Жизнестойкость и личностные характеристики старшеклассников и студентов

Resilience and Personality Characteristics of High School Students and Students

Авторы:
Ермакова Елена Сергеевна,

DOI:
10.35231/18186653_2025_2_350

Полный текст364,44 КБ

Введение. В статье исследуются показатели жизнестойкости и таких личностных характеристик старшеклассников и студентов, как локус контроля, тревожность и стрессоустойчивость. Полученные результаты позволяют уточнить факторы, способствующие и препятствующие развитию такого важнейшего личностного ресурса, как жизнестойкость, а также выявить особенности формирования психологических феноменов, связанных с динамикой личностной адаптации к образовательной среде и самоопределения в юности.

Материалы и методы. Использовались следующие методики: тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой; опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткинда; шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина; тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона в адаптации Я. Н. Воробейчик. Выборка представлена учащимися старших (10–11) классов средних общеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга и студентами 1–2 курсов Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Общее количество испытуемых – 64 человека, из них 32 старшеклассника в возрасте 16–17 лет, 32 студента 1–2 курсов разных направлений подготовки в возрасте 18–20 лет, с одинаковым количеством юношей и девушек в каждой выборке.

Результаты. Результаты позволили выделить различия показателей жизнестойкости, тревожности и стрессоустойчивости, сходство и различия в структуре связей показателей жизнестойкости, локуса контроля, тревожности и стрессоустойчивости старшеклассников и студентов.

Обсуждение и выводы. Различия в факторной структуре связей показателей жизнестойкости, локуса контроля, тревожности и стрессоустойчивости старшеклассников и студентов могут свидетельствовать о динамике формирования жизнестойкости, контроля и саморегуляции поведения в юности. Сходство факторной структуры показателей, отражающих связи жизнестойкости, локуса контроля, тревожности и стрессоустойчивости старшеклассников и студентов, позволяет полагать, что жизнестойкость как важнейший личностный ресурс позволяет человеку эффективно преодолевать стрессовые ситуации и противодействует склонности часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Характеристики локуса контроля, проявляясь вначале как переменные, связанные с жизнестойкостью, стрессоустойчивостью и тревожностью, становятся в юности самостоятельным фактором, отражающим контроль социального и личностного поведения.

Introduction. The research is devoted to the study of resilience and such personal characteristics of high school students as locus of control, anxiety and stress tolerance. The research results make it possible to clarify the factors contributing to and hindering the development of such an important personal resource as resilience, as well as to identify the features of the formation of psychological phenomena associated with the dynamics of personal adaptation to the educational environment and self-determination in youth.

Materials and methods. The following methods were used: the S. Muddy resilience test adapted by D. A. Leontiev, E. I. Rasskazova; the questionnaire «Level of subjective control» (USC) by E. F. Bazhin, E. A. Golynkina, A.M. Etkind; the scale for assessing the level of reactive and personal anxiety by C. D. Spielberger adapted by Yu. L. Khanin; the self-assessment test of S. Kouhen's stress tolerance and G. Willanson in the adaptation by J. N. Vorobeitchik. The sample is represented by students of senior (10–11) grades of secondary schools in St. Petersburg and students of 1-2 courses of the St. Petersburg State University of Railways of Emperor Alexander I. The total number of participants was 64 people, including 32 high school students aged 16–17 years, 32 students of 1–2 courses of different fields of study aged 18–20 years, with the same number of boys and girls in each sample.

Results. The results allowed to identify differences in indicators of resilience, anxiety and stress tolerance, similarities and differences in the structure of relationships between indicators of resilience, locus of control, anxiety and stress tolerance of high school students and students.

Discussion and conclusion. Differences in the factor structure of the relationships between the indicators of resilience, locus of control, anxiety and stress tolerance of high school students and students may indicate the dynamics of the formation of resilience, control and self-regulation of behavior in adolescence. The similarity of the factor structure of indicators reflecting the links between resilience, locus of control, anxiety, and stress tolerance in high school students suggests that resilience, as the most important personal resource, allows a person to effectively overcome stressful situations and counteracts the tendency to often experience severe anxiety for relatively small reasons. The characteristics of the locus of control, appearing initially as variables related to resilience, stress tolerance, and anxiety, become an independent factor in adolescence, reflecting the control of social and personal behavior.

