Введение. Исследование механизмов развития личности как фундаментальной проблемы мировой психологии
в отечественной советской психологии основывалось на диалектическом подходе. Несмотря на то что применение к когнитивным механизмам развития личности закона диалектики можно найти еще в работах Ж. Пиаже, остается неясным вопрос
о том, каков генезис диалектических мыслительных действий, которые, проявляясь в раннем детстве, не даны от рождения.
Для понимания генезиса «диалектических мыслительных действий» и их исследования, целесообразным является обращение
к идее А. В. Петровского и В.А. Петровского о разделении «потребности быть личностью» и «способности быть личностью» как диалектической основе развития личности. Целью исследования является разработка описательной модели генезиса системных когнитивных механизмов развития личности.
Материалы и методы. Материалами исследования стали публикации зарубежных и отечественных авторов, в которых представлены концепции, лежащие в основе разработки описательной модели генезиса системных когнитивных механизмов развития личности: реализации диалектического подхода в исследовании когнитивной сферы личности в отечественной психологии; изучения когнитивного развития в филогенезе; исследования когнитивного развития в онтогенезе; отображения когнитивных процессов в теориях развития личности. Использованы теоретические методы исследования: теоретический анализ, сравнение и обобщение материалов, их систематизация и описание генезиса системных когнитивных механизмов развития личности, включающее качества человека как системы, системные когнитивные механизмы, потребностный фактор и образ реальности.
Результаты. С опорой на диалектический подход были уточнены характеристики человека, среды, их взаимодействия. Уточнено понятие «системные когнитивные механизмы» и предложено их рабочее определение как функциональной структуры когнитивной сферы, которая способствует обработке информации и организует в единстве с регуляторными и побудительными механизмами взаимодействие человека с окружающей средой для обеспечения его жизнедеятельности. На основании уточненного системно-диалектического подхода была предложена модель генезиса системных когнитивных механизмов развития личности, включающая параметры качеств человека как системы, системных когнитивных механизмов, потребностного фактора, образа реальности. Генезис в данном случае отражает происхождение и постепенное усложнение системных когнитивных механизмов по мере перехода от индивида к субъекту и от него к личности. Данное усложнение происходит в контексте изменения потребностного фактора и трансформации образа реальности.
Обсуждение и выводы. Развитие человека в онтогенезе проявляется в виде усложнения по фрактальной форме качеств человека: индивида, субъекта предметной игры, субъекта ролевой игры, субъекта сюжетно-ролевой игры, субъекта учения, субъекта общения, субъекта труда, личности. На каждом этапе онтогенеза системные когнитивные механизмы реализуют характерные для каждого качества человека способы согласования реальности с актуальными потребностями. Основным направлением изменения потребностного фактора является переход от гомеостатического взаимодействия индивида с реальностью к актуализирующему взаимодействию субъекта и далее – к самоактуализации личности. Трансформация системных когнитивных механизмов развития личности происходит на основе врожденных и облигатных форм поведения в направлении дифференциации приобретенных форм поведения, усложнения их функциональной структуры за счет иерархии и появления когнитивных новообразований, которые проявляются в формах сенсомоторного, эмоционального, социального, академического, практического интеллектов, интеллекта успеха и в итоге того, что можно обозначить как «интеллект жизненного успеха», который позволяет реализовать личности стратегии жизни в процессе жизнетворчества.
Introduction. The solution of the problem of personality development as a fundamental problem of world psychology in Russian Soviet psychology was based on a dialectical approach. Despite the fact that the application of the law of dialectics to the cognitive mechanisms of personality development can be found in the works of J. Piaget, it remains unclear what the genesis of dialectical mental actions is, which, manifesting themselves in early childhood, are not given from birth. To understand the genesis of "dialectical mental actions" and their research, it is advisable to turn to the idea of A. V. Petrovsky and V. A. Petrovsky on the separation of "the need to be a person" and "the ability to be a person" as a dialectical basis for personality development. The aim of the study is to develop a descriptive model of the genesis of systemic cognitive mechanisms of personality development.
