Введение. В современном мире военнослужащие играют важную роль в обеспечении национальной безопасности и соблюдении законности. Однако без поддержания высокого уровня морально-политического и психологического состояния личного состава трудно обеспечить выполнение данной роли. Специальная военная операция (СВО) выявила недостатки в сформированности ценностных ориентиров и базовых установок не только у подрастающего поколения, но и у военнослужащих. Качество контингента, поступающего на воинскую службу, обладает недостатками, связанными с низким уровнем грамотности, моральных устоев, патриотизма, организованности, эмоциональной устойчивости. Всё это порождает комплекс проблем, которые необходимо решать в период прохождения службы. В статье раскрывается сущность понятия военно-политической грамотности военнослужащих Росгвардии, являющегося основой в воспитании их моральных и гражданских качеств в рамках военно-политической подготовки.
Материалы и методы. В качестве фундамента при изучении вопроса формирования понятия военно-политической грамотности военнослужащих Росгвардии выступали философские, педагогические, исторические источники, материалы научно-педагогических исследований, касающихся формирования основ военно-политической подготовки, материалы военной доктрины РФ, ряд федеральных законов РФ, нормативно-правовые акты Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Основным методом исследования выбран аксиологический, обеспечивающий выявление сущности содержания понятия военно-политической грамотности, отражающей специфику деятельности военнослужащих Росгвардии.
Результаты. Предложена формулировка понятия «военно-политическая грамотность» военнослужащих Росгвардии, которая до сих пор не раскрывалась в научных исследованиях. Определение данного термина позволяет выявить базовые компоненты профессиональных компетенций военнослужащих, формирование которых осуществляется в период несения службы в рамках «Типового учебного плана по военно-политической подготовке». Сформулированы противоречия, с которыми сегодня сталкивается силовая структура, играющая ключевую роль в обеспечении внутренней безопасности России, связанные в первую очередь с качеством контингента, поступающего на военную службу и сложностью решаемых служебно-боевых задач. Проведённый анализ понятий политической, военной грамотности, позволил выявить базис военно-политического терминологического аппарата и понимания процессов, происходящих в стране и мире.
Обсуждение и выводы. Теоретическое обоснование необходимости формулирования понятия «военно-политическая грамотность» военнослужащих Росгвардии в условиях существующих противоречий их военно-политической подготовки позволяют сделать вывод о своевременности разработки компонентов данного понятия, обеспечивающих формирование у военнослужащих комплекса знаний о военных аспектах политики, геополитических процессах, основах обороны и безопасности государства и личной безопасности.
Introduction. In the modern world, military personnel play an important role in ensuring national security and upholding the law. However, without maintaining a high level of moral, political and psychological state of the personnel, it is difficult to ensure the fulfillment of this role. The special military operation (SMO) revealed shortcomings in the formation of value guidelines and basic attitudes not only among the younger generation, but also among military personnel. The quality of the contingent entering military service has shortcomings associated with a low level of literacy, moral principles, patriotism, organization, emotional stability. All this gives rise to a set of problems that must be addressed during the period of service. The article reveals the essence of the concept of military and political literacy of the Russian Guard servicemen, which is the basis for educating their moral and civic qualities as part of military and political training.
Materials and methods. The foundation for studying the issue of forming the concept of military-political literacy of the Russian National Guard servicemen were philosophical, pedagogical, historical sources, materials of scientific and pedagogical research devoted to the formation of the foundations of military-political training, materials of the military doctrine of the Russian Federation, a number of Federal Laws of the Russian Federation, and regulatory legal acts of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation. The main research method was the axiological method, which ensures the identification of the essence of the content of the concept of military-political literacy, reflecting the specifics of the military-professional activities of the Russian National Guard servicemen.
Results. The formulation of the concept of "military-political literacy" of the Russian National Guard servicemen, which has not yet been disclosed in scientific research, is proposed. The definition of this concept allows us to identify the basic components of professional competencies of military personnel, the formation of which is carried out during the period of service within the framework of the "Model Curriculum for Military-Political Training". The contradictions that the security structure, which plays a key role in ensuring the internal security of Russia, faces today are formulated, primarily related to the quality of the contingent entering military service and the complexity of the service and combat tasks to be solved. The analysis of the concepts of political literacy and military literacy allowed us to identify the basis of the military-political terminology and understanding of the processes occurring in the country and the world.