Ермакова Елена Сергеевна
доктор психологических наук, доцент
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Санкт-Петербург, Российская Федерация
e_s_erma-kova@mail.ru

1. Вербина Г. Г. Жизнестойкость человека как личностный ресурс достижения высокого уровня физического и психического здоровья // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика. – 2017. – № 4 (18). EDN: GYXXNF.
2. Гадаборшева З. И., БулуеваШ. И., Бекова М. Р. Особенности проявления стрессоустойчивости у школьников и студентов в процессе обучения // Мир науки, культуры, образования. – 2020. –№ 6 (85). – С. 375–376. DOI 10.24412/1991–5500–2020–685–375–376. EDN: FNRQBR.
3. Газиева М. В. Современные подходы к проблеме исследования стресса и стрессоустойчивости // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 3 (70). – С. 348–349. EDN: XUNFFJ.
4. Ганпанцурова О. Б., Вастаева Л. Ш., Жданова А. Д. Особенности локуса контроля и мотивации достижения у старшеклассников и учащихся профессионального колледжа // СМАЛЬТА. – 2022. –№ 1. – С. 35–44. DOI 10.15293/2312–1580.2201.03. EDN: RJAQKA.
5. Дарвиш О. Б. Особенности жизнестойкости старшеклассников и студентов // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 4 (71). – С. 356–357. EDN: XYVBPN.
6. Демина Е. Д. Смысложизненные ориентации лиц юношеского возраста с разным локусом контроля // Молодой ученый. – 2024. – № 23 (522). – С. 323–326. EDN: ZEZSKX.
7. Евтушенко Е. А. Жизнестойкость личности как психологический феномен // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2016. – № 60. – С. 72–78. EDN: VHNRJR.
8. Ермакова Е. С., Третьякова В. О. Связь совладающего поведения, стрессоустойчивости и тревожности старшеклассников и студентов // Карминские чтения. Актуальные проблемы психологии, философии, конфликтологии, культурологии, права и образования: материалы VI Национальной с международным участием научно-практической конференции / под ред. Е. Ф.Ященко, М.В. Иванова. –СПб.: ПГУПС, 2023. –С. 174–178. EDN: PTKUBN.
9. Залыгаева С. А., Шалагинова К.С., Декина Е.В. Психологическая подготовка к ЕГЭ: формирование стрессоустойчивости у старшеклассников // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – Т. 7, № 2. – С. 49. EDN: VVXNYU.
10. Иванова Н. В., Ваднева В. Д. Причины и характеристика тревожных состояний личности в юношеском возрасте // Форум молодых ученых. – 2019. –№ 2 (30). –С. 721–725. EDN: WUSLGF.
11. Кибыш А. И. Уровень тревожности и факторы влияния на нее у студенческой молодежи // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. –2023. – Т. 12, № 8–1. – С. 209–216. DOI 10.34670/AR.2023.27.47.027. EDN: YPWAWY.
12. ЛеоненкоН.О.Смысловая регуляция в психологической структуре жизнестойкости студентов педагогического вуза // Педагогическое образование в России. – 2014. –№ 4. – С. 149–154. EDN: SLCBYX.
13. ЛьвоваС.В.Жизнестойкость и стрессоустойчивость у старшеклассников и студентов в учебной деятельности // ЦИТИСЭ. – 2021. –№ 1(27). – С. 65–75. – DOI 10.15350/2409–7616.2021.1.06. EDN: KDSYCW.
14. Пантелеева Е.В.Закономерности влияния локуса контроля на профессиональную ориентацию старшеклассников и студентов // Всероссийский журнал научных публикаций. – 2011. – № 4(5). – С. 69–70.
15. Петрова А. И. Профилактика тревожности у старшеклассников в период подготовки к единому государственному экзамену // Молодой ученый. – 2021. – № 40 (382). – С. 168–171. EDN: TXFFIW.
16. СавинаЮ.В., Щетинина Е.В. Локус контроля в понимании современной психологии // Молодой ученый. – 2022. – № 42 (437). – С. 219–223. EDN: CVXNLM. 17. СелезневаЕ.В., АлександровИ.А.Теоретический анализ взаимосвязи тревожности и учебной деятельности в разные возрастные периоды // Молодой ученый. – 2019. – № 4 (242). – С. 166–171. EDN: YVOMNN.
18. Шабанова Т. Л. Особенности переживания социальных и учебных страхов старшеклассниками и студентами вуза // Вестник университета. – 2013. – № 13. – С. 271–276. EDN: QABAEU.
19. Шагивалеева Г. Р., Сафиуллина Г. З. Изучение уровня тревожности в юношеском возрасте // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. –№ 6–1. – С. 101a. EDN: SBZQZJ.
20. ЯковлеваС. А. Особенности совладающего поведения старшеклассников с учетом локуса контроля // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2012. – № 5. – С. 259–263.