Materials and methods. The research materials are publications by foreign and domestic authors, which present the theories and concepts underlying the development of a descriptive model of the genesis of systemic cognitive mechanisms of personality development: the implementation of a dialectical approach to the study of the cognitive sphere of personality in Russian psychology; the study of cognitive development in phylogeny; the study of cognitive development in ontogenesis; mapping cognitive processes in theories of personality development. Theoretical research methods were used: theoretical analysis, comparison and generalization of materials, their systematization and description of the genesis of systemic cognitive mechanisms of personality development, including human qualities as a system, systemic cognitive mechanisms, the need factor and the image of reality.
Results. Based on the dialectical approach, the characteristics of a person, environment, and their interaction were clarified. The concept of "systemic cognitive mechanisms" is clarified and their working definition is proposed as a functional structure of the cognitive sphere that promotes information processing and organizes, in unity with regulatory and incentive mechanisms, human interaction with the environment to ensure its vital activity. Based on the refined system-dialectical approach, a model of the genesis of systemic cognitive mechanisms of personality development was proposed, including parameters of human qualities as a system, systemic cognitive mechanisms, a need factor, and an image of reality. The genesis in this case reflects the origin and gradual complication of systemic cognitive mechanisms as the transition from the individual to the subject and from him to the personality. This complication occurs in the context of a change in the need factor and the transformation of the image of reality.
Discussion and conclusions. Human development in ontogenesis manifests itself in the form of a fractal complication of human qualities: an individual, a subject of an object game, a subject of a role-playing game, a subject of a plot-role game, a subject of learning, a subject of communication, a subject of work, personality. At each stage of ontogenesis, systemic cognitive mechanisms implement ways of reconciling reality with actual needs that are characteristic of each human quality. The main direction of the change in the need factor is the transition from the homeostatic interaction of the individual with reality to the actualizing interaction of the subject and, further, to the self-actualization of personality. The transformation of systemic cognitive mechanisms of personality development occurs on the basis of innate and obligate behaviors in the direction of differentiation of acquired behaviors, complication of their functional structure due to hierarchy and the appearance of cognitive neoplasms, which manifest themselves in the forms of sensorimotor, emotional, social, academic, practical intelligence, success intelligence and, as a result, what can be designated as the "intelligence of life success", which allows individuals to implement life strategies in the process of life creation.
Белова Елизавета Васильевнакандидат психологических наук, доцент
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича
Санкт-Петербург, Российская Федерация
vasvasbelov@yandex.ru
1. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни (соотношение философских, методологических и конкретно-научных подходов к проблеме индивида). – М., 1977. – 224 c.
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
3. АнаньевБ.Г. О проблемах современного человекознания. –СПб.: Питер, 2001. –272 с.
4. Анохин П. К. Теория функциональной системы // Успехи физиол. наук. – 1970. – Т. 1. – № 1. – С. 19–54.
5. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. По ту сторону принципа гомеостаза: Историкоэволюционный подход к развитию сложных систем // Вопросы психологии. – 2014. – № 4. – С. 3–13.
6. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. – М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 768 с.
7. БеловВ.В., Белова Е.В. Теоретическая психология персоногенеза: место в системе фундаментальных наук о человеке // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2024. – № 4. – С. 280–295.
8. Белова Е.В. Формирование системного мышления и лидерских компетенций у студентов и аспирантов технических вузов: монография. – СПб., 2018. – 198 с.
9. Белова Е.В. Психологические критерии оценки моделей неакадемического интеллекта лидера // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2024. – № 4. – С. 308–333.
10. Бессечес М. Диалектическое мышление и развитие взрослых. – М.: МозаикаСинтез, 2018. – 568 с.
11. Бине А. Механизм мышления – Одесса: Тип. Исаковича, 1894. – 32 с.
12. БрушлинскийА.В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А.В.Брушлинского. – М.: Институт психологии РАН, 2002. –С. 9–33.
13. Брушлинский А. В. Психология субъекта. – СПб.: Алетейя, 2003. – 268 с.
14. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. – 1990. – № 4. – С. 5–14.
