Введение. В статье представлены материалы эмпирического исследования особенностей эмоциональных и волевых характеристик детей старшего дошкольного возраста при разной удовлетворенности жизнью их матерей.
Материалы и методы. Для изучения эмоциональных и волевых характеристик детей старшего дошкольного возраста был использован следующий психодиагностический инструментарий: метод наблюдения для оценки волевых качеств (А. Высоцкий); методика «Страхи в домиках» (А. Захаров, М. Панфилова); тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); методика «Волшебная страна чувств» (Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролова); для диагностики удовлетворенности жизнью матерей были использованы: тест «Индекс жизненной удовлетворенности» (Н. Панина); методика «Диагностики уровня социальной фрустрированности» (Л. Вассерман).
Результаты. Описаны результаты сравнительного анализа значений показателей эмоциональных и волевых характеристик у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, матери которых обладают разным уровнем удовлетворенности жизнью. Проанализированы связи эмоциональных и волевых характеристик детей старшего дошкольного возраста с удовлетворенностью их матерей разными аспектами жизнедеятельности.
Обсуждение и выводы. Большинство замужних женщин 28–40 лет, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста, удовлетворены жизнью. Чем старше женщины, тем меньше они удовлетворены обстановкой в обществе (государстве), своим положением в обществе, жилищно-бытовыми условиями и отношениями с родителями. Гипотеза о том, что существуют различия эмоциональных и волевых характеристик у детей старшего дошкольного возраста при разной удовлетворенности жизнью их матерей, подтвердилась. Эмоциональные характеристики детей дошкольного возраста больше связаны с удовлетворенностью матери профессиональной деятельностью и семейными отношениями, но не связаны с их материальным благополучием. Волевые характеристики мальчиков связаны с такими показателями удовлетворенности жизнью их матерей, как: удовлетворенность отношениями с ребенком, отношениями с супругом и своим образом жизни. Волевые характеристики девочек старшего дошкольного возраста связаны только с удовлетворенности матерей содержанием работы в целом
Introduction. The article presents the materials of an empirical study of the features of emotional and volitional characteristics of older preschool children with different life satisfaction of their mothers.
Materials and methods. The following psychodiagnostic methods were used to study the emotional and volitional characteristics of older preschool children: the observation method for assessing volitional qualities (A. Vysotsky); the "Fears in houses" method (A. Zakharov, M. Panfilova); the anxiety test (R. Tammle, M. Dorki, V. Amen); the "magical land of feelings" method (T. Grabenko, T. Zinkevich-Evstigneeva, D. Frolova). The following methods were used to diagnose mothers' life satisfaction: the "Life Satisfaction Index" test (N. Panina); the "Diagnosis of social frustration" method (L. Wasserman).
Results. The results of a comparative analysis of the values of indicators of emotional and volitional characteristics in boys and girls of senior preschool age, whose mothers have different levels of life satisfaction, are described. The article also analyzes the relationship between the emotional and volitional characteristics of older preschool children and their mothers' satisfaction with various aspects of life.
Discussion and conclusion. The majority of married women aged 28–40 who are raising older preschool children are satisfied with their lives. The older women are, the less satisfied they are with the situation in society (the state), heir position in society, living conditions and relationships with their parents. The hypothesis that there are differences in emotional and volitional characteristics in older preschool children with different life satisfaction from their mothers has been confirmed. The emotional characteristics of preschool children are more related to their mother's satisfaction with their professional activities and family relationships, but are not related to their financial well-being. The volitional characteristics of boys are associated with such indicators of satisfaction with their mothers' lives as: satisfaction with their relationship with their child, their relationship with their spouse, and their lifestyle. The volitional characteristics of older preschool-age girls are related only to their mothers' satisfaction with the content of their work in general.
Куницына Ирина Анатольевна кандидат психологических наук
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
i-kunitsyna@yandex.ru
Беспалова Инга Игоревна-
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
inga_des@mail.ru
1. Борисов Г. И. Подходы к изучению психологического благополучия // Психология образования: современный вектор развития: монография. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. – С. 157–174. DOI: 10.15826/B 978–5–7996–3101–7.
