Отношение субъектов образовательного процесса вуза к изменениям, происходящим в процессе цифровой трансформации учебного процесса

The Attitude of the Subjects of the Educational Process of the University to the Changes Taking Place in the Process of Digital Transformation

Авторы:
Ванновская Ольга Васильевна,

DOI:
10.35231/18186653_2025_2_268

Полный текст926,09 КБ

Введение. В статье подвергается анализу проблема готовности к цифровой трансформации образовательного процесса субъектов образовательного процесса – преподавателей и студентов вуза, а также их отношение к этим изменениям. Рассматриваются основные риски, связанные с процессами цифровой трансформации системы высшего образования; уделено внимание вопросам оптимизации процессов цифровой трансформации в системе отечественного вузовского образования, нивелирования негативных тенденций.

Материалы и методы. В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ, стандартизированное анкетирование студентов и преподавателей. Математико-статистическая обработка проводилась с помощью описательных статистик, коэффициента корреляции Пирсона, t-критерия Стьюдента для зависимых выборок, t-критерия Уэлча, величина эффекта оценивалась по d Коэна.

Результаты. В статье приведены результаты проведенного эмпирического исследования на примере целевой аудитории – субъектов образовательного процесса вуза (преподавателей и студентов), в котором исследовались отношение и степень готовности к изменениям, происходящим в процессе цифровой трансформации.

Обсуждение и выводы. Эмпирическое исследование показало, что в ходе цифровой трансформации обучения преподаватели и студенты лучше всего относятся к организационным изменениям и хуже всего к психологическим. Это свидетельствует о том, что процесс цифровой трансформации образовательного процесса требует научно обоснованного психолого-педагогического сопровождения, направленного прежде всего на устранение психологических проблем обучения в цифровой образовательной среде, требует создания эффективных и инновационных педагогических подходов и технологий, которые будут учитывать индивидуальные потребности студентов и преподавателей.

Introduction. The article analyzes the problem of readiness for digital transformation of the educational process of subjects of the educational process - teachers and students of the university, as well as their attitude to these changes. The main risks associated with the processes of digital transformation of the higher education system are considered; attention is paid to the issues of optimizing the processes of digital transformation in the system of domestic higher education, leveling negative trends.

Materials and methods. The following methods were used in the study: theoretical analysis, standardized questionnaire of students and teachers. Mathematical and statistical processing was carried out using descriptive statistics, Pearson correlation coefficient, Student's t-test for dependent samples, Welch's t-test, the effect size was estimated by Cohen's d.

Results. The article presents the results of an empirical study conducted using the example of the target audience - subjects of the educational process of the university (teachers and students), in which the attitude and degree of readiness for changes occurring in the process of digital transformation were studied.

Discussion and conclusions. An empirical study has shown that during the digital transformation of education, teachers and students are most receptive to organizational changes and least receptive to psychological ones. This indicates that the process of digital transformation of the educational process requires scientifically based psychological and pedagogical support aimed primarily at eliminating psychological problems of learning in a digital educational environment, requires the creation of effective and innovative pedagogical approaches and technologies that will take into account the individual needs of students and teachers0

Ванновская Ольга Васильевна
кандидат психологических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
vannovskaya@mail.ru