15. Веракса Н. Е.Структурные особенности диалектического мышления // Филология и культура. – 2013. – № 3 (33). – С. 303–312.
16. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление – Уфа: Вагант, 2006. – 211 с.
17. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2005. – 349 с.
18. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк. – М.: Просвещение, 1967. – 93 с.
19. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6?ти томах. Т. 4. – 1982. – 432 с.
20. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
21. ВыготскийЛ.С.Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. – 1972. № 2. – С. 114–123.
22. Голубева Н. А. Когнитивные принципы, механизмы и операции в грамматике // Вестник воронежского государственного университета. – 2010. – № 10. – С. 32–35.
23. Давыдов В. В. Деятельностная теория мышления. – М.: Науч. мир, 2005. – 239 с.
24. Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991. – 367 с.
25. ДжемсУ.Научные основы психологии. –СПб.: С.-Петерб. электропеч., 1902. – 370 с.
26. КапустинС. А.Вклад У. Джемса в представления о личности как психологической реальности // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 1(25). – С. 62–69.
27. Карелина И. О. Динамика развития у дошкольников эмоционального интеллекта как способности к пониманию и регуляции эмоций // Социосфера. – 2020 –№ 4. – С. 62–74.
28. Карелина И. О. Развитие понимания эмоций в период дошкольного детства: психологический ракурс: монография. – Прага: V?decko vydavatelsk? centrum «Sociosf?ra-CZ», 2017. – 178 c.
29. Карпов А. А., Карпов А. В. Введение в метакогнитивную психологию. – М.: Изд. дом РАО, 2015. – 600 с.
30. Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология метакогнитивных процессов личности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 352 с.
31. Кравцова Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 64–76.
32. Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб.: Речь, 2000. – 364 с.
33. Левин К. Динамическая психология: избранные труды. – М.: Смысл, 2024. – 570 с.
34. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
35. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М.: Смысл, 2020. – 526 с.
36. Леонтьев А. Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика, 1983. – С. 251–261.
37. Леонтьев А. Н.Становление психологии деятельности: Ранние работы. М.: Смысл, 2003. – 439 с.
38. ЛеонтьевВ. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. – Новосибирск: ГП «Новосибирский Полгирафкомбинат», 2002. – 261 с.
39. Леонтьев Д. А. Психология смысла. – М.: ИП РАН, 2004. – 450 с.
40. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
41. Нгуен М. А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // Культурно-историческая психология. – 2007. – Т. 3. – № 3. – С. 46–51.
42. Петровский А., ПетровскийВ. Категория личности (к построению онтологической модели личности) // Развитие личности. – 2014. – № 2. – С. 58–91.
43. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 525 с.
44. Петровский А.В.Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. –1987. – № 1. – С. 15–26.
45. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. – М.: Просвещение, 1969. – 659 с.
46. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М.: Питер, 2013. – 705 с.
47. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. – 508 с.
48. Сергиенко Е. А. Психическое развитие с позиций системно-субъектного подхода: монография. – М.: Ин-т психологии РАН, 2021. – 278 с.
49. Сергиенко Е. А.Субъект и личность: поиск единства и специфики // Мир психологии. – 2012. – № 3 (71). – С. 30–49.
50. Стернберг Р. Дж. Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
51. Стернберг Р. Интеллект успеха. – М.: Попурри, 2015. – 400 с.
52. Субъект и объект практического мышления. Коллективная монография / под ред. А. В. Карпова, Ю. К. Корнилова. – Ярославль: Ремдер, 2004. – 320 с.
53. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2?х т. Т. 1. М.: Педагогика – 1985. – 328 с.
54. Шубинский В. С. Философское образование в средней школе: диалектикоматериалистический подход. – М.: Педагогика, 1991. – 166 с.
55. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 554 с.
1. Abul'khanova-Slavskaya, K. A. (1977) Dialektika chelovecheskoy zhizni (sootnosheniye filosofskikh, metodologicheskikh i konkretno-nauchnykh podkhodov k probleme individa) [Dialectics of human life (the relationship between philosophical, methodological and concrete scientific approaches to the problem of the individual)]. Moscow. (In Russian).