Discussion and conclusions. The theoretical justification for the need to formulate the concept of "military-political literacy" of the servicemen of the Russian Guard in the context of existing contradictions in their military-political training allows us to conclude that it is timely to develop the components of this concept, ensuring the formation of a set of knowledge in servicemen about the military aspects of politics, geopolitical processes, the basics of defense and security of the state and personal security.
Бороненко Татьяна Алексеевнадоктор педагогических наук, профессор
Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии
Санкт-Петербург, Российская Федерация
tataleks@mail.ru
Руденко Владислав Сергеевич-
Военная ордена Жукова академия войск национальной гвардии Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
vsr.msk@ya.ru
1. Аксёнов К. В. Понятие «военно-профессиональная подготовка», ее сущность и содержание // Ярославский педагогический вестник. – 2010. – № 4. – С. 169–174.
2. АлехинИ.А., ЛеонтьевА.В.Формирование политического сознания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации как приоритетное направление научного исследования // Военный академический журнал. – 2020. –№ 4 (28). – С. 117–121. EDN BEDSCU.
3. Беляков Б. Л., В. П. Беркут Политическая составляющая военно-политической работы // Военный академический журнал. – 2022. – № 4 (36). – С. 41–49. EDN FFDSOF.
4. Выготский Л.С.Собрание сочинений: в 6?ти томах; сост. М Г.Ярошевский; вступ. ст. А. Н. Леонтьев; АПН СССР. Вопросы теории и истории психологии / под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского; [послесл. и коммент. М. Г. Ярошевского, Г.С. Гургенидзе]. – М.: Педагогика, 1982–1984, 1982. – 487 с.
5. Гершунский Б.С. Грамотность для XXI века // Советская педагогика. – 1990. – № 4. – С. 58–64.
6. ДанильченкоС. А., Гришина Е.С. К вопросу о понятии «военная культура» // Военная мысль. – 2022. – № 2. – С. 146–157. EDN WGJIKT.
7. Зенин Р. Н. Педагогическая характеристика военно-политической подготовки личного состава в воинской части // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 5 (90). – С. 210–211. DOI 10.24412/1991–5497–2021–590–210–211. EDN UEQISU.
8. Идеологическая работа в Вооруженных Силах СССР: Ист.-теорет. очерк / [ИсаковП.Ф., ИльинС.К., АртамошинЮ.Н. и др.]; под ред. А.А. Епишева. – М.: Воениздат, 1983. – 344 с.
9. Колесникова И. А. Новая грамотность и новая неграмотность двадцать первого столетия // Непрерывное образование: XXI век. – 2013. –№ 2(2). –С. 109–122. EDN RZGLCD.
10. Колношенко О. В., Колношенко В. И. Становление и развитие системы военнополитической пропаганды и агитации средствами художественной культуры в вооруженных Силах России: историко-культурологический анализ. – М.: Военный университет им. князя Александра Невского МО РФ, 2023. – 700 с. EDN XUFXVI.
11. ЛосенковВ.В.Военно-политическая пропаганда и агитация – важнейшее направление военно-политической работы в Вооруженных Силах России // Военный академический журнал. – 2020. – № 3 (27). – С. 40–50. EDN UJOXEX.
12. Марковчин С. Г., Лопуха А. Д., Лопуха Т. Л. Хочешь мира – готовься! Воспитание патриотизма в условиях гибридной войны // Вестник военного образования. – 2022. –№ 3 (36). – С. 16–22. EDN ERFEOY.
13. МарченковВ.И., ЗенинР.Н.Реализация комплексного подхода в военно-политическом воспитании личного состава Вооруженных сил РФ // Мир образования –образование в мире. – 2020. –№ 1 (77). –С. 186–191. DOI 10.51944/2073–8536_2020_1_186. EDN UYRTVU.
14. МеркуловС.В., СорокоумоваС. Н.Военно-политическая работа как эффективная педагогическая практика противодействия влиянию идеологии экстремизма на военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации. – Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2024. – 176 с. EDN HMVLUC.
15. Образовательная система «Школа 2100»: Педагогика здравого смысла: сб. материалов / под науч. ред. А. А. Леонтьева. – М.: Баласс: Изд. Дом РАО, 2003. – 367с.