1. БеззубенкоН.С.Особенности цифровизации вузовского образования // Библиотека в пространстве современной культуры: сб. науч. трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Новосибирск: НИНХ, 2020. – С. 31–35.
2. Блинов В. И. Цифровая дидактика: модный тренд или новая наука? // Профессиональное образование. Столица. – 2019. – № 3. – С. 27–32.
3. Бурганова Л. А., ЮрьеваО.В. Готовность вузовских преподавателей к работе в цифровой образовательной среде: компетентностный подход // Вестник экономики, права и социологии. – 2021. – № 2. – С. 67–72.
4. БулатР. Е., БайчороваХ.С., Лебедев А.Ю., Никитин Н. А., Поборчий А.В. Психологопедагогические аспекты экстренного перехода обучающихся очной формы обучения на дистанционный формат подготовки и проведения государственных аттестационных испытаний // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 10. – С. 140–147.
5. Булат Р. Е., Ванновская О. В. Проблемы и перспективы цифровой психодидактики в системе высшего образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2022. – № 4. – С. 258–278.
6. ВанновскаяО.В.Концепция психолого-педагогического сопровождения цифровой трансформации образовательного процесса вуза (антропоцентрический подход) // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. – 2024. – № 3. – С. 133–149. – DOI 10.18384/2949–5105–2024–3–133–149.
7. Ванновская О.В. Методологические основы внедрения цифровых технологий в образовательный процесс вуза // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2024. – № 2. – С. 251–269. – DOI 10.35231/18186653_2024_2_251
8. ВанновскаяО.В.Воздействие цифровой образовательной среды вуза на личность и психику обучающихся // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. – 2023. –№ 3. –С. 82–96. – DOI 10.18384/2949–5105–2023–3–82–96
9. Ванновская О. В., Булат Р. Е. Психологические основания для разработки и реализации учебных планов и учебных материалов с применением ДОТ // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2023. – Т. 17. – № 3. – С. 94–114. DOI 10.25688/2076–9121.2023.17.3.05
10. ГалихановМ.Ф., ХасановаГ.Ф.Подготовка преподавателей к онлайн-обучению: роли, компетенции, содержание // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28. –№ 2. –С. 51–62.
11. Гнедых Д. С., Красильников А. М., Щур А. Д., Лоик А. Н., Добрянская А. О., Белоусова Т. М. Опыт создания психолого-педагогических рекомендаций для компьютерных психодиагностических систем в образовании // Петербургский психологический журнал. – 2020. – № 33. – С. 21–41.
12. ЖабчикС.В. Актуальные проблемы цифрового обучения в вузах // Наука XXI века: проблемы, перспективы и актуальные вопросы развития общества, образования и науки. Международная межвузовская осенняя научно-практическая конференция: сборник материалов и докладов. – Краснодар: Краснодарский ЦНТИ – филиал ФГБУ "РЭА" Минэнерго России, 2022. – С. 89–93.
13. Ибрагимов Х. И. Организация самостоятельной работы студентов в условиях цифровизации вузовского образования // Наука и образование сегодня. – 2020. – № 7 (54). – С. 74–75.
14. Кашапов М. М.Ресурсы педагогического мышления в условиях цифровизации вузовского образования // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования: тезисы докладов XV Всероссийской научно-методической конференции. –Ярославль: ЯГУ им. П. Г. Демидова, 2022. – С. 148–151.
15. Козлов А.В.Цифровизация обучения студентов технических специальностей // Современное педагогическое образование. – 2022. – № 10. – С. 201–205.
16. Ломоносова Н. В., Осипова О. П. Трансформация системы управления образовательным процессом в высшем образовании в условиях цифровизации // Преподаватель XXI век. – 2021. – № 4. Часть 1. – С. 11–24.
17. Маклаков А. Г., Ванновская О. В. Психологические проблемы цифровой трансформации системы образования и дальнейшего развития дистанционного обучения // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся разного возраста: монография / под науч. ред. Т. С. Овчинниковой. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2022. – С. 129–140.
18. МатвиенкоС.В., Васильева Е.В., ПоляковаН.Ю., ЕвдокиенкоВ.В. Психологические сложности, возникающие в процессе дистанционного обучения, и способы их преодоления // Образование и право. – 2021. – № 1. – С. 195–199.
19. Научные основы применения дистанционных образовательных технологий в очной форме обучения: монография // Р. Е. Булат, Х. С. Байчорова, А. А. Горбунов, А. Ю. Лебедев, Н. А. Никитин, А. В. Поборчий / под общ. ред. Р. Е. Булата. – СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2021. – 300 с.
20. Рогова И. Н., Шиктарева И. А., Алмазова М. Л. Методы и технологии цифровой дидактики профессионального образования // Научно-инновационные технологии как фактор устойчивого развития агропромышленного комплекса: сб. ст. по мат-лам Всерос. (национальной) науч.-практ. конф. / под общ. ред. И. Н. Миколайчика. – Курган, 2020. – С. 512–515.
21. Сергеев И. С. Цифровая дидактика профессионального образования: контуры новой научной дисциплины // Профессиональное образование и занятость молодежи:
XXI век. Подготовка кадров для цифровой экономики. – Кемерово, 2019. – С. 134–138.
22. Соколовская И.Э.Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID?19 и самоизоляции // Цифровая социология. – 2020. – Т. 3. – № 2. – С. 46–54.
23. СорочанВ.В. Цифровизация – средство или цель вузовского образования? // Поколение будущего: сборник статей международной научной конференции. – СПб.: Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2023. – С. 50–54.
24. Харламова Т. М. Специфика психического состояния и копинг-стратегий студентов при дистанционном обучении в условиях пандемии COVID?19 // Вестник Пермского гос. гуманитарно-педагогического ун-та. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. – 2020. – С. 26–39.
25. Чернавин Ю. А. Цифровое общество: теоретические контуры складывающейся парадигмы // Цифровая социология. – 2021. – Т. 4. – № 2. – С. 4–12.
26. Чикова О. А. Цифровая трансформация содержания педагогического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – Т. 2. – № 3 (73). – С. 22–39.
27. Щербина Е. Ю., Шмурыгина О. В., Уткина С. Н. Цифровая дидактика профессионально-педагогического образования: основные компоненты // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 2 (51). – С. 411–418.
28. Яницкий М. С. Психологические аспекты цифрового образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2019. – № 2 (34). – С. 38–44.
29. Jang D.-H., Yi, P., Xing I.-S. Exploring the Effectiveness of Using Digital Textbooks in Student Education in South Korea: A Meta-Analysis. Asia-Pacific Education Researcher, 2015. – 324 р.
30. Hilton J. Open Educational Resources, Student Efficacy, and User Perceptions: a Synthesis of Research Published between 2015 and 2018 // Educational Technology Research and Development. – 2019. – Vol. 68. – P. 853–876.
31. Pacheco E., Lips M., Yoong P. Transition 2.0: Digital Technologies, Higher Education, and Vision Impairment // The Internet and Higher Education. – 2018. – № 37. – P. 1–10.

