Введение. Взаимодействие с окружающей средой, получение информации и коммуникация с другими людьми осуществляются посредством восприятия звуков. Ухудшение слуха влечет за собой снижение качества жизни, приводя к затруднениям в речевом общении и нарушению когнитивных функций. Потеря слуха представляет собой актуальную проблему современного общества, обусловленную многообразными этиологическими факторами. В связи с этим, для достижения максимальной эффективности слухоречевой реабилитации необходим комплексный подход, объединяющий медицинские, психологические и педагогические аспекты.
Материалы и методы. Данное исследование было проведено на основе теоретического анализа как зарубежной, так и отечественной научной литературы по проблеме взаимосвязи слуха и когнитивных функций. В ходе анализа были рассмотрены как прямые, так и косвенные влияния слуховой функции на когнитивные процессы. Кроме того, в исследовании было проанализировано современное состояние методов коррекции и восстановления слуха с учетом междисциплинарного подхода.
Результаты. Потеря слуха оказывает влияние не только на способность воспринимать звуки, но и может негативно сказываться на когнитивных функциях, таких как память и внимание. Существует множество гипотез, пытающихся объяснить этот феномен, однако причинно-следственная связь между нарушением слуха и ухудшением когнитивных способностей остаётся предметом научных дискуссий. Слухоречевая реабилитация преследует цель не только восстановления слуха, но и минимизации негативного воздействия потери слуха на когнитивные функции. Эффективность реабилитационных мероприятий определяется комплексным медико-психолого-педагогическим подходом.
Обсуждение и выводы. Лица с нарушениями слуха должны иметь возможность получать комплексную и своевременную слухоречевую реабилитацию на протяжении всего своего жизненного пути. Успешность реабилитационных мероприятий напрямую связана с созданием благоприятной среды и тесным взаимодействием специалистов с семьями лиц с нарушением слуховой функции. Эффективная работа с лицами, имеющими нарушения слуха, должна осуществляться мультидисциплинарной командой квалифицированных специалистов (сурдологов-оториноларингологов, сурдопедагогов, дефектологов, логопедов, психологов), обладающих глубокими знаниями в области реабилитации и владеющих современными методиками ее проведения. Необходимо проведение углубленных исследований, направленных на выявление причинно-следственных связей между нарушениями слуха и когнитивным дефицитом. Это позволит получить более полное представление о том, как преодоление нарушений слуха может способствовать снижению риска развития когнитивных расстройств и замедлению их прогрессирования.
Introduction. The role of comprehensive approach in rehabilitation for individuals with hearing impairments in reducing the risk of cognitive decline Introduction. Interacting with the environment, obtaining information and communication with other people are carried out through perception of sounds. Hearing impairments causes a deterioration of the quality of life, leading to speech interference, and impaired cognitive function. Hearing loss is an urgent problem of modern society due to different etiological factors. In order to achieve the maximum effectiveness of auditory rehabilitation, the comprehensive approach combining medical, psychological and pedagogical aspects is required.
Materials and methods. The research was conducted based on theoretical analysis of foreign and domestic scientific literature on the issues of interconnection of hearing and cognitive functions. In the course of the analysis both direct and indirect impacts of auditory function on cognitive processes were considered. In addition, the study analyzed the current state of the methods of correction and restoration of hearing with interdisciplinary approaches.
Results. Hearing loss affects not only ability to perceive sounds, but cognitive function such as memory and attention. There are many hypotheses that attempt to explain this phenomenon, however, a causal link between hearing impairments and cognitive decline still remains a subject of scientific debate. Auditory rehabilitation aims not only to restore the hearing but to minimize the negative impact of hearing loss on cognitive functions. The effectiveness of rehabilitation measures is determined by comprehensive medical, psychological, and pedagogical approach.
