Введение. Предметом исследования является идентичность человека как социальный и культурный феномен современности. Исследуются как социальные так и психические аспекты человеческого
самосознания и самопрезентации в социокультурной среде. Более детальное рассмотрение феномена социокультурной идентичности позволяет говорить о её существовании в двух регистрах – воображаемом и символическом. Важным функциональным аспектом идентичности является её экстериоризация – способ раскрытия внутренних когнитивно-эмоциональных переживаний самотождественности индивида во внешней социокультурной среде. Экстериоризация идентичности рассматривается как условие и основание взаимодействия человека и общества.
Содержание. Идентичность рассматривается как интерфейс, соединяющий внутренний мир личности с внешней социокультурной средой. Выделяется два типа идентичности: символическую (социоцентричную, выраженную через язык и социальные роли) и воображаемую (антропоцентричную, проявляющуюся через творчество и образы). На основе теорий Эриксона и Лакана показывается, что
современная культура движется в сторону усиления воображаемой идентичности, что отражает стремление человека к большей автономии и свободе от предписанных социальных рамок.
Выводы. Основным результатом исследования является построение интерпретационной модели идентичности как психосоциального интерфейса, функционально соединяющего внутреннее психическое пространство индивида с внешней социокультурной средой. Значимым результатом исследования является синтез концепции идентичности, разработанной в рамках эго-психологии Э. Эриксона, с триадой
Реальное-Воображаемое-Символическое Ж. Лакана. К результатам можно отнести и проведенный в исследовании подробный анализ форм экстериоризации идентичности, явленной в разных регистрах. Если символическая идентичность раскрывается концептуально, то воображаемая идентичность – образно. Кроме этого, в исследовании было показано, что социокультурная идентичность динамична, она меняется во времени и отвечает логике усиления эмансипационных тенденций в культуре и обществе. Лейтмотивом этих изменений является ослабление роли символической идентичности и усиление воображаемой.
Introduction. The subject of the study is human identity as a social and cultural phenomenon of modernity. Both social and mental aspects of human self-awareness and self-presentation in a socio-cultural environment are investigated. A more detailed examination of the phenomenon of socio-cultural identity allows us to talk about its existence in two registers - imaginary and symbolic. An important functional aspect of identity is its exteriorization – a way to reveal the inner cognitive and emotional experiences of an individual's identity in an external socio-cultural environment. The exteriorization of identity is considered as a condition and basis for the interaction of man and society.
Content. Identity is considered as an interface connecting the individual's inner world with the external socio-cultural environment. Two types of identity are distinguished: symbolic (sociocentric, expressed through language and social roles) and imaginary (anthropocentric, manifested through creativity and imagery). Based on the theories of Erikson and Lacan, it is shown that modern culture is moving towards a strengthening of the imaginary identity, reflecting the human striving for greater autonomy and freedom from prescribed social frameworks.
Conclusions. The main result of the research is the construction of an interpretative model of identity as a psycho-social interface that functionally connects the inner mental space of an individual with the external socio-cultural environment. A significant result of the research is the synthesis of the concept of identity, developed within the framework of E. Erickson's ego psychology, with the triad Real-Imaginary-Symbolic J.
Lacan. The results include a detailed analysis of the forms of exteriorization of identity, manifested in different registers, carried out in the study. If symbolic identity is revealed conceptually, then imaginary identity is revealed figuratively. In addition, the study showed that socio-cultural identity is dynamic, it changes over time and corresponds to the logic of strengthening emancipation trends in culture and society. The leitmotif of these changes is the weakening of the role of symbolic identity and the strengthening of the imaginary one.
Назаренко Алексей Николаевичкандидат культурологии
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
a.n.nazarenko@yandex.ru
1. Алиев Р. Т. За гранью юзабилити: критический анализ исследований интерфейса // Galactica Media: Journal of Media Studies. – 2024. – Т. 6. –№ 2. –С. 223–259. DOI 10.46539/gmd.v6i2.493. EDN VEIPKS.
2. АндерсонБ.Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма / Бенедикт Андерсон; [пер. с англ. В. Г. Николаева под ред. С. П. Баньковской]. – М.: Кучково поле, 2016. – 413 с.
3. Бурдьё П. Социология социального пространства: пер. с фр. / общ. ред. пер. Н. А.Шматко. – М.; Ин-т эксперим. социологии; Алетейя. Ист. кн., 2005 (ГУП Тип. Наука). – 288 с.
4. Идентичность: личность, общество, политика. Новые контуры исследовательского поля / И. С. Семененко, В. В. Лапкин, Е. В. Морозова [и др.]. – М.: Весь Мир, 2023. – 512 с. EDN AGNIZL.
5. Киричек Ю. А. Дискурс "Другого": от философских традиций к теории идентичности // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2013. – Т. 13, № 4. – С. 42–53. EDN SAGZCD.
6. Кондаков И.В., Соколов К. Б., Хренов Н. А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. – М.: Прогресс-Традиция, 2011. – 1024 с. EDN: RAYUXP
7. Лакан Ж. Имена-Отца; [пер. с фр. Александра Черноглазова]; предисл. и общ. ред. Жак-Алэн Миллера. – Москва: Гнозис: Логос, 2006. – 84 с.
8. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда / [пер. с фр. А. К. Черноглазова, М. А. Титовой]. – М.: Русское феноменологическое о-во, 1997. – 183 с.
9. Лакан Ж. Стадия зеркала как образующая функцию я, какой она раскрывается в психоаналитическом опыте (1946) / пер. с фр. В. Лапицкого // Кабинет: картины мира. СПб.: Инапресс, 1998. С. 136–142.
10. ЛезьерВ. А. Идентичность в процессе реконструкции субъективности в дискурсе Жака Лакана // Манускрипт. – 2020. – Т. 13, № 12. – С. 224–229. DOI 10.30853/mns200563. EDN XGFRMM.
11. МихайловскийА.В.Субъективность и идентичность: монография. – М.: НИУ Высшая школа экономики, 2012. – 367 с.
12. НазаренкоА.Н.Идентичность как социальный интерфейс: воображаемое и символическое «Я» // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. – 2024. – № S5. – С. 49–50. EDN UFPXNI.
13. РазиновЮ. А. Идентичность и творчество: о некоторых проблемах воображаемой идентичности // Творчество и культура в свете философской рефлексии. Творчество культуры и культура творчества: сб. науч. трудов / под ред. М. П. Волкова. – Ульяновск: УГТУ, 2018. – С. 123–134.
14. Суворов Н. Н. Воображаемое как феномен культуры: монография. – СПб: СанктПетербургский государственный институт культуры, 2018. – 300 с.
15. Щекотуров А. В. Интерфейс социальных сетей как репрезентация культурных смыслов // Слово.ру: балтийский акцент. – 2018. – Т. 9, № 4. – С. 43–53. DOI 10.5922/2225–5346–2018–4–4. EDN YPEYOT.
16. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: учеб. пособие / общ. ред. и предисл. А.В. Толстых; пер. с англ. [Андреева А.Д. и др.]. – 2?е изд. – М.: Флинта [и др.], 2006. – 341 с.
17. Эриксон Э. Идентичность и цикл жизни. – СПб.: Питер, 2023. – 208 с.
18. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Университетская книга, 1996. – 589 с.
19. HookwayB. Interface. –Cambridge, Massachusetts, London, England: MIT Press, 2014. – 191 p.
20. Long N. Development Sociology: Actor Perspectives. London and New York: Routledge, 2001. – 294 p.
1. Aliev, R. T. (2024) Za gran'iu iuzabiliti: kriticheskii analiz issledovanii interfeisa [Beyond usability: A critical analysis of interface research]. Galactica Media: Journal of Media Studies. Vol. 6. No. 2. Pp. 223–259. DOI: 10.46539/gmd.v6i2.493 (In Russian).
2. Anderson, B. (2016) Voobrazhaemye soobshchestva: razmyshleniia ob istokakh i rasprostranenii natsionalizma [Imagined communities: Reflections on the origin and spread of nationalism] (V. G. Nikolaev, Trans.; S. P.Bankovskaya, Ed.). Moscow: Kuchkovo pole. (Original work published 1983) (In Russian).
3. Bourdieu, P. (2005) Sotsiologiia sotsial'nogo prostranstva: per. s fr. [Sociology of social space: Trans. from French] (N. A. Shmatko, Ed.). Moscow: Institut eksperimental'noi sotsiologii; Aleteiia. (In Russian).
4. Semenenko, I. S., Lapkin, V. V., Morozova, E. V., & [i dr.]. (Eds.). (2023) Identichnost': lichnost', obshchestvo, politika. Novye kontury issledovatel'skogo polia [Identity: Personality, society, politics. New contours of the research field]. Moscow: Ves' Mir. (In Russian).
5. Kirichek, Yu. A. (2013) Diskurs "Drugogo": ot filosofskikh traditsii k teorii identichnosti [The discourse of the "Other": From philosophical traditions to the theory of identity]. Nauchnyi ezhegodnik Instituta filosofii i prava Ural'skogo otdeleniia Rossiiskoi akademii nauk [Scientific Yearbook of the Institute of Philosophy and Law of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences]. Vol. 13. No. 4. Pp. 42–53. (In Russian).
6. Kondakov, I. V., Sokolov, K. B., & Khrenov, N. A. (2011) Tsivilizatsionnaia identichnost' v perekhodnuiu epokhu: kul'turologicheskii, sotsiologicheskii i iskusstvovedcheskii aspekty
[Civilizational identity in a transitional era: Culturological, sociological and art history aspects]. Moscow: Progress-Traditsiia. (In Russian).
7. Lacan, J. (2006) Imena-Otsa [The names-of-the-father] (A. Chernoglazov, Trans.; J.-A. Miller, Ed.). Moscow: Gnozis: Logos. (In Russian).
8. Lacan, J. (1997) Instantsiia bukvy v bessoznatel'nom ili sud'ba razuma posle Freida [The instance of the letter in the unconscious or reason since Freud] (A. K.Chernoglazov & M. A.Titova, Trans.). Moscow: Russkoe fenomenologicheskoe obshchestvo. (In Russian).
9. Lacan, J. (1998) Stadija zerkala kak obrazuiushchaia funktsiiu ia, kakaia ona raskryvaetsia v psikhoanaliticheskom opyte (1946) [The mirror stage as formative of the function of the I as revealed in psychoanalytic experience] (V. Lapitskii, Trans.). In Kabinet: kartiny mira [Cabinet: Pictures of the world]. Pp. 136–142. St. Petersburg: Inapress. (In Russian).
10. Lez'er, V. A. (2020) Identichnost' v protsesse rekonstruktsii sub"ektivnosti v diskurse Zhaka Lakana [Identity in the process of reconstructing subjectivity in the discourse of Jacques Lacan]. Manuskript [Manuscript]. Vol. 13. No. 12. Pp. 224–229. DOI: 10.30853/mns200563 (In Russian).
11. Mikhailovskii, A. V. (2012) Sub"ektivnost' i identichnost': monografiia [Subjectivity and identity: A monograph]. Moscow: NIU Vysshaia shkola ekonomiki. (In Russian).
12. Nazarenko, A. N. (2024) Identichnost' kak sotsial'nyi interfeis: voobrazhaemoe i simvolicheskoe «Ia» [Identity as a social interface: The imaginary and symbolic "I"]. Aktual'nye problemy sotsial'no gumanitarnogo i nauchno-tekhnicheskogo znaniia [Actual Problems of SocioHumanitarian and Scientific-Technical Knowledge], No. S5. Pp. 49–50. (In Russian).
13. Razinov, Yu. A. (2018) Identichnost' i tvorchestvo: o nekotorykh problemakh voobrazhaemoi identichnosti [Identity and creativity: On some problems of imaginary identity]. M. P.Volkov (Ed.), Tvorchestvo i kul'tura v svete filosofskoi refleksii. Tvorchestvo kul'tury i kul'tura tvorchestva [Creativity and culture in the light of philosophical reflection. The creativity of culture and the culture of creativity]. Proceedings of the VI International Scientific and Theoretical Conference. Ulyanovsk: Ul'ianovskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet. Pp. 123–134. (In Russian).
14. Suvorov, N. N. (2018) Voobrazhaemoe kak fenomen kul'tury: monografiia [The imaginary as a phenomenon of culture: A monograph]. St. Petersburg: Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi
institut kul'tury. (In Russian).
15. Shchekoturov, A. V. (2018) Interfeis sotsial'nykh setei kak reprezentatsiia kul'turnykh smyslov [The social media interface as a representation of cultural meanings]. Slovo.ru: Baltiiskii aktsent [Slovo.ru: Baltic Accent]. Vol. 9. No. 4. Pp. 43–53. DOI: 10.5922/2225-5346-2018-4-4 (In Russian).
16. Erikson, E. (2006) Identichnost': iunost' i krizis: ucheb. posobie [Identity: Youth and crisis: A textbook] (A.V. Tolstykh, Ed.; A. D. Andreeva et al., Trans.; 2nd ed.). Moscow: Flinta. (Original work published 1968) (In Russian).
17. Erikson, E. (2023) Identichnost' i tsikl zhizni [Identity and the life cycle]. St. Petersburg: Piter. (Original work published 1959) (In Russian).
18. Erikson, E. (1996) Detstvo i obshchestvo [Childhood and society]. St. Petersburg: Universitetskaia kniga. (Original work published 1950) (In Russian).
19. Hookway, B. (2014) Interface. MIT Press.
20. Long, N. (2001) Development sociology: Actor perspectives. Routledge.