1. Bezzubenko, N. S. (2020) Osobennosti cifrovizacii vuzovskogo obrazovaniya [Features of digitalization of higher education]. Collection of scientific papers of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. Novosibirsk State University of Economics and Management. Pp. 31–35. (In Russian).
2. Blinov, V. I. (2019) Cifrovaya didaktika: modnyj trend ili novaya nauka? [Digital didactics: a fashion trend or a new science?]. Professional education. Capital. No. 3. Pp. 27–32. (In Russian).
3. Burganova, L. A., Yuryeva, O. V. (2021) Gotovnost' vuzovskih prepodavatelej k rabote v cifrovoj obrazovatel'noj srede: kompetentnostnyj podhod [Readiness of University Teachers to Work in a Digital Educational Environment: A Competency-Based Approach]. Bulletin of Economics, Law and Sociology. No. 2. Pp. 67–72. (In Russian).
4. Bulat, R. E., Baichorova, H. S., Lebedev, A. Yu., Nikitin, N. A., Poborchiy, A. V. (2020) Psihologo-pedagogicheskie aspekty ekstrennogo perekhoda obuchayushchihsya ochnoj formy obucheniya na distancionnyj format podgotovki i provedeniya gosudarstvennyh attestacionnyh ispytanij [Psychological and pedagogical aspects of the emergency transition of full-time students to a distance learning format for preparing and conducting state certification tests]. Modern high-tech technologies. No. 10. Pp. 140–147. (In Russian).
5. Bulat, R. E., Vannovskaya, O. V. (2022) Problemy i perspektivy cifrovoj psihodidaktiki v sisteme vysshego obrazovaniya [Problems and Prospects of Digital Psychodidactics in the Higher Education System]. Bulletin of the Leningrad State University named after A. S. Pushkin. No. 4. Pp. 258–278. (In Russian).
6. Vannovskaya, O. V. (2024) Koncepciya psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya cifrovoj transformacii obrazovatel'nogo processa vuza (antropocentricheskij podhod) [The concept of psychological and pedagogical support for the digital transformation of the educational process of the university (anthropocentric approach)]. Bulletin of the State University of Education. Series: Psychological Sciences. No. 3. Pp. 133–149. (In Russian).
7. Vannovskaya, O. V. (2024) Metodologicheskie osnovy vnedreniya cifrovyh tekhnologij v obrazovatel'nyj process vuza [Methodological foundations for the introduction of digital technologies into the educational process of the university]. Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Pp. 251–269. (In Russian).
8. Vannovskaya, O. V. (2023) Vozdejstvie cifrovoj obrazovatel'noj sredy vuza na lichnost' i psihiku obuchayushchihsya [The impact of the digital educational environment of the university on the personality and psyche of students]. Bulletin of the State University of Education. Series: Psychological Sciences. No. 3. Pp. 82–96. (In Russian).
9. Vannovskaya, O. V., Bulat, R. E. (2023) Psihologicheskie osnovaniya dlya razrabotki i realizacii uchebnyh planov i uchebnyh materialov s primeneniem DOT [Psychological Basis for the Development and Implementation of Curriculum and Learning Materials with the Use of Distance Educational Technologies]. Bulletin of MSPU. Series: Pedagogy and psychology. No. 3. Pp. 94–114. (In Russian).
10. Galikhanov, M. F., Khasanova, G. F. (2019) Podgotovka prepodavatelej k onlajnobucheniyu: roli, kompetencii, soderzhanie [Preparing Teachers for Online Teaching: Roles, Competencies, Content]. Higher education in Russia. Vol. 28. No. 2. Pp. 51–62. (In Russian).
11. Gnedykh, D. S., Krasilnikov, A. M., Shchur, A. D., Loik, A. N., Dobryanskaya, A.O., Belousova, T.M. (2020) Opyt sozdaniya psihologo-pedagogicheskih rekomendacij dlya komp'yuternyh psihodiagnosticheskih sistem v obrazovanii [Experience in creating psychological and pedagogical recommendations for computer psychodiagnostic systems in education]. Petersburg Psychological Journal. No. 33. Pp. 21–41. (In Russian).
12. Zhabchik, S. V. (2022) Aktual'nye problemy cifrovogo obucheniya v vuzah [Actual problems of digital learning in universities] Nauka XXI veka: problemy, perspektivy i aktual'nye voprosy razvitiya obshchestva, obrazovaniya i nauki [Science of the 21st century: problems, prospects and actual issues of development of society, education and science]. Proceedings of the International Conference. Krasnodar. Pp. 89–93. (In Russian).
13. Ibragimov, H. I. (2020) Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov v usloviyah cifrovizacii vuzovskogo obrazovaniya [Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov v usloviyah cifrovizacii vuzovskogo obrazovaniya]. Science and education today. No. 7 (54). Pp. 74–75. (In Russian).
14. Kashapov, M. M. (2022) Resursy pedagogicheskogo myshleniya v usloviyah cifrovizacii vuzovskogo obrazovaniya [Resources of pedagogical thinking in the context of digitalization of higher education]. aktual'nye problemy sovershenstvovaniya vysshego obrazovaniya [Current issues of improving higher education]. Proceedings of the International Conference. Yaroslavl, Pp. 148–151. (In Russian).
15. Kozlov, A. V. (2022) Cifrovizaciya obucheniya studentov tekhnicheskih special'nostej [Digitalization of teaching students of technical specialties]. Modern pedagogical education. No. 10. Pp. 201–205. (In Russian).
16. Lomonosova, N. V., Osipova, O. P. (2021) Transformaciya sistemy upravleniya obrazovatel'nym processom v vysshem obrazovanii v usloviyah cifrovizacii [Transformation of the educational process management system in higher education in the context of digitalization]. Teacher XXI century. No. 4. Part 1. Pp. 11–24. (In Russian).
17. Maklakov, A. G., Vannovskaya, O. V. (2022) Psihologicheskie problemy cifrovoj transformacii sistemy obrazovaniya i dal'nejshego razvitiya distancionnogo obucheniya [Psychological problems of digital transformation of the education system and further development of distance learning]. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa obuchayushchihsya raznogo vozrasta: monografiya [Psychological and pedagogical support of the educational process of students of different ages: monograph]. Saint Petersburg: Leningrad State University named after A. S. Pushkin. Pp. 129–140. (In Russian).
18. Matvienko, S. V., Vasilyeva, E. V., Polyakova, N. Yu., Evdokienko V. V. (2021) Psihologicheskie slozhnosti, voznikayushchie v processe distancionnogo obucheniya, i sposoby ih preodoleniya [Psychological difficulties arising in the process of distance learning and ways to overcome them]. Education and Law. No. 1. Pp. 195–199. (In Russian).
19. Nauchnye osnovy primeneniya distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v ochnoj forme obucheniya: monografiya [Scientific foundations of the application of distance educational technologies in full-time education: monograph]. R. E. Bulat, Kh. S. Baichorova, A. A. Gorbunov, A. Yu. Lebedev, N. A. Nikitin, A.V.Poborchiy / edited by R. E.Bulat. SPb.: St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of mergency Situations of Russia. 300 p. (In Russian).
20. Rogova, I. N., Shiktareva, I. A., Almazova, M. L. (2020) Metody i tekhnologii cifrovoj didaktiki professional'nogo obrazovaniya [Methods and technologies of digital didactics of professional education]. Nauchno-innovacionnye tekhnologii kak faktor ustojchivogo razvitiya agropromyshlennogo kompleksa [Scientific and innovative technologies as a factor in sustainable development of the agro-industrial complex]. roceedings of the All-Russian scientific conference. Kurgan. Pp. 512–515. (In Russian).
21. Sergeev, I. S. (2019) Cifrovaya didaktika professional'nogo obrazovaniya: kontury novoj nauchnoj discipliny [Digital didactics of professional education: contours of a new scientific discipline] Professional education and youth employment: XXI century. Training of personnel for the digital economy. Kemerovo. Pp. 134–138. (In Russian).