Discussion and conclusion. The individuals with hearing impairments must be able to receive comprehensive and timely auditory rehabilitation throughout the life course. The success of rehabilitation measures is directly related to an enabling environment and close interaction of specialists with families of individuals with hearing impairments. The effective work with individuals with hearing impairments should be carried out by a multidisciplinary team of qualified specialists (audiologists and otolaryngologists, surdo pedagogues, defectologists, speech therapists, psychologists) with deep knowledge of rehabilitation and with modern methods of its conducting. An extensive research for detecting causal relationships between hearing impairment and cognitive deficit is required. It will allow to gain more complete understanding of how overcoming hearing impairments can help reduce the risk of developing cognitive disorders and slow its progression.
Литвиненко Игорь Вячеславовичдоктор медицинских наук, профессор
Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова; Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
litvinenkoiv@rambler.ru
Лосева Снежана Михайловнакандидат педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
karlik_73@mail.ru
1. Альтман Я. А., Таварткиладзе Г. А. Руководство по аудиологии. – М.: ДМК Пресс, 2003. – 360 с.
2. Бельтюков В. И. Чтение с губ фонетических элементов; АПН СССР; Ин-т дефектологии. – М.: Просвещение, 1967. – 144 с.
3. Гериатрия / под ред. Ткачевой О. Н., Фроловой Е.В., Яхно Н. Н. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 608 с.
4. Жданова М. А., Казакова Е. И., Шипицына Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя дефектолога. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 528 с.
5. Захаров В. В. Взаимосвязь когнитивных и первичных сенсорных нарушений в пожилом возрасте // Врач – 2010. – № 5. – С. 89–92. EDN: MNMGBP
6. Королева И. В., Янн П. А. Дети с нарушениями слуха: Книга для родителей и педагогов. – СПб.: КАРО, 2011. – 240 с.
7. Королева И. В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами. – СПб., 2005. – 90 с.
8. Кузовков В. Е., Сугарова С. Б., Лиленко А. С., Луппов Д. С. Влияние снижения слуха на когнитивную функцию и ее оценка // Российская оториноларингология. – 2020. – Т. 19 № 2 (105). – С. 80–84. EDN: WOXYSY
9. Кривоногова К. Д., Разумникова О. М. Особенности когнитивного статуса студентов с нарушением слуха: значение для инклюзивного образования // Клиническая и специальная психология. – 2019. – Т. 8 – № 2. – С. 38–52. EDN: YETQGE
10. Литвиненко И. В. Деменция и психотические нарушения при паркинсонизме: общность возникновения и новые перспективы в терапии // Успехи геронтологии. – 2024. – № 13. – С. 94–101. EDN: IACBVR
11. Литвиненко И. В., Лосева С. М. Профилактика развития деменции: о чём должен знать каждый? // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина. – 2021. – № 4. – С. 219–232. EDN: EICFAL
12. Литвиненко И.В., ЛосеваС. М., Наумов К. М. Роль нарушения передачи сенсорной информации в недостаточности познавательных процессов у глухих и слабослышащих детей // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2022. – № 2. – С. 324–337. EDN: ASGIFF
13. Литвиненко И.В., Наумов К. М. Мультисенсорные нарушения при нейродегенеративных заболеваниях связанных с возрастом // Известия Российской военно-медицинской академии. – 2022. – Т. 41. – № 4. – С. 415–420. EDN: LBIPKI
14. Пекарска И., ПекарскиВ., Ткачёва О. Н., МхитарянЭ. А., Чердак М. А. Когнитивный тренинг: упражнение интеллекта и речи в пожилом возрасте. – М.: Перо, 2021. – 68 с.
15. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации / И. В. Королева. – СПб.: КАРО, 2016. – 870 с.
16. Baltes P. B., Lindenberger U. Emergence of a powerful connection between sensory and cognitive functions across the adult life span: A new window to the study of cognitive aging? // Psychol Aging. – 1997. – № 12. – Pp. 12–21.
17. Deal J. A., Betz J., Yaffe K., Harris T., Purchase-Helzner E., Satterfield S., Lin F.R. Hearing impairment and incident dementia and cognitive decline in older adults: The health ABC study // J Gerontol A Biol Sci Med Sci. – 2017. – № 72. – Pp. 703–709.
18. GallacherJ., Ilubaera V., Ben-Shlomo Y., Bayer A., Fish M., BabischW., Elwood P. Auditory threshold, phonologic demand, and incident dementia // Neurology. – 2012. – № 79. – Pp. 1583–1590.