2. Водяха С. А. Современные концепции психологического благополучия личности // Дискуссия. – 2012. – № 2 (20). – С. 132–138. EDN: NJRKIA
3. КорольН.В., ГордецкаяД.О.Взаимосвязь удовлетворенности жизнью и личностных особенностей женщин в период ранней взрослости // Universum: психология и образование. – 2023. –№10 (112). –С. 32–36. DOI: 10.32743/UniPsy.2023.112.10.15988. EDN: SXLNPY
4. Орлова Д. Г. Психологическое и субъективное благополучие: определение, структура, исследования (обзор современных источников) // ВЕСТНИК ПГГПУ. – 2015. – № 1. – С. 28–36. EDN: ULXSTX
5. Панкратова М.Л.Удовлетворённость российских женщин с детьми и без детей работой и жизнью // Экономическая социология. – 2013. – Т. 14. –№ 2. – С. 88–110. EDN: PXSJIV
6. Потапова Е.С. Личностная зрелость и удовлетворенность жизнью супругов, состоящих в официальном и неофициальном браке // Вестник науки и образования. – 2019. – № 12–1(66). – С. 116–118. EDN: FHCCEM
7. Савенышева С. С., Василенко В. Е. Факторы родительского стресса матерей детей раннего и дошкольного возраста // Психология личности: методология, теория, практика. – М.: Институт психологии РАН, 2024. – С. 380–385. EDN: TPMWCU
8. Савенышева С. С., Петраш М. Д., Стрижицкая О. Ю. Удовлетворенность жизнью, психологическое благополучие и удовлетворенность браком в период взрослости // Мир науки. – 2017. – Т. 5. – № 1. – С. 1. EDN: YMSIWF
9. Тимербулатова Э. С. Влияние профессиональной деятельности женщин-матерей на уровень их удовлетворенности жизнью // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2012. – Т. 18. – № 3. – С. 100–104. EDN: PYNTML
1. Borisov, G. I. (2020) Podhody k izucheniyu psihologicheskogo blagopoluchiya [Approaches to the study of psychological well-being]. Psihologiya obrazovaniya: sovremennyj vektor razvitiya – Psychology of education: a modern vector of development. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta. (In Russian). DOI: 10.15826/B 978–5–7996–3101–7
2. Vodyakha, S. A. (2012) Sovremennye koncepcii psihologicheskogo blagopoluchiya lichnosti [Modern conceptions of the individual psychological prosperity]. Diskussiya – Discussion. No. 2 (20). Pp. 132–138. (In Russian). EDN: NJRKIA
3. Korol, N., Gordetskaya, D. (2023) Vzaimosvyaz' udovletvorennosti zhizn'yu i lichnostnyh osobennostej zhenshchin v period rannej vzroslosti [Correlation between life satisfaction and personal characteristics of women in the period of early adultity]. Universum: psihologiya i obrazovanie – Universum: Psychology and Education. No. 10 (112). Pp. 32–36. (In Russian). EDN: SXLNPY
4. Orlova, D. G. (2015) Psihologicheskoe i sub"ektivnoe blagopoluchie: opredelenie, struktura, issledovaniya (obzor sovremennyh istochnikov) [Psychological and subjective well-being: definition, structure, researches (review of current publications)]. Vestnik PGGPU – Bulletin of the PGGPU. No. 1. Pp. 28–36. (In Russian). EDN: ULXSTX
5. Pankratova, M. (2013) Udovletvoryonnost' rossijskih zhenshchin s det'mi i bez detej rabotoj i zhizn'yu [Job and life satisfaction of russian mothers and women without children]. Ekonomicheskaya sociologiya – Economic Sociology. Vol. 14 No. 2. Pp. 88–110. (In Russian). EDN: PXSJIV
6. Potapova, E. S. (2019) Lichnostnaya zrelost' i udovletvorennost' zhizn'yu suprugov, sostoyashchih v oficial'nom i neoficial'nom brake [Personal maturity and satisfaction with the life of spouses in formal and informal marriages]. Vestnik nauki i obrazovaniya – Bulletin of Science and Education. No. 12–1 (66). Pp. 116–118. (In Russian). EDN: FHCCEM
7. Savenysheva, S. S., Vasilenko, V. E. (2024) Faktory roditel'skogo stressa materej detej rannego i doshkol'nogo vozrasta [Factors of parenting stress in mothers of young and preschool children]. Psihologiya lichnosti: metodologiya, teoriya, praktika [Personality psychology: methodology, theory, practice]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Pp. 380–385. (In Russian). EDN: TPMWCU
8. Savenysheva, S. S., Petrash, M. D., Strizhitskaya, O. Yu. (2017) Udovletvorennost' zhizn'yu, psihologicheskoe blagopoluchie i udovletvorennost' brakom v period vzroslosti [Life satisfaction, psychological well-being and marital satisfaction in adulthood]. Mir nauki – The world of Science. Vol. 5. No. 1. P. 1. (In Russian). EDN: YMSIWF
9. Timerbulatova, E. S. (2012) Vliyanie professional'noj deyatel'nosti zhenshchin-materej na uroven' ih udovletvorennosti zhizn'yu [Effect of mother's professional experience on their life level of satisfaction]. Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova – Bulletin of KSU. Vol. 18. No. 3.Pp. 100–104. (In Russian). EDN: PYNTML