Психологические особенности курсантов военноучебного заведения, принимавших участие в боевых действиях

Psychological Characteristics of the Cadets of the Military Educational Institution Who Participated in the Fighting

Авторы:
Благинин Андрей Александрович,Исаева Ольга Сергеевна,

DOI:
10.35231/18186653_2025_2_337

Полный текст434,70 КБ

Введение. В статье освещается исследование психологических детерминант успешности комбатантов, акцентируя внимание на факторы, которые влияют на их психоэмоциональное состояние и способность выполнять задачи в условиях экстремального давления.

Результаты. Анализируется влияние высоких стрессовых нагрузок на психическое и физическое состояние военнослужащих, подчеркивая важность психологической готовности. Выделяются ключевые психологические аспекты, такие как способность к быстрому принятию решений, эмоциональная устойчивость и мотивация, которые имеют решающее значение для достижения успеха в экстремальных ситуациях. Исследование подчеркивает необходимость комплексного понимания объективных и субъективных факторов, определяющих эффективность образовательных программ для военнослужащих, что в свою очередь способствует улучшению их психического здоровья и повышению результативности военных операций. В условиях боевых действий, где риск серьезных последствий высок, важно понимать, какие аспекты психологии способствуют успешной деятельности военнослужащих. Эмпирический анализ включает эмоциональную устойчивость, мотивацию и характер командных взаимодействий, что помогает осветить многообразие факторов, содействующих боевой эффективности. Высокая стрессовая нагрузка может негативно сказываться на принятии решений и общем психическом состоянии бойцов. Эмоциональная устойчивость как ключевая характеристика позволяет им сохранять хладнокровие и успешнее справляться с внезапными вызовами, что в свою очередь напрямую влияет на боевую готовность. Кроме того, мотивация и командные взаимодействия определяют, насколько эффективно группы могут работать вместе, преодолевая общие трудности. Большое значение уделяется психической подготовке и адаптивным навыкам, которые помогают военнослужащим не только готовиться к бою,
но и адаптироваться к изменяющимся условиям на поле.

Обсуждение и выводы. Акцентируется внимание на необходимости комплексного подхода к психологической подготовке, который включает развитие индивидуальных и командных качеств. Это позволит не только снизить потери, но и повысить общий уровень эффективности выполнения поставленных боевых задач. Подчеркивается критическая роль психологических факторов в подготовке военнослужащих, выделяя потребность в системном подходе к обучению и поддержке, что в конечном итоге способствует не только успешному выполнению боевых задач, но и улучшению общего психического благополучия военнослужащих в условиях высокой стрессовой нагрузки.

Introduction. The article examines the study of the psychological determinants of the success of combatants, focusing on the factors that affect their psycho-emotional state and ability to perform tasks under extreme pressure.

Results. The influence of high stress loads on the mental and physical condition of military personnel is discussed, emphasizing the importance of psychological readiness. Key psychological aspects are highlighted, such as the ability to make quick decisions, emotional stability and motivation, which are crucial for success in extreme situations. The study highlights the need for a comprehensive understanding of the objective and subjective factors determining the effectiveness of educational programs for military personnel, which in turn contributes to improving their mental health and improving the effectiveness of military operations. In combat situations where the risk of serious consequences is high, it is important to understand which aspects of psychology contribute to the success of military personnel. Empirical analysis includes emotional stability, motivation, and the nature of team interactions, which helps highlight the variety of factors contributing to combat effectiveness. A high stress load can negatively affect decision-making and the general mental state of fighters. Emotional stability, as a key characteristic, allows them to keep cool and cope more successfully with sudden challenges, which, in turn, directly affects combat readiness. In addition, motivation and teamwork determine how effectively groups can work together to overcome common challenges. Great importance is given in the article to mental training and adaptive skills that help military personnel not only prepare for combat, but also adapt to changing conditions on the field.