19. Galton F. Inquiries into human faculty and its development. – London: Macmillan, 1883. – 387 p.
20. Griffiths T. D., Lad M., Kumar S., Holmes E., McMurray B., Maguire E. A., SedleyW. How can hearing loss cause dementia? // Neuron. – 2020. – № 108. – Pp. 401–412.
21. Leroi I., Simkin Z., Hooper E., Wolski L., Abrams H., ArmitageC. J., Constantinidou F. Impact of an intervention to support hearing and vision in dementia: The SENSE-Cog Field Trial // Int J Geriatr Psychiatry. – 2020. – № 35. – Pp. 348–357.
22. Lin F.R., Metter E.J., O’Brien R. J., Resnick S. M., Zonderman A.B., Ferrucci L. Hearing loss and incident dementia // Arch Neurol. – 2011. – № 68. – Pp. 214–220.
23. Lindenberger U., & BaltesP.B. Sensory functioning and intelligence in old age: A strong connection. // PsycholAging. – 1994. – № 9. – Pp. 339–355.
24. 24. Livingston G., Huntley J., Sommerlad A., Ames D., Ballard C., Banerjee S., CooperC. Dementia prevention, intervention, and care: 2020 report of the Lancet Commission // Lancet. – 2020. – № 396. – Pp. 413–446.
25. Littlejohn J., Venneri A., Blackburn D. Age-related hearing loss an under-recognised cause of memory difficulties mimicking early Alzheimer’s disease // Austin J Otolaryngol. – 2020. – № 7. – Pp. 1–2.
26. Loughrey D. G., Kelly M. E., Kelley G. A., Brennan S., Lawlor B. A. Association of age-related hearing loss with cognitive function, cognitive impairment, and dementia: A systematic review and meta-analysis // JAMA Otolaryngol Head Neck Surg. – 2018. –№ 144. – Pp. 115–126.
27. Uchida Y., Sugiura S., Nishita Y., Saji N., Sone M., Ueda H. Age-related hearing loss and cognitive decline – The potential mechanisms linking the two // Auris Nasus Larynx. – 2019. – № 46. – Pp. 1–9.
28. V?lter C., Thomas J. P., MaetzlerW., Guthoff R., Grunwald M., Hummel T. Sensory dysfunction in old age // Dtsch Arztebl In. – 2021. – № 118. – Pp.512–520.
29. Wayne R. V., & Johnsrude I. S. A review of causal mechanisms underlying the link between age-related hearing loss and cognitive decline // AgeingResRev. – 2015. – № 23. – Pp.154–166.
1. Al'tman, YA. A., Tavartkiladze, G. A. (2003) Rukovodstvo po audiologii [Audiology Guide]. Moscow: DMK Press. (In Russian).
2. Bel'tyukov, V. I. (1967) Chtenie s gub foneticheskikh ehlementov [Lip reading of phonetic elements] APN SSSR; In-t defektologii. Moscow: Prosveshchenie. (In Russian).
3. Tkacheva, O. N., Frolova, E. V., Yakhno, N. N. (2019) Geriatriya [Geriatrics]. Moscow: GEHOTAR-Media. 608 р. (In Russian).
4. Zhdanova, M. A., Kazakova, E. I., Shipicyna, L. M. (2003) Psikhologo-pedagogicheskoe konsul'tirovanie i soprovozhdenie razvitiya rebenka [Psychological and pedagogical counseling and child development support]. Moscow: VLADOS. (In Russian).
5. Zakharov, V. V. (2010) Vzaimosvyaz' kognitivnykh i pervichnykh sensornykh narushenij v pozhilom vozraste [Relationship of cognitive and primary sensory impairment in old age]. Vrach – Doctor. No. 5. Рp. 89–92. (In Russian). EDN: MNMGBP
6. Koroleva, I. V. (2011) Deti s narusheniyami slukha: Kniga dlya roditelej i pedagogov [Hearing Impaired Children: A Book for Parents and Educators]. Sankt-Peterburg: KARO. (In Russian).