1. Verbina, G. G. (2017) Zhiznestojkost' cheloveka kak lichnostnyj resurs dostizheniya vysokogo urovnya fizicheskogo i psihicheskogo zdorov'ya [Human resilience as a personal resource for achieving a high level of physical and mental health]. Klinicheskaya i medicinskaya psihologiya: issledovaniya, obuchenie, praktika – Clinical and medical psychology: research, training, practice. No. 4 (18). (In Russian). EDN: GYXXNF.
2. Gadaborsheva, Z. I., Bulueva, Sh. I., Bekova, M. R. (2020) Osobennosti proyavleniya stressoustojchivosti u shkol'nikov i studentov v processe obucheniya [Features of stress tolerance among schoolchildren and students in the learning process]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya – The world of science, culture, and education. No. 6 (85). Pp. 375–376. (In Russian). (In Russian). DOI 10.24412/1991–5500–2020–685–375–376. EDN: FNRQBR.
3. Gazieva, M. V. (2018) Sovremennye podhody k probleme issledovaniya stressa i stressoustojchivosti [Modern approaches to the problem of stress and stress tolerance research]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya – The world of science, culture, and education. No. 3(70). Pp. 348–349. (In Russian). EDN: XUNFFJ.
4. Ganpancurova, O. B., Vastaeva, L. Sh., Zhdanova, A. D. (2022) Osobennosti lokusa kontrolya i motivacii dostizheniya u starsheklassnikov i uchashchihsya professional'nogo kolledzha [Features of the locus of control and achievement motivation among high school and vocational college students]. SMAL'TA – SMALT. No.1. Pp. 35–44. (In Russian). DOI 10.15293/2312–1580.2201.03. EDN: RJAQKA.
5. Darvish, O. B. (2018) Osobennosti zhiznestojkosti starsheklassnikov i studentov [Features of resilience of high school students and students]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya – The world of science, culture, and education. No. 4 (71). Pp. 356–357. (In Russian). EDN: XYVBPN. 6. Demina, E. D. (2024) Smyslozhiznennye orientacii lic yunosheskogo vozrasta s raznym lokusom kontrolya [Meaningful life orientations of adolescents with different locus of control].
Molodoj uchenyj – The young scientist. No. 23 (522). Pp. 323–326. (In Russian). EDN: ZEZSKX.
7. Evtushenko, E. A. (2016) Zhiznestojkost' lichnosti kak psihologicheskij fenomen [Personality resilience as a psychological phenomenon]. Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psihologii – Personality, family and society: issues of pedagogy and psychology. No. 60. Pp. 72–78. (In Russian). EDN: VHNRJR.
8. Ermakova, E. S., Tret'yakova, V. O. (2023) Svyaz' sovladayushchego povedeniya, stressoustojchivosti i trevozhnosti starsheklassnikov i studentov [The relationship between coping behavior, stress tolerance, and anxiety in high school and college students]. Karminskie chteniya. Aktual'nye problemy psihologii, filosofii, konfliktologii, kul'turologii, prava i obrazovaniya [Karmin readings. Current problems of psychology, philosophy, conflictology, cultural studies, law and education]. Proceedings of the VI National Scientific and Practical Conference with international participation. Edited by E. F. Yashchenko, M.V. Ivanov. St. Petersburg: St. Petersburg State University of Railways of Emperor AlexanderI. Pp. 174–178. (In Russian). EDN: PTKUBN.
9. Zalygaeva, S. A., Shalaginova, K. S., Dekina, E. V. (2019) Psihologicheskaya podgotovka k EGE: formirovanie stressoustojchivosti u starsheklassnikov [Psychological preparation for the Unified State Exam: the formation of stress tolerance in high school students]. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya – The world of science. Pedagogy and psychology. Vol. 7. No. 2. P. 49. (In Russian). EDN: VVXNYU.
10. Ivanova, N. V., Vadneva, V. D. (2019) Prichiny i harakteristika trevozhnyh sostoyanij lichnosti v yunosheskom vozraste [Causes and characteristics of personality anxiety in adolescence]. Forum molodyh uchenyh – Forum of Young Scientists. No. 2 (30). Pp. 721–725. (In Russian). EDN: WUSLGF.