22. Sokolovskaya, I. E. (2020) Social'no-psihologicheskie faktory udovletvorennosti studentov v usloviyah cifrovizacii obucheniya v period pandemii COVID?19 i samoizolyacii [Social and psychological factors of student satisfaction in the context of digitalization of education during the COVID?19 pandemic and self-isolation]. Digital sociology. Vol. 3. No. 2. Pp. 46–54. (In Russian).
23. Sorochan, V. V. (2023) Cifrovizaciya – sredstvo ili cel' vuzovskogo obrazovaniya? [Digitalization – a means or a goal of higher education?]. Pokolenie budushchego [Generation of the Future]. Proceedings of the International Conference. Saint Petersburg, Pp. 50–54. (In Russian).
24. Kharlamova, T. M. (2020) Specifika psihicheskogo sostoyaniya i koping-strategij studentov pri distancionnom obuchenii v usloviyah pandemii COVID?19 [Specifics of the mental state and coping strategies of students during distance learning in the context of the COVID?19 pandemic]. Bulletin of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series No. 1. Psychological and pedagogical sciences. Pp. 26–39. (In Russian).
25. Chernavin, Yu. A. (2021) Cifrovoe obshchestvo: teoreticheskie kontury skladyvayushchejsya paradigmy [Digital society: theoretical contours of the emerging paradigm]. Digital sociology. Vol. 4. No. 2. Pp. 4–12. (In Russian).
26. Chikova, O. A. (2020) Cifrovaya transformaciya soderzhaniya pedagogicheskogo obrazovaniya [Digital transformation of the content of pedagogical education]. Domestic and foreign
pedagogy. Vol. 2. No. 3 (73). Pp. 22–39. (In Russian).
27. Shcherbina, E. Yu., Shmurygina, O. V., Utkina, S. N. (2020) Cifrovaya didaktika professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya: osnovnye komponenty [Digital didactics of professional and pedagogical education: main components] Business. Education. Law. No. 2 (51). Pp. 411–418. (In Russian).
28. Yanitsky, M. S. (2019) Psihologicheskie aspekty cifrovogo obrazovaniya [Psychological aspects of digital education]. Professional education in Russia and abroad. No. 2 (34). Pp. 38–44. (In Russian).
29. Jang, D.-H., Yi, P., Xing, I.-S. (2015) Exploring the Effectiveness of Using Digital Textbooks in Student Education in South Korea: A Meta-Analysis. Asia-Pacific Education Researcher. 30. Hilton, J. (2019) Open Educational Resources, Student Efficacy, and User Perceptions: a Synthesis of Research Published between 2015 and 2018. Educational Technology Research and Development. Vol. 68. Pp. 853–876.
31. Pacheco, E., Lips M., Yoong, P. (2018) Transition 2.0: Digital Technologies, Higher Education, and Vision Impairment. The Internet and Higher Education. No. 37. Pp. 1–10.

Ключевые слова:
цифровая трансформация образования, субъекты образовательного процесса, отношение к цифровой трансформации образовательного процесса, дистанционные образовательные технологии, digital transformation of education, subjects of the educational process, attitude to the digital transformation of the educational process, distance learning technologies.

Для цитирования:
Ванновская О. В. Отношение субъектов образовательного процесса вуза к изменениям, происходящим в процессе цифровой трансформации // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2025. – № 2. – С. 268–291. DOI: 10.35231/18186653_2025_2_268. EDN: JFOSDK Vannovskaya, O. V. (2025) Otnoshenie sub``ektov obrazovatel`nogo processa vuza k izmeneniyam, proisxodyashhim v processe cifrovoj transformacii uchebnogo processa [The Attitude of the Subjects of the Educational Process of the University to the Changes Taking Place in the Process of Digital Transformation]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Pp. 268–291. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2025_2_268. EDN: JFOSDK

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина