 10.35231/18186653_2025_3_232. EDN: CZBBXB Khomkov, D. S. (2025) Sovetskaya antireligioznaya politika konca 1920-h – nachala 1930-h gg. glazami russkih emigrantov vtoroj volny (po materialam Garvardskogo proekta) [Soviet Antireligious Policy in the Late 1920s – Early 1930s Through the Eyes of Second "Wave" Russian Emigrants (on Materials of the Harvard Project)]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 3. Pp. 232–246. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2025_3_232. EDN: CZBBXB

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина 2025