Discussion and conclusion. The need for an integrated approach to psychological training, which includes the development of individual and team qualities, is emphasized. This will not only reduce losses, but also increase the overall level of effectiveness of the assigned combat missions. The article highlights the critical role of psychological factors in the training of military personnel, highlighting the need for a systematic approach to training and support, which ultimately contributes not only to the successful performance of combat missions, but also to improving the overall mental well-being of military personnel under high stress.

Благинин Андрей Александрович
доктор психологических наук, доктор медицинских наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова, Институт физиологии имени И. П. Павлова РАН
Санкт-Петербург, Российская Федерация
blaginin60@rambler.ru

Исаева Ольга Сергеевна

Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
olga.tulinova2015@yandex.ru

1. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
2. БиринаО.В.Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях // Фундаментальные исследования. – 2014. –№ 8. – Ч. 2. – С. 438–443.
3. Благинин А. А., Чуранов А. М., Чуранова Т. Ю. Понятие «успешность обучения курсантов» военно-учебного заведения // Военный академический журнал. – 2022. – № 4 (36). – С. 28–35.
4. Ванюшин А. В., Ахмедханов М. А., Губин В. А. Психологические детерминанты направленности на военно-профессиональную деятельность курсантов военных образовательных организаций высшего образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2018. – № 2. – С. 64–71.
5. Ващенко В. М., Макаров Д. А. Психологические факторы успешного обучения студентов в вузе // Региональные аспекты управления, экономики и права Северо-западного федерального округа России. – 2019. – С. 71–74.
6. Дианова Н. Л., Благинин А. А., Воеводин Е. Е., Кузнецова Р. Ю. Особенности изучения психологических детерминант профессиональной подготовки военных фельдшеров // Психолого-педагогические аспекты подготовки кадров к профессиональной деятельности в экстремальных условиях. – 2022. – С. 109–113.
7. Евенко С. Л. Психологические детерминанты успешности деятельности военного руководителя // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2022. – № 3А. – С. 257–267.
8. Емельяненко А. А., Петровская М. В. Успешность учебной деятельности курсантов военных вузов и некоторые её детерминанты // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8–7. – С. 1692–1700.
9. Ершова И. А. Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии: материалы V Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 6–7 апреля 2023 г.) // Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии. – Екатеринбург, 2023.
10. Зайцев А. Б. Индивидуально-психологические факторы успешности обучения современных студентов // Психология. Психофизиология. – 2013. – Т. 6. – № 2. – С. 65–71.
11. Ильина М. С. Условия успешной учебно-познавательной деятельности студентов // Перспективы науки. – 2019. – № 2. – С. 107–110.
12. Кустова Е. И. Мотивационные компоненты личности студентов как фактор будущей профессиональной успешности // Вестник ЛГУ им. А.С.Пушкина. 2015. –№ 1. –С. 140–148.
13. МарковичВ. А.Социально-психологические детерминанты успешности обучения переговорщиков // Инновации и инвестиции. – 2015. – № 5. – С. 129–132.
14. Моторина О. Н., Вебер М. А. Психологические детерминанты успешности обучения воспитанников Санкт-Петербургского суворовского военного училища (СПб СВУ МО РФ) // Царскосельские чтения. – 2017. – Т. 2. – С. 342–344.
15. Петрова М. Ю. Социально-психологические особенности развития военнопрофессиональной направленности курсантов // Военная академия Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого. – 2007. – 18 с.
16. ПрокофьеваВ. А., КонстантиновВ.В.Саморегуляция как фактор успешности обучения курсантов военной образовательной организации высшего образования // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. – 2018. – № 4. – С. 69–73.
17. Соколова А. С. «Профессионально важные качества» и «профессиональная компетентность» как детерминанты профессиональной успешности // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 7. – С. 47–49.
18. Хохлова Л. А. Психологические факторы успешного обучения // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. – 2010. – № 6 (85), ч. 2. 19. Хрусталева Н. С. Психология кризисных и экстремальных ситуаций. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018.
20. Чуранова Т. Ю. Мотивация как психологическая детерминанта успешности обучения курсантов военно-учебного заведения // Ярославский педагогический вестник. – 2023. – № 6 (135). – С. 166–176.

1. Belkin, A. S. (1991) Situaciya uspekha. Kak ee sozdat' [A success situation. How to create it.]. Mocsow: Prosveshchenie. (In Russian).
2. Birina, O. V. (2014) Ponyatie uspeshnosti obucheniya v sovremennyh pedagogicheskih i psihologicheskih teoriyah [The concept of learning success in modern pedagogical and psychological theories]. Fundamental'nye issledovaniya – Fundamental research. No. 8. Vol. 2 (In Russian).
3. Blaginin, A. A., CHuranov, A. M., CHuranova, T. YU. (2022) Ponyatie «uspeshnost' obucheniya kursantov» voenno-uchebnogo zavedeniya [The concept of «successful training of cadets» of a military educational institution]. Voenny`j akademicheskij zhurnal – Military Academic Journal. No. 4(36). Рр. 28–35. (In Russian).
4. Vanyushin, A. V., Ahmedhanov, M. A., Gubin, V. A. (2018) Psihologicheskie determinanty napravlennosti na voenno-professional'nuyu deyatel'nost' kursantov voennyh obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya [Psychological determinants of orientation towards military professional activities of cadets of military educational institutions of higher education]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Рр. 64–71. (In Russian).
5. Vashchenko, V. M., Makarov, D. A. (2019) Psihologicheskie faktory uspeshnogo obucheniya studentov v vuze [Psychological factors of successful student education at the university].Regional'nye aspekty upravleniya, ekonomiki i prava Severo-zapadnogo federal'nogo okruga Rossii – Regional Aspects of Management, Economics and Law of the North-Western Federal District of Russia. Рр. 71–74. (In Russian).
6. Dianova, N. L., Blaginin, A. A., Voevodin, E. E., Kuznecova, R. YU. (2022) Osobennosti izucheniya psihologicheskih determinant professional'noj podgotovki voennyh fel'dsherov [Features of studying the psychological determinants of the professional training of military paramedics]. Psihologo-pedagogicheskie aspekty podgotovki kadrov k professional'noj deyatel'nosti v ekstremal'nyh usloviyah – Psychological and pedagogical aspects of personnel training for professional activity in extreme conditions. Рр. 109–113. (In Russian).
7. Evenko, S. L. (2022) Psihologicheskie determinanty uspeshnosti deyatel'nosti voennogo rukovoditelya [Psychological determinants of the military leader's success]. Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya – Psychology. Historical and critical reviews and modern research. No. 3А. Рр. 257–267. (In Russian).
8. Emel'yanenko, A. A., Petrovskaya, M. V. (2014) Uspeshnost' uchebnoj deyatel'nosti kursantov voennyh vuzov i nekotorye eyo determinanty [The success of the educational activities of military university cadets and some of its determinants]. Fundamental'nye issledovaniya – Fundamental Research. No. 8–7. Рр. 1692–1700. (In Russian).
9. Ershova, I. A. (2023) Aktual'nye problemy ekstremal'noj i krizisnoj psihologii [Current problems of extreme and crisis psychology]. Aktual'nye problemy ekstremal'noj i krizisnoj psihologii: materialy V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (In Russian).
10. Zajcev, A. B. (2013) Individual'no-psihologicheskie faktory uspeshnosti obucheniya sovremennyh studentov [Individual psychological factors of the success of modern students' education]. Psihologiya. Psihofiziologiya – Psychology. Psychophysiology. Vol. 6. No. 2. Pp. 65–71. (In Russian).
11. Il'ina, M. S. (2019) Usloviya uspeshnoj uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti studentov [Conditions for successful educational and cognitive activity of students]. Perspektivy nauki – Perspectives Science. No. 2. Pp. 107–110. (In Russian).
12. Kustova, E. I. (2015) Motivacionnye komponenty lichnosti studentov kak faktor budushchej professional'noj uspeshnosti [Motivational components of students' personality as a factor of future professional success]. Vestnik LGU im. A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 1. Рр. 140–148. (In Russian).
13. Markovich, V. A. (2015) Social'no-psihologicheskie determinanty uspeshnosti obucheniya peregovorshchikov [Socio-psychological determinants of successful negotiator training]. Innovacii i investicii – Innovation & Investment. No. 5. Рр. 129–132. (In Russian).
14. Motorina, O. N., Veber, M. A. (2017) Psihologicheskie determinanty uspeshnosti obucheniya vospitannikov Sankt-Peterburgskogo suvorovskogo voennogo uchilishcha (SPb SVU MO RF) [Psychological determinants of the success of the education of pupils of the St. Petersburg Suvorov Military School (St. Petersburg IED of the Ministry of Defense of the Russian Federation)]. Carskosel'skie chteniya. Vol. 2. Pp. 342–344. (In Russian).
15. Petrova, M. YU. (2007) Social'no-psihologicheskie osobennosti razvitiya voennoprofessional'noj napravlennosti kursantov [Socio-psychological features of the development of military-professional orientation of cadets]. Voennaya akademiya Raketnyh vojsk strategicheskogo naznacheniya im. Petra Velikogo (In Russian).
16. Prokof'eva, V. A., Konstantinov,V.V. (2018) Samoregulyaciya kak faktor uspeshnosti obucheniya kursantov voennoj obrazovatel'noj organizacii vysshego obrazovaniya [Self-regulation as a success factor in training cadets of a military educational institution of higher education]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta vojsk nacional'noj gvardii – Bulletin of the St. Petersburg Military Institute of the National Guard. No. 4. Рр. 69–73. (In Russian).
17. Sokolova, A. S. (2010) «Professional'no vazhnye kachestva» i «professional'naya kompetentnost'» kak determinanty professional'noj uspeshnosti [«Professionally important qualities" and "professional competence» as determinants of professional success]. Srednee professional'noe obrazovanie – Secondary vocational education. No. 7. Рр. 47–49. (In Russian).
18. Hohlova, L. A. (2010) Psihologicheskie faktory uspeshnogo obucheniya [Psychological factors of successful learning]. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury – News of the Ural State University. Series 1, Problems of Education, Science and Culture. No. 6 (85). (In Russian).
19. Hrustaleva, N. S. (2018) Psihologiya krizisnyh i ekstremal'nyh situacij [Psychology of crisis and extreme situations]. Saint Petersburg: SPbGU (In Russian).
20. Churanova, T. YU. (2023) Motivaciya kak psihologicheskaya determinanta uspeshnosti obucheniya kursantov voenno-uchebnogo zavedeniya [Motivation as a psychological determinant of the success of training cadets of a military educational institution]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik – Yaroslavl Pedagogical Bulletin. No. 6 (135). Рр. 166–176. (In Russian).

Ключевые слова:
психологические детерминанты, успешность комбатантов, личностные характеристики, психологические особенности, психологические детерминанты успешности, психологическая устойчивость, psychological determinants, success of combatants, personal characteristics, psychological characteristics, psychological determinants of success, psychological stability

Для цитирования:
Благинин А. А., Исаева О. С. Психологические особенности курсантов военно-учебного заведения, принимавших участие в боевых действиях // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2025. – № 2. – С. 337–349. DOI: 10.35231/18186653_202 5_2_337. EDN: SDMSQE Blaginin, A. A., Isaeva, O. S. (2025) Psikhologicheskie osobennosti kursantov voenno-uchebnogo zavedeniya, prinimavshikh uchastie v boevykh dejstviyakh [Psychological Characteristics of the Cadets of the Military Educational Institution Who Participated in the Fighting]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Pp. 337–349. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2025_2_337. EDN: SDMSQE

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина