Ритуалы и приметы в автомобильных ретроклубах Москвы

Rituals and Omens in Moscow Automobile Retro Clubs

Авторы:
Крыков Егор Андреевич,

DOI:
10.35231/18186653_2025_3_92

Полный текст301,11 КБ

Введение. В статье рассматриваются ритуалы и приметы, возникающие в московских сообществах любителей ретроавтомобилей. Анализируется, как в среде «идейных» водителей автомобиль выступает не только в качестве средства передвижения, но и в роли «одушевленного партнёра» автолюбителя, который требует особого внимания к себе и повышенного контроля действий от владельца. Проанализировано, как в условиях высокой неопределенности дорожного движения (пространство опасности) апотропеические практики помогают участникам ретроклубов выстраивать символические
отношения с машиной и дорогой, создавая «смысловое пространство» движения. Также рассмотрено отражение подобных отношений в автолюбительском фольклоре.

Содержание. Полевые материалы, собранные посредством включенного наблюдения в автоклубах Москвы и ближнего Подмосковья, позволили выявить целый комплекс языковых и культурных особенностей, характерных для сообщества «идейных» автомобилистов (т. е. акцентирующих внимание на автомобиле как конституирующем элементе автолюбительской идентичности). Для теоретического
раскрытия темы используются современные отечественные работы по автомобильности в России (Кононенко Р., Мирская М.Л.), этнографии городской техносферы (Щепанская Т. Б.), а также зарубежные исследования магического мышления в контексте рисков и автомобильного фольклора (Case T. I., Fitness J., Kemp L. W.). Основной вопрос заключается в том, каким образом обращение к ритуалам и приметам
в ретроклубах адаптирует автовладельца к рискам и неопределенности дорожного пространства и какое место специфические для сообщества практики занимают в культурной жизни «идейных» автомобилистов. В ходе наблюдения был зафиксирован специфический язык, в основе которого лежит сочетание сленговых выражений, профессиональных терминов и метафорических конструкций и посредством которого формируется коллективная «идентичность водителя» и «одушевлённость» машины. Этот язык не просто служит средством повседневного общения, но и выполняет функцию символической коммуникации, в котором каждое слово и выражение приобретают дополнительный культурный и эмоциональный заряд.

Выводы. В статье делается вывод, что автомобильные приметы и специфичные представления, являющиеся одновременно неотъемлемой частью этого лингвистического кода сообщества ретроавтомобилистов и элементами более широкого водительского фольклора, помогают представителям автокультуры интерпретировать происходящие события, предугадывать возможные опасности и принимать решения, основанные не только на рациональном анализе, но и на интуитивном чувстве коллективного опыта. В условиях современной городской культуры, характеризующейся быстрым ритмом жизни и постоянными изменениями, устоявшиеся представления и практики подвергаются переосмыслению. Этот процесс трансформации отражает сложное взаимодействие между традицией и инновацией, где язык становится живым организмом, постоянно эволюционирующим под влиянием внешних социальных и культурных факторов.

Introduction. The article examines the rituals and illusory correlations that arise within Moscow communities of retro car enthusiasts. It analyzes how, among “ideological” drivers, a car serves not only as a means
of transportation but also as an “animated partner” for the enthusiast – one that demands special attention and increased control over the owner’s actions. The study explores how, under conditions of high uncertainty in road traffic (a “danger space”), apotropaic practices help retro club members build symbolic relationships with both the car and the road, thereby creating a “semantic space” of movement. It also considers how such relationships are reflected in car?enthusiast folklore.

Content. Field materials collected through participant observation in car clubs in Moscow and the Moscow region allowed us to identify a complex of linguistic and cultural features characteristic of “ideological” drivers’ community (i. e., those who regard the car as a constituent element of their enthusiast identity). For the theoretical framing of the topic, we draw on modern domestic studies of automobiles
in Russia (Kononenko R.; Mirskaya M. L.), ethnographies of the urban technosphere (Shchepanskaya T. B.), and foreign research on magical thinking in the context of risk and automobile folklore (Case T. I.; Fitness J.;
Kemp L. W.). The main question of the article is how recourse to rituals and signs in retro clubs helps car owners adapt to the risks and uncertainty of road space, and what role community?specific practices play
in the cultural life of “ideological” motorists. During observation, we recorded a specific language – based on a combination of slang expressions, professional terms, and metaphorical constructions – through which
the collective “identity of the driver” and the “animation” of the car are constructed. This language not only serves as a means of everyday communication but also functions as symbolic communication, in which each
word and expression acquires an additional cultural and emotional charge.

Conclusions. The article concludes that automobile illusory correlations and specific beliefs – integral both to the retro?car community’s linguistic code and to the broader driver folklore – help members of car
culture interpret unfolding events, anticipate potential dangers, and make decisions based not only on rationalanalysis but also on an intuitive sense of collective experience. In the context of modern urban culture – characterized by a fast pace of life and constant change – established ideas and practices undergo rethinking. This process of transformation reflects the complex interplay between tradition and innovation, in which language becomes a living organism, continually evolving under the influence of external social and cultural factors.

Крыков Егор Андреевич
-
Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН
Москва, Российская Федерация
theeternalglow@mail.ru

1. Абрамян Л. А., Пикичян Р. В. Заметки по этнографии современного города. II. Автомобильная культура Еревана // Этноконтактные зоны в Европейской части СССР. – М., 1989. – С. 148–159.
2. Кононенко Р. Автомобильность в России. – М.: Вариант, ЦСПГИ, 2011.
3. Мирская М. Л. Автомобиль в советской культуре. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2013.
4. Назарова И. Ю. Почему мы не верим в приметы // Антропологический форум. – 2011. – № 13. – С. 107–116.
5. Селеев С. С., Павлов А. Б. Гаражники. – М.: Страна Оз, 2016.
6. Урри Дж. Мобильности / пер. с англ. А.В. Лазарева; вступ. ст. Н. А. Харламова. – М., 2012.
7. Щепанская Т. Б.Этнография техносферы: традиция и прогностика в фольклорном дискурсе водителей // Аспекты будущего по этнографическим и фольклорным материалам. – СПб.: МАЭ РАН, 2012. – С. 162–183.
8. Щепанская Т. Б. Сравнительная этнография профессий: повседневные практики и культурные коды (Россия, конец XIX – начало XXI в.). – СПб.: Наука, 2010.
9. Case T. I., Fitness J., Cairns D. R., Stevenson R. J. Coping With Uncertainty: Superstitious Strategies and Secondary Control // Journal of Applied Social Psychology. – 2004. – Vol. 34. – P. 848–871.
10. Kemp L.W. Putting down Routes: Folk and Popular Perceptions of the Road // Western Folklore. – 1983. – Vol. 42. – P. 157–178.
11. Morris J. Automobile masculinities and neoliberal production regimes among Russian blue-collar men // Masculinity, Labour and Neoliberalism: Global Perspectives / Eds. Ch. Walker, S. Roberts. – Basingstoke; New York: Palgrave, 2018. – P. 171–193.
12. Siegelbaum L. Cars for Comrades: The Life of the Soviet Automobile. – Ithaca: Cornell University Press, 2008.

1. Abramyan, L. A., & Pikichyan, R. V. (1989) Zametki po etnografii sovremennogo goroda. II. Avtomobil’naia kul’tura Erevanа [Notes on the ethnography of the modern city. II. Automobile culture of Yerevan]. Etnokontaktnye zony v Evropeiskoi chasti SSSR [Ethnic Contact Zones in the European Part of the USSR]. Moscow. Pp. 148–159.
2. Kononenko, R. (2011) Avtomobil’nost’ v Rossii [Automobility in Russia]. Moscow: Variant; CSPGI.
3. Mirskaya, M. L. (2013) Avtomobil’ v sovetskoi kul’ture [The Automobile in Soviet Culture]. Moscow: Higher School of Economics Publishing House.
4. Nazarova, I.Yu. (2011) Pochemu my ne verim v primety [Why We Don’t Believe in Omens]. Anthropologicheskii forum [Anthropological Forum]. No. 13. Pp. 107–116.
5. Seleev, S. S., & Pavlov, A. B. (2016) Garazhniki [The Garagemen]. Moscow: Strana Oz.
6. Urry, Dzh. (2012) Mobil’nosti [Mobilities] / trans. A.V. Lazareva; intro. N. A. Kharlamova. Moscow.
7. Shchepanskaya, T. B. (2012) Etnografiia tekhnosfery: traditsiia i prognostika v fol’klornom diskurse voditelei [Ethnography of the Technosphere: Tradition and Prognostics in Drivers’ Folkloric Discourse]. Aspekty budushchego po etnograficheskim i folklornym materialam [Aspects of the Future Based on Ethnographic and Folkloric Materials]. St. Petersburg: MAE RAN. Pp. 162–183.
8. Shchepanskaya, T. B. (2010) Sravnitel’naia etnografiia professii: povsednevnye praktiki i kul’turnye kody (Rossiya, konets XIX – nachalo XXI v.) [Comparative Ethnography of Professions: Everyday Practices and Cultural Codes (Russia, Late 19th – Early 21st Centuries)]. St. Petersburg: Nauka.
9. Case, T. I., Fitness, J., Cairns, D. R., Stevenson, R. J. (2004) Coping With Uncertainty: Superstitious Strategies and Secondary Control. Journal of Applied Social Psychology. Vol. 34. Pp. 848–871.
10. Kemp, L.W. (1983) Putting down Routes: Folk and Popular Perceptions of the Road. Western Folklore. Vol. 42. Pp. 157–178.
11. Morris, J. (2018) Automobile masculinities and neoliberal production regimes among Russian blue-collar men. Masculinity, Labour and Neoliberalism: Global Perspectives / Eds. Ch. Walker, S. Roberts. Basingstoke; New York: Palgrave. P. 171–193.
12. Siegelbaum, L. (2008) Cars for Comrades: The Life of the Soviet Automobile. Ithaca: Cornell University Press.

Ключевые слова:
ретроклубы, идейные автомобилисты, автомобильный фольклор, автолюбительский сленг, дорожное движение, городская культура, приметы и символы, retro clubs, ideological drivers, automobile folklore, car enthusiast’s slang, road traffic, urban culture, illusory correlations and symbols.

Для цитирования:
Крыков Е. А. Ритуалы и приметы в автомобильных ретроклубах Москвы // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2025. – № 3. – С. 92– 103. DOI: 10.35231/18186653_2025_3_92. EDN: UNONSF Krykov, E. A. (2025) Ritualy` i primety` v avtomobil`ny`x retroklubax Moskvy` [Rituals and Omens in Moscow Automobile Retro Clubs]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 3. Pp. 92–103. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2025_3_92. EDN: UNONSF

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина 2025