16. Петрушевский А. Ф. Генералиссимус князь Суворов. – 2?е изд., испр. –СПб.: Русская симфония: Б-ка акад. наук, 2006. – 716 с.
17. Спирина Т. П. Психолого-педагогическая предметная область дисциплины «Организация военно-политической работы в вооруженных Силах Российской Федерации» // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2021. – Т. 3, № S(81). – С. 86–88. EDN SHIVFV.
18. Тарабрин Г. Л. Военно-политическая подготовка личного состава частей и подразделений: история и современность // Мир науки, культуры, образования. – 2021. –№ 2 (87). – С. 320–322. DOI 10.24412/1991–5497–2021–287–320–322. EDN BTIRFH.
19. Ульянов И. В. Формирование политического мировоззрения у курсантов военных вузов // Инновационное развитие профессионального образования. – 2024. – № 3 (43). – С. 146–154.
20. Щеголь А. И. Особенности формирования ценностных ориентаций личности в военных организациях // Мир науки, культуры, образования. – 2016. –№ 6 (61). –С. 154–157. – EDN XHCZVV.
1. Aksyonov, K. V. (2010) Ponyatie «voenno-professional'naya podgotovka», ee sushchnost' i soderzhanie [The concept of "Military professional training", its essence and content]. YAroslavskij pedagogicheskij vestnik – Yaroslavl pedagogical bulletin. No. 4. Pp. 169–174 (In Russian).
2. Alekhine, I. A., Leont'ev, A. V. (2020) Formirovanie politicheskogo soznaniya voennosluzhashchih Vooruzhyonnyh Sil Rossijskoj Federacii kak prioritetnoe napravlenie nauchnogo issledovaniya [Formation of political consciousness of servicemen of the Armed Forces of the Russian Federation as a priority area of scientific research]. Voennyj akademicheskij zhurnal – Military Academic Journal. No. 4 (28). Рр. 117–121 (In Russian). EDN BEDSCU.
3. Belyakov, B. L., Berkut, V. P. (2022) Politicheskaya sostavlyayushchaya voennopoliticheskoj raboty [Political component of military-political work]. Voennyj akademicheskij zhurnal – Military academic journal. No. 4 (36). Pp. 41–49. (In Russian). EDN FFDSOF.
4. Vygotsky, L. S. (1982) Collected works: in 6 volumes / comp. M. G. Yaroshevsky; intro. art. A. N. Leontiev; APN USSR. Questions of the theory and history of psychology / edited by A.R. Luria, M. G. Yaroshevsky; [afterword. and comments by M. G. Yaroshevsky, G.S. Gurgenidze]. Moscow: Pedagogika. (In Russian).
5. Gershunsky, B.S. (1990) Gramotnost' dlya XXI veka [Literacy for the 21st century]. Sovetskaya pedagogika – Soviet pedagogy. No. 4. Pр. 58–64. (In Russian).
6. Danilchenko, S. A., Grishina, E. S. (2022) K voprosu o ponyatii «voennaya kul'tura» [On the concept of "military culture"]. Voennaya mysl' – Military thought. No. 2. Pр. 146–157. EDN WGJIKT. (In Russian).
7. Zenin, R. N. (2021) Pedagogicheskaya harakteristika voenno-politicheskoj podgotovki lichnogo sostava v voinskoj chasti [Pedagogical characteristics of the military-political training of personnel in a military unit]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya – World of science, culture, education. No. 5 (90). Pр. 210–211. (In Russian). DOI 10.24412/1991–5497–2021–590–210–211. EDN UEQISU.
8. Epishev, A. A. (1983) Ideologicheskaya rabota v Vooruzhennyh Silah SSSR: Ist.-teoret. ocherk [Ideological work in the Armed Forces of the USSR: Historical and theoretical essay]. Moscow: Voenizdat. (In Russian).
9. Kolesnikova, I. A. (2013) Novaya gramotnost' i novaya negramotnost' dvadcat' pervogo stoletiya [New literacy and new illiteracy of the twenty-first century]. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek –Continuous education: XXI century. No. 2 (2). Рр. 109–122. (In Russian). DOI: 10.15393/j5.art.2013.2091.
10. Kolnoshenko, O. V., Kolnoshenko, V. I. (2023) Stanovlenie i razvitie sistemy voennopoliticheskoj propagandy i agitacii sredstvami hudozhestvennoj kul'tury v vooruzhennyh Silah Rossii: istoriko-kul'turologicheskij analiz [Formation and development of the system of militarypolitical propaganda and agitation by means of artistic culture in the Armed Forces of Russia: historical and cultural analysis]. Moscow: Voennyj universitet im. knyazya Aleksandra Nevskogo MO RF. (In Russian). EDN XUFXVI.
11. Losenkov, V. V. (2020) Voenno-politicheskaya propaganda i agitaciya – vazhnejshee napravlenie voenno-politicheskoj raboty v Vooruzhennyh Silah Rossii [Military-political propaganda and agitation are the most important area of military-political work in the Armed Forces of Russia]. Voennyj akademicheskij zhurnal – Military Academic Journal. No. 3 (27). Pр. 40–50. (In Russian). EDN UJOXEX.
12. Markovchin, S. G., Lopukha, A. D., Lopukha, T. L. (2022) Hochesh' mira – gotov'sya! Vospitanie patriotizma v usloviyah gibridnoj vojny [If you want peace, get ready! Fostering patriotism in the context of a hybrid war]. Vestnik voennogo obrazovaniya – Bulletin of Military Education. No. 3 (36). Рр. 16–22. (In Russian). EDN ERFEOY
13. Marchenkov, V. I., Zenin, R. N. (2020) Realizaciya kompleksnogo podhoda v voennopoliticheskom vospitanii lichnogo sostava Vooruzhennyh sil RF [Implementation of an integrated approach to military-political education of personnel of the Armed Forces of the Russian Federation]. Mir obrazovaniya – obrazovanie v mire – The world of education – education in the world. No. 1(77). Pр. 186–191. (In Russian). DOI 10.51944/2073–8536_2020_1_186. EDN UYRTVU.
14. Merkulov, S. V., Sorokoumova, S. N. (2024) Voenno-politicheskaya rabota kak effektivnaya pedagogicheskaya praktika protivodejstviya vliyaniyu ideologii ekstremizma na voennosluzhashchih vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii [Military-political work as an effective pedagogical practice of countering the influence of extremist ideology on servicemen of the troops of the National Guard of the Russian Federation]. Novosibirsk: Novosibirsk Military Institute named after General of the Army I. K. Yakovlev of the Troops of the National Guard of the Russian Federation. (In Russian). EDN HMVLUC.
15. Leontiev, A. A. (2003) Obrazovatel'naya sistema «SHkola 2100»: Pedagogika zdravogo smysla: sb. materialov Educational system "School 2100": Pedagogy of common sense: collection of materials. Moscow: Balass: Izd. Dom RAO. (In Russian).
16. Petrushevsky, A. F. (2006) Generalissimus knyaz' Suvorov [Generalissimo Prince Suvorov]. St. Petersburg: Russkaya simfoniya: B-ka akad. nauk. (In Russian).
17. Spirina, T.P. (2021) Psihologo-pedagogicheskaya predmetnaya oblast' discipliny «Organizaciya voenno-politicheskoj raboty v vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii» [Psychological and pedagogical subject area of the discipline "organization of military-political work in the Armed Forces of the Russian Federation"]. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'no-ekonomicheskih nauk – Actual problems of humanitarian and socio-economic sciences. Vol. 3. No. S (81). Pp. 86–88. (In Russian). EDN SHIVFV.
18. Tarabrin, G. L. (2021) Voenno-politicheskaya podgotovka lichnogo sostava chastej i podrazdelenij: istoriya i sovremennost' [Military-political training of personnel of units and subdivisions: history and modernity]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya –World of science, culture, education. No. 2 (87). Pр. 320–322. (In Russian). DOI 10.24412/1991–5497–2021–287–320–322. EDN BTIRFH.
19. Ulyanov, I. V. (2024) Formirovanie politicheskogo mirovozzreniya u kursantov voennyh vuzov [Formation of the political worldview of cadets of military universities]. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya – Innovative development of professional education. No. 3 (43). Рр. 146–154. (In Russian).
20. Shchegol, A. I. (2016) Osobennosti formirovaniya cennostnyh orientacij lichnosti v voennyh organizaciyah [Features of the formation of value orientations of the individual in military]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya – The world of science, culture, education. No. 6(61). Pр. 154–157. (In Russian). EDN XHCZVV.