11. Kibysh, A. I. (2023) Uroven' trevozhnosti i faktory vliyaniya na neyo u studencheskoj molodezhi [The level of anxiety and the factors influencing it among students] Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya – Psychology. Historical and critical reviews and modern research. Vol. 12. No. 8–1. Pp. 209–216. (In Russian). DOI 10.34670/AR.2023.27.47.027. EDN: YPWAWY.
12. Leonenko, N. O. (2014) Smyslovaya regulyaciya v psihologicheskoj strukture zhiznestojkosti studentov pedagogicheskogo vuza [Semantic regulation in the psychological structure of students' resilience at a pedagogical university]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii – Teacher education in Russia. No. 4. Pp. 149–154. (In Russian) EDN: SLCBYX.
13. L'vova, S. V. (2021) Zhiznestojkost' i stressoustojchivost' u starsheklassnikov i studentov v uchebnoj deyatel'nosti [Resilience and stress tolerance in high school students and students in educational activities] CITISE – QITISE. No. 1(27). Pp. 65–75. (In Russian). DOI 10.15350/2409–7616.2021.1.06. EDN: KDSYCW.
14. Panteleeva, E. V. (2011) Zakonomernosti vliyaniya lokusa kontrolya na professional'nuyu orientaciyu starsheklassnikov i studentov [Patterns of influence of the locus of control on the professional orientation of high school students and students]. Vserossijskij zhurnal nauchnyh publikacij – All-Russian Journal of Scientific Publications. No. 4 (5). Pp.69–70. (In Russian).
15. Petrova, A. I. (2021) Profilaktika trevozhnosti u starsheklassnikov v period podgotovki k edinomu gosudarstvennomu ekzamenu [Prevention of anxiety in high school students during preparation for the unified State exam]. Molodoj uchenyj – The young scientist. No. 40 (382). Pp. 168–171. (In Russian). EDN: TXFFIW.
16. Savina, Yu. V., Shchetinina, E. V. (2022) Lokus kontrolya v ponimanii sovremennoj psihologii [The locus of control in the understanding of modern psychology]. Molodoj uchenyj – The young scientist. No. 42 (437). Pp. 219–223. (In Russian). EDN: CVXNLM.
17. Selezneva, E. V., Aleksandrov, I. A. (2019) Teoreticheskij analiz vzaimosvyazi trevozhnosti i uchebnoj deyatel'nosti v raznye vozrastnye periody [Theoretical analysis of the relationship between anxiety and learning activities in different age periods]. Molodoj uchenyj – The young scientist. No. 4 (242). Pp. 166–171. (In Russian). EDN: YVOMNN.
18. Shabanova, T. L. (2013) Osobennosti perezhivaniya social'nyh i uchebnyh strahov starsheklassnikami i studentami vuza [The peculiarities of experiencing social and educational fears by high school students and university students]. Vestnik universiteta – University Bulletin. No. 13. Pp. 271–276. (In Russian). EDN: QABAEU.
19. Shagivaleeva, G. R., Safiullina, G. Z. (2014) Izuchenie urovnya trevozhnosti v yunosheskom vozraste [Studying the level of anxiety in adolescence]. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya – International Journal of Experimental Education. No. 6–1. P. 101a. (In Russian). EDN: SBZQZJ.
20. Yakovleva, S. A. (2012) Osobennosti sovladayushchego povedeniya starsheklassnikov s uchetom lokusa kontrolya [Features of coping behavior of high school students, taking into account the locus of control]. Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta – Scientific notes of the Trans-Baikal State University. No. 5. Pp. 259–263. (In Russian).

Ключевые слова:
жизнестойкость, локус контроля, тревожность, стрессоустойчивость, старшеклассники, студенты, resilience, locus of control, anxiety, stress tolerance, high school students, students.

Для цитирования:
Ермакова Е.С. Жизнестойкость и личностные характеристики старшеклассников и студентов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2025. – № 2. – С. 350-365. DOI: 10.35231/18186653_2025_2_350. EDN: TEUQMT Ermakova, E. S. (2025) Zhiznestojkost' i lichnostnye harakteristiki starsheklassnikov i studentov [Resilience and personality characteristics of high school students and students]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Pp. 350–365. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2025_2_350. EDN: TEUQMT

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина