Введение. В обзорной статье исследуется фундаментальная проблема психологии личности: ее генезис. На основе критического анализа отечественных концепций зарождения, возникновения, происхождения, «рождения» личности предпринята попытка систематизировать воззрения на персоногенез создателя Петербургской-Ленинградской школы психологии личности и его последователей, которые внесли важный вклад в решение данной фундаментальной проблемы.
Материалы и методы. Материалами исследования стали научные публикации отечественных авторов, в которых исследуется проблема генезиса личности. Использованы теоретические методы исследования: теоретический анализ и обобщение материалов, изложенных в научной литературе, их систематизация.
Результаты. Установлен вклад В. М. Бехтерева – создателя Петербургской-Ленинградской школы психологии личности и его последователей (А. Ф. Лазурского, М. Я. Басова, В. Н. Мясищева, Б. Г. Ананьева) в решение проблемы генезиса личности. Показано, что исследование личности и ее генезиса началось благодаря работам В. М. Бехтерева, который признавал, что личность не рождается, а возникает в процессе онтогенеза с появлением социального компонента личной сферы, которая имеет связь с социальными отношениями между людьми и выполняет приспособительную функцию, подчиняя себе органический компонент личной сферы человека. Атрибутивным признаком личности, позволяющим определить ее «рождение», является, по мнению В. М. Бехтерева, самодеятельность. А. Ф. Лазурский не изучал непосредственно генезис личности, но он конкретизировал понятие «отношение личности к внешним объектам» или «экзопсихика», которое явилось основной для понимания М. Я. Басовым и В. Н. Мясищевым личности и ее генезиса. М. Я. Басов акцентировал внимание на внешне наблюдаемых проявлениях отношения человека к миру. Он, признавая возникновение личности на основе взаимодействия организма и среды, определил ряд значимых особенностей отношений личности к внешним объектам. Личность является активным деятелем в окружающей среде, которая обладает в силу ее организованности активным воздействием на процесс рождения личности. Взаимодействие личности и активно упорядоченный среды осуществляется посредством деятельности. В. Н. Мясищев рассматривает личность как совокупность общественных отношений, систему индивидуальных, избирательных, сознательных, иерархических связей личности с различными сторонами действительности. Данная система и есть атрибутивный признак личности, который также развивается на «условно-рефлекторной» основе и свидетельствует о рождении личности. Б. Г. Ананьев как создатель советской Ленинградской школы психологии, придерживаясь идеи возникновения личности на основе развития индивида, акцентирует внимание на понимании генезиса личности не в онтогенетическом развитии индивида, а в процессе жизненного пути. «Рождение личности» происходит на стадии старта. Критериям возникновения личности является самостоятельное включение человека посредством профессиональной деятельности или труда в общественную жизнь.
Обсуждение и выводы. Критический анализ работ создателя Петербургской-Ленинградской школы психологии В. М. Бехтерева и его последователей А. Ф. Лазурского, М. Я. Басова, В. Н. Мясищева и Б. Г. Ананьева показал, что никто из них специально и целенаправленно не исследовал генезис личности, ее рождение. В результате исследования личности и ее развития представителями первой Петербургской-Ленинградской отечественной школы психологии личности был сформулирован ряд теоретико-методологических положений, которые можно рассматривать в качестве предпосылок разработки концепции генезиса личности. Во-первых, понимание того, что личность возникает не от рождения, а ей предшествует индивид, который подчиняется базовому биологическому закону единства организма и среды. Личность появляется тогда, когда возникает новый способ взаимодействия человека и среды. Во-вторых, в работах были выделены две самостоятельные линии развития человека: онтогенетическое развитие индивида и жизненный путь личности. В-третьих, представители Петербургской-Ленинградской школы психологии личности первыми предприняли попытку выявить атрибутивные признаки личности.
Introduction. The review article examines the fundamental problem of personality psychology: its genesis. Based on a critical analysis of domestic concepts of the origin, emergence, origin, and "birth" of personality, an attempt is made to systematize the views on personogenesis of the founder of the Petersburg-Leningrad School of Personality Psychology and his followers, who made an important contribution to solving this fundamental problem.
Materials and methods. The research materials are scientific publications of domestic authors, which examine the problem of personality genesis. Theoretical research methods were used: theoretical analysis and generalization of materials presented in scientific literature, their systematization.
Results. The contribution of V. M. Bekhterev, the founder of the St. Petersburg-Leningrad school of personality psychology, and his followers (A. F. Lazursky, M. Ya. Basov, V. N. Myasishchev, B. G. Ananyev) to solving the problem of personality genesis is established. It is shown that the study of personality and its genesis began thanks to the works of V. M. Bekhterev, who recognized that personality is not born, but arises in the process of ontogenesis with the emergence of a social component of the personal sphere, which is connected with social relations between people and performs an adaptive function, subordinating the organic component of a person's personal sphere. According to V. M. Bekhterev, the attributive feature of personality, which makes it possible to determine its "birth", is self-activity. A. F. Lazursky did not directly study the genesis of personality, but he concretized the concept of "personality's attitude to external objects" or "exopsyche", which was fundamental for M. Ya. Basov and V. N. Myasishchev's understanding of personality and its genesis. M. Ya. Basov focused on externally observable manifestations of a person's attitude to the world. He, recognizing the emergence of personality on the basis of the interaction of the organism and the environment, defined a number of significant features of the personality's attitude to external objects. Personality is an active participant in the environment, which, due to its organization, has an active impact on the process of personality birth. The interaction of personality and the actively ordered environment is carried out through activity. V. N. Myasishchev considers personality as a set of social relations, a system of individual, selective, conscious, hierarchical connections of personality with various aspects of reality. This system is an attributive
feature of personality, which also develops on a "conditioned reflex" basis and testifies to the birth of personality. B. G. Ananyev, as the creator of the Soviet Leningrad School of Psychology, adhering to the idea of the emergence of personality based on the development of the individual, focuses on understanding the genesis of personality not in the ontogenetic development of the individual, but in the process of life. "The birth of personality" occurs at the start stage. The criteria for the emergence of personality is the independent inclusion of a person through professional activity or work in public life.
Discussion and conclusions. A critical analysis of the works of the founder of the Petersburg-Leningrad school of psychology V. M. Bekhterev and his followers A. F. Lazursky, M. Ya. Basov, V. N. Myasishchev and B. G. Ananyev showed that none of them specifically and purposefully studied the genesis of personality, its birth. As a result of the study of personality and its development, representatives of the Petersburg-Leningrad first domestic school of personality psychology formulated a number of theoretical and methodological provisions that can be considered as prerequisites for the development of the concept of the genesis of personality. Firstly, the understanding that personality does not arise from birth, but is preceded by an individual who, obeying the basic biological law of the unity of the organism and the environment, a new way of interaction between man and the environment appears. Secondly, two independent lines of development were identified in the works: the ontogenetic development of the individual and the life path of the individual. Thirdly, representatives of the St. Petersburg-Leningrad school of personality psychology were the first to attempt to identify the attributive features of personality.
Белов Василий Васильевичдоктор психологических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
vasvasbelov@yandex.ru.
Маклаков Анатолий Геннадьевичдоктор психологических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
a.maklakov@lengu.ru
Белова Елизавета Васильевнакандидат психологических наук, доцент
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича
Санкт-Петербург, Российская Федерация
vasvasbelov@yandex.ru
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – М. [и др.]: Питер, 2010. – 282 с.
2. АнаньевБ.Г. О проблемах современного человекознания. –СПб.: Питер, 2001. –260 с.
3. Антоненко И. В. Психология личности: генезис доверия // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 1 (106). – С. 112–121.
4. Балюшина Ю. Л. Малый город как пространство генезиса личности: проблемы и перспективы развития. // ОБЩЕСТВО: ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА. – 2017. – № 6. – С. 19–21.
5. Басов М. Я. Общие основы педологии. – Государственный педагогический ин-т им. А. И. Герцена. – М.; Л.: Гос. изд-во.1928. – 774 с.
6. Басов М. Я. Избранные психологические произведения; под ред. чл.??кор. АПН СССР, проф. В. Н. Мясищева, проф. В.С. Мерлина; Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1975. – 432 с
7. БеловВ.В., Белова Е.В. Теоретическая психология и проблема исследования развития личности // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2024. – № 2. – С. 288–309.
8. БеловВ.В., Белова Е.В. Теоретическая психология персоногенеза: место в системе фундаментальных наук о человеке // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2024. – № 4. – С. 280–295.
9. Белов В. В. Историко-методологический анализ концепции развития личности В. М. Бехтерева – создателя отечественной психологической школы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2023. – № 2. – С. 208–231.
10. Белов В. В., Белова Е. В. Эвристическая ценность антропологического подхода В. М.Бехтерева для исследования личности, ее развития и воспитания в психологии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2023. – № 4. – С. 428–456.
11. Белорусец А.С.Задача развития как универсальная единица персоногенеза // Научный форум: педагогика и психология. сборник статей по материалам LIV международной научно-практической конференции. – М., 2021. – С. 45–48.
12. Белорусец А.С. Культурный ландшафт как медиатор персоногенеза // Концепция поляризованной биосферы: научные истоки, междисциплинарный контекст и значение для социально-экономической географии: сборник научных материалов. – Ярославль, 2022. – С. 37–46.
13. БехтеревВ. М.Избранные труды по психологии личности: в 2 т. / В. М.Бехтерев; отв. ред.: Г.С. Никифоров, Л. А.Коростылева. – СПб.: Алетейя: С.-Петерб. ун-т. Фак. психологии, Объективное изучение личности. Т. 2. – 1999. – 281с.
14. БехтеревВ. М. Объективная психология / В. М.Бехтерев; Изд. подгот. В. А.Кольцова; [Коммент. и примеч. В. А. Кольцовой, Е. А.Спиркиной]; АН СССР, Ин-т психологии. – М.: Наука, 1991. – 475 с.
15. БехтеревВ. М. Личность и условия ее развития и здоровья // Проблемы развития и воспитания человека. Москва: Изд-во Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. – С. 97–136.
16. Бехтерев В. М. Общие основы рефлексологии человека: руководство к объективному изучению личности / В. М. Бехтерев; под ред. и со вступ. ст. А. В. Гервера. – 4?е посмертное изд. – М.: Гос. изд-во; Ленинград: [б. и.], 1928. – 544 с.
17. Братусь Б. С. «Слово» и «дело»: к истории научных отношений А. Н. Леонтьева и Л.С.Выготского // Национальный психологический журнал. – 2013. –№ 1 (9). – C. 18–24.
18. Ванданова Э. Л. Генезис маргинальной личности: культурно-психологические факторы развития // Проблемы психолого-педагогической работы в современном образовательном учреждении: сб. материалов II международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 257–264.
19. Воронова Е.Ю., ВяткинБ. А. Мерлин и его концепция личности (к 105?летию со дня рождения ученого) // Мир психологии. – 2003. – № 1 (33). – С. 168–186.
20. Гаджимурадова З. М.Этническое самосознание личности: структура, содержание, генезис; М-во образования и науки Российской Федерации, Московский пед. гос. ун-т. – М.: Прометей, 2006. – 227 с.
21. ГалажинскийЭ.В. Личность в психоисторическом контексте: персоногенез? // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность – коммуникация – толерантность / под ред. В. И. Кабрина. – Томск, 2002. – С. 44–53.
22. Гусейнов А.Ш. Генезис радикальной протестной активности личности // Научноинформационный журнал Армия и общество. – 2015. – № 2 (45). – С. 114–120.
23. Дзилихова Л. Ф. Специфика и генезис самопознания личности // Информационное пространство современной науки: материалы III Международной заочной научнопрактической конференции. Чувашское отделение Академии педагогических и социальных наук; отв. ред. М. В. Волкова. – 2011. – С. 58–67.
24. ИвановаД. Н. Генезис личности в проблемном поле философии образования // Этнокультурное образование в современном мире: сб. науч. статей по материалам Всероссийской очно-заочной научно-методической конференции; науч. ред. Е. А. Александрова. – 2017. – С. 258–264.
25. Касаткина С. С. Системный подход как философский принцип исследования генезиса личности в городском пространстве // Общество: философия, история, культура. – 2016. – № 1. – С. 12–13.
26. Лазурский А. Ф.Классификация личностей / под ред. М.Я.Басова и В.Н. Мясищева; вступительная статья М. Я. Басова. – М.: URSS, 2017. – 290 с.
27. Лазурский А. Ф., ФранкС. Л. Программа исследования личности в ее отношениях к среде // Русская школа. 1912. Кн. 1. Январь. С. 1–24; Кн. 2. Февраль. С. 1–17.
28. Левченко Е. В. Михаил Яковлевич Басов: Жизненный путь и психологическая концепция // Методология и история психологии. – 2008. Т. 3. Вып. 4. – С. 21–44.
29. Левченко Е.В. М. Я. Басов и В. Н. Мясищев: общность судеб, близость идей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. – Т. 2. – № 2. – 2005. – С. 26–30.
30. Леонтьев Д. А. Личностное измерение человеческого развития // Вопросы психологии. – № 3. – 2013. – С. 67–80.
31. Леонтьев Д. А. Теория личности А. Ф. Лазурского: от наклонностей к отношениям // Методология и история психологии. – 2008. – Т. 3. Вып. 4. – С. 7–20.
32. Логинова Н. А. Б. Г. Ананьев – основатель Ленинградской психологической школы // Методология и история психологии. – 2008. – № 4. – С. 46–58.
33. ЛомовБ. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии; Российская академия наук. Институт психологии. – М.: Наука, 1999. – 349 с.
34. Макарова Е. А. Общие предпосылки возникновения и развития личности // В мире научных открытий. – 2015. – № 11–7 (71). – С. 2600–2608.
35. Моргаева Н. Ю. Системный генезис развития структурной организации субъектности личности // Психология обучения. – 2015. – № 4. – С. 45–53.
36. Мясищев В. Н. Психология отношений; под ред. А. А. Бодалева. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. – 362 с.
37. РозинВ. М.Этапы становления европейской субъективности и личности в социои персоногенезе // Вопросы психологии. – 2022. – Т. 68. – № 4. – С. 14–24.
38. Розин В. М. Личность: авторское понятие, генезис, типология // Познание и переживание. – 2023. – Т. 4. – № 3. – С. 32–43.
39. Сомкина А. Н. Генезис личности: процесс ее формирования с точки зрения социальной философии // L Огарёвские чтения. материалы научной конференции: в 3 ч. – Саранск, 2022. – С. 1362–1367.
40. Субботский Е.В. Генезис личности: теория и эксперимент: монография. – М.: Смысл, 2010. – 407 с.
41. Фролов Д. Е., Сомкина А. Н. Личность и ее возникновение в онтогенезе и филогенезе // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2018. – Т. 18. – № 3 (43). – С. 341–351.
42. Хаванова И.С., Дрягалова Е. А. Генезис и сущность психологической устойчивости личности // XIII Всероссийский Фестиваль науки. Сборник тезисов. – Нижний Новгород, 2023. – С. 566–567.
43. Хвостов А. А. Моральное сознание личности: структура, генезис, детерминанты: монография. – М.: Прометей, 2005 (Тип. МПГУ). – 471 с.
44. Чудина-Шмидт Н.В.Влияние информационного пространства на рождение и генезис экстремальной личности // Личность в информационном пространстве: проблемы и перспективы. – М., 2020. – 237 с.
45. Шакуров Р. Х. Рождение личности: новая парадигма; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Казанский гос. технологический ун-т". – Казань: КГТУ, 2007. – 526 с.
46. Щукина М. А. Пять рождений личности: ступени персоногенеза в автобиографическом трактате М. М. Зощенко «Перед восходом солнца» // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2018. – Т. 15. – № 2. – С. 368–383.
1. Anan'yev, B. G. (2010) Chelovek kak predmet poznaniya [Man as a subject of knowledge]. 3?ye izd. Moscow: [i dr.]: Piter. (In Russian).
2. Anan'yev, B. G. (2001) Problemy sovremennogo chelovekoznaniya [About the problems of modern human science]. 2?e izd. St. Petersburg [i dr.]: Piter. (In Russian).
3. Antonenko, I. V. (2019) Psikhologiya lichnosti: genezis doveriya. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik – Yaroslavl Pedagogical Bulletin. No. 1 (106). Рр. 112–121. (In Russian).
4. Balyushina, YU. L. (2017) Malyy gorod kak prostranstvo genezisa lichnosti: problemy i perspektivy razvitiya. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura – Society: Philosophy, History, Culture. No. 6. Рр. 19–21. (In Russian).
5. Basov, M. YA. (1928) Obshchiye osnovy pedologii. Gosudarstvennyy pedagogicheskiy in-t im. A. I. Gertsena. Moscow; Leningrad: Gos. izd-vo. (In Russian).
6. Basov, M. YA. (1975) Izbrannyye psikhologicheskiye proizvedeniya; Pod red. chl.-kor. APN SSSR, prof. V. N. Myasishcheva, prof. V. S. Merlina; Akad. ped. nauk SSSR. Moscow: Pedagogika. (In Russian).
7. Belov, V. V., Belova, Ye. V. (2024) Teoreticheskaya psikhologiya i problema issledovaniya razvitiya lichnosti [Theoretical Psychology and the Problem of Researching Personality Development]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S.Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Рр. 288–309. (In Russian).
8. Belov, V. V., Belova, Ye. V. (2024) Teoreticheskaya psikhologiya personogeneza: mesto v sisteme fundamental'nykh nauk o cheloveke [Theoretical Psychology of Personogenesis: Place in the System of Fundamental Sciences of Man]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Рр. 280–295. (In Russian).
9. Belov, V. V. (2023) Istoriko-metodologicheskiy analiz kontseptsii razvitiya lichnosti V. M.Bekhtereva – sozdatelya otechestvennoy psikhologicheskoy shkoly [Historical and Methodological Analysis of the Concept of Personality Development by V.M.Bekhterev – the Creator of the National Psychological School]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S.Pushkina –Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Рр. 208–231. (In Russian).
10. Belov, V. V., Belova, Ye. V. (2023) Evristicheskaya tsennost' antropologicheskogo podkhoda V. M. Bekhtereva dlya issledovaniya lichnosti, yeye razvitiya i vospitaniya v psikhologii [Heuristic value of the anthropological approach V. M. Bekhterev for the study of personality, its development and education in psychology]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina. – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Рр. 428–456. (In Russian).
11. Belorusets, A. S. (2021) Zadacha razvitiya kak universal'naya yedinitsa personogeneza Nauchnyy forum: pedagogika i psikhologiya. sbornik statey po materialam LIV mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Moscow. Pp. 45–48. (In Russian).
12. Belorusets, A. S. (2022) Kul'turnyy landshaft kak mediator personogeneza. Kontseptsiya polyarizovannoy biosfery: nauchnyye istoki, mezhdistsiplinarnyy kontekst i znacheniye dlya sotsial'no-ekonomicheskoy geografii. sbornik nauchnykh materialov. Yaroslavl'. Pp. 37–46. (In Russian).
13. Bekhterev, V. M. (1999) Izbrannyye trudy po psikhologii lichnosti: V 2 t.; Otv. red.: G. S. Nikiforov, L. A. Korostyleva. Sankt-Peterbur: Aleteyya: S.-Peterb. un-t. Fak. psikhologii, Ob"yektivnoye izucheniye lichnosti. T. 2. (In Russian).
14. Bekhterev, V. M. (1991) Ob"yektivnaya psikhologiya; Izd. podgot. V. A. Kol'tsova; [Komment. i primech. V. A. Kol'tsovoy, Ye. A. Spirkinoy]; AN SSSR, In-t psikhologii. Moscow: Nauka. (In Russian).
15. Bekhterev, V. M. (1997) Lichnost' i usloviya yeye razvitiya i zdorov'ya // Problemy razvitiya i vospitaniya cheloveka. Moscow: Izd-vo Institut prakticheskoy psikhologii; Voronezh: MODEK. Pp. 97–136. (In Russian).
16. Bekhterev, V. M. (1928) Obshchiye osnovy refleksologii cheloveka: rukovodstvo k ob"yektivnomu izucheniyu lichnosti; pod red. i so vstup. st. A. V. Gervera. 4?ye posmertnoye izd. Moscow: Gos. izd-vo; Leningrad: [b. i.]. (In Russian).
17. Bratus', B. S. (2013) «Slovo» i «delo»: k istorii nauchnykh otnosheniy A. N. Leont'yeva I L. S. Vygotskogo. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal – National Psychological Journal. No. 1(9). Pp. 18–24. (In Russian).
18. Vandanova, E. L. (2017) Genezis marginal'noy lichnosti: kul'turno-psikhologicheskiye faktory razvitiya. Problemy psikhologo-pedagogicheskoy raboty v sovremennom obrazovatel'nom uchrezhdenii. sbornik materialov II mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Рр. 257–264. (In Russian).
19. Voronova, Ye. YU., VyatkinB. A. (2003) Merlin i yego kontseptsiya lichnosti (k 105 letiyu so dnya rozhdeniya uchenogo). Mir psikhologii –World of psychology. No. 1 (33). Pp. 168–186. (In Russian).
20. Gadzhimuradova, Z. M. (2006) Etnicheskoye samosoznaniye lichnosti: struktura, soderzhaniye, genezis; M-vo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii, Moskovskiy ped. gos. un-t. Moscow: Prometey. (In Russian).
21. Galazhinskiy, E. V. (2002) Lichnost' v psikhoistoricheskom kontekste: personogenez? Lichnost' v paradigmakh i metaforakh: mental'nost' – kommunikatsiya – tolerantnost'. Pod redaktsiyey V. I. Kabrina. Tomsk. Рр. 44–53. (In Russian).
22. Guseynov, A. SH. (2015) Genezis radikal'noy protestnoy aktivnosti lichnosti. Nauchnoinformatsionnyy zhurnal Armiya i obshchestvo – Scientific Information Magazine Army and Society. No. 2 (45). Рр. 114–120. (In Russian).
23. Dzilikhova, L. F. (2011) Spetsifika i genezis samopoznaniya lichnosti. Informatsionnoye prostranstvo sovremennoy nauki. Materialy III Mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Chuvashskoye otdeleniye Akademii pedagogicheskikh i sotsial'nykh nauk; otvetstvennyy redaktor M.V.Volkova. Рр. 58–67. (In Russian).
24. Ivanova, D. N. (2017) Genezis lichnosti v problemnom pole filosofii obrazovaniya. Etnokul'turnoye obrazovaniye v sovremennom mire. Sbornik nauchnykh statey po materialam Vserossiyskoy ochno-zaochnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii. Nauchnyy redaktor Ye. A. Aleksandrova. Рр. 258–264. (In Russian).
25. Kasatkina, S. S. (2016) Sistemnyy podkhod kak filosofskiy printsip issledovaniya genezisa lichnosti v gorodskom prostranstve. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura – Society: Philosophy, History, Culture. No. 1. Рр. 12–13. (In Russian).
26. Lazurskiy, A. F. (2017) Klassifikatsiya lichnostey / pod red. M.YA. Basova i V. N. Myasishcheva; vstupitel'naya stat'ya M. YA. Basova. Moscow: URSS. (In Russian).
27. Lazurskiy, A. F., Frank S. L. (1912) Programma issledovaniya lichnosti v yeye otnosheniyakh k srede // Russkaya shkola. Kn. 1. Yanvar'. Рр. 1–24; Kn. 2. Fevral'. Рр. 1–17. (In Russian).
28. Levchenko, Ye. V. (2008) Mikhail Yakovlevich Basov: Zhiznennyy put' i psikhologicheskaya kontseptsiya. Metodologiya i istoriya psikhologii – Methodology and history of psychology. Vol. 3. Vypusk 4. Рр. 21–44. (In Russian).
29. Levchenko, Ye. V. (2005) M.YA. Basov i V. N. Myasishchev: obshchnost' sudeb, blizost' idey. Obozreniye psikhiatrii i meditsinskoy psikhologii im. V. M. Bekhtereva – V. M. Bekhterev review of psychiatry and medical psychology. Vol. 2. No. 2. Рр. 26–30. (In Russian).
30. Leont'yev, D. A. (2013) Lichnostnoye izmereniye chelovecheskogo razvitiya. Voprosy psikhologii – Psychology issues. No. 3. Рр. 67–80.
31. Leont'yev, D. A. (2008) Teoriya lichnosti A. F. Lazurskogo: ot naklonnostey k otnosheniyam. Metodologiya i istoriya psikhologi – Methodology and history of psychology. Vol. 3. Vypusk 4. Рр. 7–20. (In Russian).
32. Loginova, N. A. (2008) B. G. Anan'yev – osnovatel' Leningradskoy psikhologicheskoy shkoly. Metodologiya i istoriya psikhologii – Methodology and history of psychology. No. 4. Рр. 46–58. (In Russian).
33. Lomov, B. F. (1999) Metodologicheskiye i teoreticheskiye problemy psikhologii [Methodological and theoretical problems of psychology]; Rossiyskaya akademiya nauk. Institut psikhologii. Moscow: Nauka. (In Russian).
34. Makarova, Ye. A. (2015) Obshchiye predposylki vozniknoveniya i razvitiya lichnosti. V mire nauchnykh otkrytiy – World of scientific discovery. No. 11–7 (71). Рр. 2600–2608. (In Russian).
35. Morgayeva, N. YU. (2015) Sistemnyy genezis razvitiya strukturnoy organizatsii sub"yektnosti lichnosti. Psikhologiya obucheniya – Psychology of learning. No. 4. Рр. 45–53. (In Russian).
36. Myasishchev, V. N. (1998) Psikhologiya otnosheniy; Pod red. A. A. Bodaleva. Moscow: In-t prakt. psikhologii; Voronezh: MODEK. (In Russian).
37. Rozin, V. M. (2022) Etapy stanovleniya yevropeyskoy sub"yektivnosti i lichnosti v sotsio- i personogeneze. Voprosy psikhologii – Psychology issues. Vol. 68. No. 4. Рр. 14–24.
38. Rozin, V. M. (2023) Lichnost': avtorskoye ponyatiye, genezis, tipologiya. Poznaniye i perezhivaniye – Cognition and experience. Vol. 4. No. 3. Рр. 32–43. (In Russian).
39. Somkina, A. N. (2022) Genezis lichnosti: protsess yeye formirovaniya s tochki zreniya sotsial'noy filosofii. L Ogarovskiye chteniya. materialy nauchnoy konferentsii: v 3 ch. Saransk. Рр. 1362–1367. (In Russian).
40. Subbotskiy, Ye. V. (2010) Genezis lichnosti: teoriya i eksperiment: monografiya. Moscow: Smys. (In Russian).
41. Frolov, D. Ye., Somkina A. N. (2018) Lichnost' i yeye vozniknoveniye v ontogeneze i filogeneze. Gumanitariy: aktual'nyye problemy gumanitarnoy nauki i obrazovaniya – Humanities: topical problems of humanitarian science and education. Vol. 18. No. 3 (43). Рр. 341–351. (In Russian).
42. Khavanova, I. S., Dryagalova Ye. A. (2023) Genezis i sushchnost' psikhologicheskoy ustoychivosti lichnosti. XIII Vserossiyskiy Festival' nauki. Sbornik tezisov. Nizhniy Novgorod. Рр. 566–567. (In Russian).
43. Khvostov, A. A. (2005) Moral'noye soznaniye lichnosti: struktura, genezis, determinanty: monografiya. Moscow: Prometey (Tip. MPGU). (In Russian).
44. Chudina-Shmidt, N. V. (2020) Vliyaniye informatsionnogo prostranstva na rozhdeniye i genezis ekstremal'noy lichnosti. Lichnost' v informatsionnom prostranstve: problemy i perspektivy. Moscow: Prometey (Tip. MPGU). (In Russian).
45. Shakurov, R. KH. (2007) Rozhdeniye lichnosti: novaya paradigma; Federal'noye agentstvo po obrazovaniyu, Gos. obrazovatel'noye uchrezhdeniye vyssh. prof. obrazovaniya "Kazanskiy gos. tekhnologicheskiy un-t". Kazan': KGTU. (In Russian).
46. Shchukina, M. A. (2018) Pyat' rozhdeniy lichnosti: stupeni personogeneza v avtobiograficheskom traktate M. M. Zoshchenko «Pered voskhodom solntsa». Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki – Competitiveness in a global world: economics, science, technology. Vol. 15. No. 2. Рр. 368–383. (In Russian).