2. Abul'khanova-Slavskaya, K. A. (1991) Strategiya zhizni [Strategy of life]. Moscow: Mysl. (In Russian).
3. Anan'yev, B. G. (2001) O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya [On the problems of modern human studies]. Saint Petersburg: Piter. (In Russian).
4. Anokhin, P. K. (1970) Teoriya funktsional'noy sistemy [Theory of the functional system]. Uspexi fiziologicheskix nauk – Advances in Physiol. Sciences. Vol. 1. No. 1. Pp. 19–54. (In Russian).
5. Asmolov, A. G., Shekhter, Ye. D., Chernorizov, A. M. (2014) Po tu storonu printsipa gomeostaza: Istorikoevolyutsionnyy podkhod k razvitiyu slozhnykh sistem [Beyond the Homeostasis Principle: Historical and Evolutionary Approach to the Development of Complex Systems]. Voprosy psikhologii – Questions of Psychology. No. 4. Pp. 3–13. (In Russian).
6. Asmolov, A. G. (1996) Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya i konstruirovaniye mirov [Cultural and Historical Psychology and the Construction of Worlds]. Moscow: Institute of Practical Psychology. (In Russian).
7. Belov, V. V., Belova, Ye. V. (2024) Teoreticheskaya psikhologiya personogeneza: mesto v sisteme fundamental'nykh nauk o cheloveke [Theoretical psychology of personogenesis: place in the system of fundamental human sciences]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 280–295. (In Russian).
8. 8 Belova, Ye. V. (2018) Formirovaniye sistemnogo myshleniya i liderskikh kompetentsiy u studentov i aspirantov tekhnicheskikh vuzov [Formation of systemic thinking and leadership competencies among students and graduate students of technical universities]. Monography. Saint Petersburg. (In Russian).
9. Belova, Ye. V. (2024) Psikhologicheskiye kriterii otsenki modeley neakademicheskogo intellekta lidera [Psychological criteria for assessing models of non-academic intelligence of a leader]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 308–333. (In Russian).
10. Besseches, M. (2018) Dialekticheskoye myshleniye i razvitiye vzroslykh [Dialectical thinking and development of adults]. Moscow: Mozaika-Sintez. (In Russian).
11. Bine, A. (1977) Mekhanizm myshleniya [The mechanism of thinking]. Odessa: Type. Isakovich. (In Russian).
12. Brushlinskiy, A. V. (2002) (ed.) O kriteriyakh sub’yekta [On the criteria of the subject]. Psikhologiya individual'nogo i gruppovogo sub’yekta [Psychology of the individual and group subject]. Moscow. Pp. 9–33. (In Russian).
13. Brushlinskiy, A. V. (2003) Psikhologiya sub’yekta [Psychology of the subject]. Saint Petersburg: Aleteya. (In Russian).
14. Veraksa, N. Ye. (1990) Dialekticheskoye myshleniye i tvorchestvo [Dialectical Thinking and Creativity]. Voprosy psikhologii – Questions of Psychology. No. 4. Pp. 5–14. (In Russian).
15. Veraksa, N. Ye. (2013) Strukturnyye osobennosti dialekticheskogo myshleniya [tructural Features of Dialectical Thinking]. Filologiya i kul'tura – Philology and Culture. No. 3 (33). Pp. 303–312. (In Russian).
16. Veraksa, N. Ye. (2006) Dialekticheskoye myshleniye [Dialectical Thinking]. Ufa: Vagant. (In Russian).
17. Vygotskiy, L. S. (2005) Myshleniye i rech' [Thinking and Speech]. Moscow: Labirint. (In Russian).
18. Vygotskiy, L. S. (1967) Voobrazheniye i tvorchestvo v detskom vozraste: Psikhol. ocherk. [Imagination and Creativity in Childhood: Psychological Essay]. Moscow: Education. (In Russian).
19. Vygotskiy, L. S. (1982) Sobraniye sochineniy: v 6?ti tomakh [Collected Works: in 6 volumes]. Vol. 4. (In Russian).
20. Vygotskiy, L. S. (2005) Psikhologiya razvitiya cheloveka [Psychology of Human Development]. Moscow: Izd-vo Smysl; Eksmo. (In Russian).
21. Vygotskiy, L. S. (1972) Problemy vozrastnoy periodizatsii detskogo razvitiya [Problems of Age-Based Periodization of Child Development]. Voprosi psikhologii – Questions of Psychology. No. 2. Pp. 114–123. (In Russian).
22. Golubeva, N. A. (2010) Kognitivnyye printsipy, mekhanizmy i operatsii v grammatike [Cognitive principles, mechanisms and operations in grammar]. Vestnik voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta – Bulletin of the Voronezh State University. No. 10. Pp. 32–35. (In Russian).
23. Davydov, V. V. (2005) Deyatel'nostnaya teoriya myshleniya [Activity theory of thinking]. Moscow: Scientific world. (In Russian).
24. Dzhems, U. (1991) Psikhologiya [Psychology]. Moskva: Pedagogy. (In Russian).
25. Dzhems, U. (1902) Nauchnyye osnovy psikhologii [Scientific Foundations of Psychology]. Saint Petersburg: St. Petersburg Electropatch. (In Russian).
26. Kapustin, S. A. (2017) Vklad U. Dzhemsa v predstavleniya o lichnosti kak psikhologicheskoy real'nosti [James's Contribution to the Concept of Personality as a Psychological Reality]. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal – National Psychological Journal. No. 1 (25). Pp. 62–69. (In Russian).
27. Karelina, I. O. (2020) Dinamika razvitiya u doshkol'nikov emotsional'nogo intellekta kak sposobnosti k ponimaniyu i regulyatsii emotsiy [Dynamics of development of emotional intelligence in preschoolers as the ability to understand and regulate emotions]. Sotsiosfera – Sociosphere. No. 4. Pp. 62–74. (In Russian).
28. Karelina, I. O. (2017) Razvitiye ponimaniya emotsiy v period doshkol'nogo detstva: psikhologicheskiy rakurs [Development of understanding of emotions in preschool childhood: a psychological perspective]. Monography. Prague: V?decko vydavatelsk? centrum "Sociosf?raCZ". (In Russian).
29. Karpov, A. A., Karpov, A. V. (2015) Vvedeniye v metakognitivnuyu psikhologiyu [Introduction to metacognitive psychology]. Moscow: Publishing house of RAO. (In Russian).
30. Karpov, A. V., Skityayeva, I. M. (2005) Psikhologiya metakognitivnykh protsessov lichnosti [Psychology of metacognitive processes of personality]. Moscow: Izd-vo "Institut psikhologii RAN" (In Russian).
31. Kravtsova Ye. Ye. (1996) Psikhologicheskiye novoobrazovaniya doshkol'nogo vozrasta [Psychological neoplasms of preschool age]. Voprosy psikhologii – Questions of Psychology. No. 6. Pp. 64–76. (In Russian).
32. Levin, K. (2000) Teoriya polya v sotsial'nykh naukakh [Field Theory in the Social Sciences]. Saint Petersburg: Rech. (In Russian).
33. Levin, K. (2024) Dinamicheskaya psikhologiya: izbrannyye trudy [Dynamic Psychology: Selected Works]. Moscow: Smysl. (In Russian).
34. Leont'yev, A. N. (1975) Deyatel'nost'. Soznaniye. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow: Politizdat. (In Russian).
35. Leont'yev, A. N. (2020) Problemy razvitiya psikhiki [Problems of Psyche Development]. Moscow: Smysl. (In Russian).
36. Leont'yev, A. N. (1983) Obraz mira. Izbrannyye psikhologicheskiye proizvedeniya [Image of the World. Selected Psychological Works]. Moscow: Pedagogy. Pp. 251–261. (In Russian).
37. Leont'yev, A. N. (2003) Stanovleniye psikhologii deyatel'nosti: Ranniye raboty [Formation of the psychology of activity: Early works]. Moscow: Smysl. (In Russian).
38. Leont'yev, V. G. (2002) Motivatsiya i psikhologicheskiye mekhanizmy yeye formirovaniya [Motivation and psychological mechanisms of its formation.] Novosibirsk: State Enterprise “Novosibirsk Polygirafkombinat”. (In Russian).
39. Leont'yev, D. A. (2004) Psikhologiya smysla [Psychology of meaning]. Moscow: IP RAS. (In Russian).
40. Lisina, M. I. (1986) Problemy ontogeneza obshcheniya [Problems of the ontogenesis of communication]. Moscow: Pedagogy. (In Russian).
41. Nguyen, M. A. (2007) Psikhologicheskiye predposylki vozniknoveniya emotsional'nogo intellekta v starshem doshkol'nom vozraste [Psychological prerequisites for the emergence of emotional intelligence in senior preschool age]. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya – Cultural and Historical Psychology. Vol. 3. No. 3. Pp. 46–51. (In Russian).
42. Petrovskiy, A., Petrovskiy, V. (2014) Kategoriya lichnosti (k postroyeniyu ontologicheskoy modeli lichnosti) [The category of personality (towards the construction of an ontological model of personality)]. Razvitiye lichnosti – Development of personality. No. 2. Pp. 58–91. (In Russian).
43. Petrovskiy, A. V., Yaroshevskiy, M. G. (1998) Osnovy teoreticheskoy psikhologii [Fundamentals of theoretical psychology]. Moscow: INFRA-M. (In Russian).
44. Petrovskiy, A. V. (1987) Razvitiye lichnosti i problema vedushchey deyatel'nosti [Personality development and the problem of leading activity]. Voprosy psikhologii – Questions of psychology. No. 1. Pp. 15–26. (In Russian).
45. Piazhe, ZH. (1969) Izbrannyye psikhologicheskiye trudy: Psikhologiya intellekta. Genezis chisla u rebenka. Logika i psikhologiya [Selected psychological works: Psychology of intelligence. Genesis of number in a child. Logic and psychology]. Moscow: Education. (In Russian).
46. Rubinshteyn, S. L. (2013) Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of general psychology]. Moscow: Piter. (In Russian).
47. Rubinshteyn, S. L. (2003) Bytiye i soznaniye. Chelovek i mir [Being and consciousness. Man and the world]. Saint Petersburg: Piter. (In Russian).
48. Sergiyenko, Ye. A. (2021) Psikhicheskoye razvitiye s pozitsiy sistemno-sub’yektnogo podkhoda [Mental development from the standpoint of the system-subject approach]. Monograph. Moscow: nstitute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. (In Russian).
49. Sergiyenko, Ye. A. (2012) Sub’yekt i lichnost': poisk yedinstva i spetsifiki [Subject and personality: the search for unity and specificity]. Mir psikhologii – The world of psychology. No. 3 (71). Pp. 30–49. (In Russian).
50. Sternberg, R. Dzh. (ed.) (2002) Prakticheskiy intellekt [Practical Intelligence]. Saint Petersburg: Piter. (In Russian).
51. Sternberg, R. Dzh (2015) Intellekt uspekha [Intelligence of Success]. Minsk: Popurri. (In Russian).
52. Sub’yekt i ob’yekt prakticheskogo myshleniya. Kollektivnaya monografiya [Subject and Object of Practical Thinking]. Collective Monograph. (2004) / Eds. A.V. Karpova, Yu. K. Kornilova. Yaroslavl: Remder. (In Russian).
53. Teplov, B. M. (1985) Izbrannyye trudy: V 2?kh t. [Selected Works: in 2 volumes]. Vol. 1. Moscow: Pedagogy. (In Russian).
54. Shubinskiy, V. S. (1991) Filosofskoye obrazovaniye v sredney shkole: dialektikomaterialisticheskiy podkhod [Philosophical Education in Secondary School: DialecticalMaterialistic Approach]. Moscow: Pedagogy. (In Russian).
55. El'konin, D. B. (1989) Izbrannyye psikhologicheskiye Trudy [Selected Psychological Works]. Moscow: Pedagogy (In Russian).