Введение. В рамках представленного исследования была предпринята попытка изучить взаимосвязи таких сложных психических явлений, как когнитивный стиль и интеллектуальное развитие. При этом тип функциональной асимметрии рассматривается как один из факторов, обусловливающий формирование когнитивного стиля и особенности развития психических познавательных процессов.
Материалы и методы. Было обследовано 117 человек в возрасте от 19 до 22 лет, которые по результатам выполнения теппинг-теста были разделены на три группы: правши, амбидекстры и левши. Для оценки выраженности поленезависимости-полезависимости была применена методика «Включенные фигуры». Особенности интеллектуального развития оценивались с помощью батареи интеллектуальных тестов «КР-3-85» М. М. Решетникова и Б. В. Кулагина.
Результаты. Установлено, что уровень поленезависимости статистически выше в группе правшей. При этом в группе амбидекстров «полезависимость» встречается чаще, чем в остальных группах. В группе правшей показатель поленезависимости оказался связан со способностью устанавливать логические связи между понятиями и со способностью находить и вычленять закономерности в числовом материале.
В группе левшей показатель поленезависимости связан с уровнем развития мнемических способностей. В группе амбидекстров связи между показателями поленезависимости-полезависимости и показателями развития психических познавательных процессов обнаружены не были.
Обсуждение и выводы. Полученные данные позволяют предположить, что формирование поленезависимости в группе правшей обусловлено ведущей ролью левого полушария, отвечающего за анализ и логическое структурирование поступающей информации. Разное соотношение представленности поленезависимости-полезависимости в группах людей с разными типами функциональной асимметрии может указывать на наличие взаимосвязи между типом функциональной асимметрии и рассматриваемым когнитивным стилем.
Introduction. There was made an attempt to study the interrelationships of such complex mental phenomena as cognitive style and intellectual development in the article. The type of functional asymmetry is considered as one of the factors of determining the formation of cognitive style and the peculiarities of the development of mental cognitive processes.
Materials and methods. 117 people aged 19 to 22 years old were examined. Then they, according to the results of the tapping test, were divided into three groups: right-handed, ambidextrous and left-handed. The test "Included figures" was used to assess the severity of field independent – field depended. The features of intellectual development were assessed by using the battery of intellectual tests "KR-3-85" by M. M. Reshetnikov and B. V. Kulagin.
Results. It was found that the level of field independence was statistically higher in the right-handed group. At the same time, in the ambidextrous group, "field depended" is more common than in other groups. In the right-handed group, the indicator of field independent turned out to be related to the ability to establish logical connections between concepts and the ability to find and isolate patterns in numerical material. In the left-handed group, the indicator of field independent is related to the level of development of mnemonic abilities. In the ambidextrous group, no relationship was found between indicators of field independent and indicators of the development of mental cognitive processes.
Discussion and conclusion. It is possible to suggest that the formation of field independent in the group of right-handed people is due to the leading role of the left hemisphere, responsible for the analysis and logical structuring of incoming information. The different ratio of field independent - field dependent in groups of people with different types of functional asymmetry may indicate a relationship between the type of functional asymmetry and the cognitive style.
Маклаков Анатолий Геннадьевичдоктор психологических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
a.maklakov@lengu.ru
Бойко Евгения Анатольевнакандидат психологических наук
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ev.boiko@inbox.ru
Савина Елена Игоревна-
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
savina2156le@gmail.com
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
2. Балюкова И. Б. Интеллектуальные особенности студентов с разной межнолушарной организацией мозга // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2017. – № 5. – С. 116–121.
3. Бизюк А. П. Компедиум методов нейропсихологического исследования. – СПб.: Речь, 2005. – 399 с.
4. Бойко Е. А., Любимова Е. Д., Козырева Е. С. Особенности когнитивных стилей студентов с разными типами функциональной асимметрии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2019. – № 4. – С. 20–28.
5. Головастикова Е.В., КобазеваЮ. А.Взаимосвязь когнитивных стилей и интеллектуального развития в старшем дошкольном возрасте // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2024. – № 1 (72). – С. 208–218.
6. МосквинВ.А., МосквинаН.В., БеловаА.Н.Индивидуальные профили латеральности и особенности полезависимости-поленезависимости // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2005. – № 3. – С. 182–184.
7. Решетников М. М., Кулагин Б. В. Исследование общего уровня развития познавательных психических процессов. – Л.: ВМедА, 1987.
8. ОсокинаК. А. Особенности когнитивного стиля (полезависимости-поленезависимости) у стрессоустойчивых личностей в тревожных ситуациях // Психология когнитивных процессов. – 2021. – № 10. – С. 80–83.
9. Савельева А. Е. Взаимосвязь когнитивных факторов и показателей адаптации у студентов вуза // Образование в России и актуальные вопросы современной науки; под науч. ред. П. А. Гагаева, Е.П.Белозерцева: сб. статей V Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: Изд-во ПГАУ. 2022. – С. 381–384.
10. Савко И. В., Рудыхина О. В. Особенности когнитивно-стилевого профиля российской и белорусской молодежи в условиях современной системы образования // Нижегородское образование. – 2020. – № 3. – С. 135–141.
11. Холодная М. А.Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. –СПб.: Питер, 2004. – 384 с.
12. Чекалина А. И. Экспериментальное исследование вклада когнитивного стиля «полезависимость/поленезависимость» в сенсорное исполнение задач с разным уровнем информационной нагрузки // Вестник Екатерининского института. – 2008. –№ 4. –С. 22–30.
13. Чистикова М. А. Когнитивный стиль и интеллектуально-творческое развитие первоклассников // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2017. – № 3. – Т. 10. – С. 6–12.
14. Шлыкова Ю. Б., Холматова Л. Н. Когнитивные стили и стратегии совладания со стрессом в разных возрастных группах // Сборник конференций НИЦ Социосфера. – 2024. – № 9. – С. 61–64.
15. Яблокова А.В. Когнитивные стили в структуре психологической готовности к обучению в школе: монография. – Вологда: ВоГУ, 2021. – 151 с.
1. Anan'ev, B. G. (2001) Chelovek kak predmet poznaniya [Human as subject of knowledge]. Saint Petersburg: Piter. (In Russian).
2. Balyukova, I. B. (2017) Intellektual'nye osobennosti studentov s raznoj mezhnolusharnoj organizaciej mozga. Vestnik Pskovskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya: Psihologopedagogicheskie nauki –Bulletin of Pskov State University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences. No. 5. Рр. 116–121. (In Russian).
3. Bizyuk, A. P. (2005) Kompedium metodov nejropsihologicheskogo issledovaniya. Saint Petersburg: Rech'. (In Russian).
4. Bojko, E. A., Lyubimova, E. D., Kozyreva, E. S. (2019) Osobennosti kognitivnyh stilej studentov s raznymi tipami funkcional'noj asimmetrii [Particularities of cognitive styles of students with different types of functional asymmetry]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S.Pushkina. – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Рр. 20–28. (In Russian).
5. Golovastikova, E. V., Kobazeva, Yu. A. (2024) Vzaimosvyaz' kognitivnyh stilej i intellektual'nogo razvitiya v starshem doshkol'nom vozraste. Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah – New in psychological and pedagogical research. No. 1 (72). Рр. 208–218. (In Russian).
6. Moskvin, V. A., Moskvina, N. V., Belova, A. N. (2005) Individual'nye profili lateral'nosti i osobennosti polezavisimosti-polenezavisimosti. Vestnik Belgorodskogo universiteta potrebitel'skoj kooperacii – Bulletin of the Belgorod University of Consumer Cooperation. No. 3. Рр. 182–184. (In Russian).
7. Reshetnikov, M. M., Kulagin, B. V. (1978) Issledovanie obshchego urovnya razvitiya poznavatel'nyh psihicheskih processov. Leningrad: VMedA. (In Russian).
8. Osokina, K. A. (2021) Osobennosti kognitivnogo stilya (polezavisimosti-polenezavisimosti) u stressoustojchivyh lichnostej v trevozhnyh situaciyah. Psihologiya kognitivyh processov – Psychology of cognitive processes. No. 10. Рр. 80–83. (In Russian).
9. Savel'eva, A. E. (2022) Vzaimosvyaz' kognitivnyh faktorov i pokazatelej adaptacii u studentov vuza. V P. A. Gagaeva, E. P. Belozerceva (red.). Obrazovanie v Rossii i aktual'nye voprosy sovremennoj nauki: Sb. statej V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza: Izd-vo PGAU. Рр. 381–384. (In Russian).
10. Savko, I. V., Rudyhina, O. V. (2020) Osobennosti kognitivno-stilevogo profilya rossijskoj i belorusskoj molodezhi v usloviyah sovremennoj sistemy obrazovaniya. Nizhegorodskoe obrazovanie – Nizhny Novgorod Education. No. 3. Рр. 135–141. (In Russian).
11. Holodnaya, M. A. (2004) Kognitivnye stili: o prirode individual'nogo uma. Saint Petersburg: Piter. (In Russian).
12. Chekalina, A. I. (2008) Eksperimental'noe issledovanie vklada kognitivnogo stilya «polezavisimost'/polenezavisimost'» v sensornoe ispolnenie zadach s raznym urovnem informacionnoj nagruzki. Vestnik Ekaterininskogo instituta – Bulletin of the Catherine Institute. No. 4. Рр. 22–30. (In Russian).
13. Chistikova, M. A. (2017) Kognitivnyj stil' i intellektal'no-tvorcheskoe razvitie pervoklassnikov. Teoretichekaya i eksperimental'naya psihologiya – Theoretical and experimental psychology. No. 3. Vol. 10. Рр. 6–12. (In Russian).
14. Shlykova, Yu. B. Holmatova, L. N. (2024) Kognitivnye stili i strategii sovladaniya so stressom v raznyh vozrasttnyh gruppah. Sbornik konferencij NIC Sociosfera – Collection of conferences of NIC Sociosphere. No. 9. Рр. 61–64. (In Russian).
15. Yablokova, A. V. (2021) Kognitivnye stili v strukture psihologicheskoj gotovnosti k obucheniyu v shkole. Vologda: Vologodskij gosudarstvennyj universitet. (In Russian).