7. Koroleva, I. V. (2005) Slukhorechevaya reabilitaciya glukhikh detej s kokhlearnymi implantami [Hearing language rehabilitation for deaf children with cochlear implants]. SanktPeterburg. (In Russian).
8. Kuzovkov, V. E., Sugarova, S. B., Lilenko, A. S., Luppov, D. S. (2020) Vliyanie snizheniya slukha na kognitivnuyu funkciyu i ee ocenka [Effects of Hearing Loss on Cognitive Function and Its Assessment]. Rossijskaya otorinolaringologiya – Russian Otorhinolaryngology. Vol. 19. No. 2(105). Рp. 80–84. (In Russian). EDN: WOXYSY
9. Krivonogova, K. D., Razumnikova, O. M. (2019) Osobennosti kognitivnogo statusa studentov s narusheniem slukha: znachenie dlya inklyuzivnogo obrazovaniya [Features of the cognitive status of students with hearing impairment: significance for inclusive education]. Zhurnal: Klinicheskaya i special'naya psikhologiya- Journal: Clinical and special psychology. Vol.8. No. 2. Рp. 38–52. (In Russian). EDN: YETQGE
10. Litvinenko, I. V. (2024) Demenciya i psikhoticheskie narusheniya pri parkinsonizme: obshchnost' vozniknoveniya i novye perspektivy v terapii [Dementia and psychotic disorders in parkinsonism: commonality of occurrence and new perspectives in therapy]. Uspekhi gerontologii. No. 13. Рp. 94–101. (In Russian). EDN: IACBVR
11. Litvinenko, I. V., Loseva, S. M. (2021) Profilaktika razvitiya demencii: o chyom dolzhen znat' kazhdyj? [Prevention of dementia: what should everyone know?]. Vestnik Leningradskogo
gosudarstvennogo universiteta imeni A.S.Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Рp. 219–232. (In Russian). EDN: EICFAL
12. Litvinenko, I. V., Loseva, S. M., Naumov, K. M. (2022) Rol' narusheniya peredachi sensornoj informacii v nedostatochnosti poznavatel'nykh processov u glukhikh i slaboslyshashchikh detej [Role of impaired sensory transmission in cognitive deficits in deaf and hard-of-hearing children]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S.Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Рp. 324–337. (In Russian). EDN: ASGIFF
13. Litvinenko, I. V., Naumov, K. M. (2022) Mul'tisensornye narusheniya pri nejrodegenerativnykh zabolevaniyakh svyazannykh s vozrastom[Multisensory disorders in age-related neurodegenerative diseases]. Izvestiya Rossijskoj voenno-medicinskoj akademii. Vol. 41. No. 4. Рp. 415–420. EDN: LBIPKI
14. Pekarska, I., Pekarski, V., Tkachyova, O. N., Mkhitaryan, EH. A., Cherdak, M. A. (2021) Kognitivnyj trening: uprazhnenie intellekta i rechi v pozhilom vozraste [Cognitive training: Intelligence and speech exercise in old age]. Moscow: Pero. 68 р. (In Russian).
15. Koroleva, I. V. (2016) Reabilitaciya glukhikh detej i vzroslykh posle kokhlearnoj i stvolomozgovoj implantacii [Rehabilitation of deaf children and adults after cochlear and brainstem implantation]. Sankt-Peterburg: KARO. (In Russian).
16. Baltes, P. B., Lindenberger, U. (1997) Emergence of a powerful connection between sensory and cognitive functions across the adult life span: A new window to the study of cognitive aging?. Psychol Aging. No. 12. Pp. 12–21.
17. Deal, J. A., Betz, J., Yaffe, K., Harris, T., Purchase-Helzner, E., Satterfield, S., Lin, F. R. (2017) Hearing impairment and incident dementia and cognitive decline in older adults: The health ABC study. J Gerontol A Biol Sci Med Sci. № 72. Pp. 703–709.
18. Gallacher, J., Ilubaera, V., Ben-Shlomo, Y., Bayer, A., Fish, M., Babisch, W., Elwood, P. (2012) Auditory threshold, phonologic demand, and incident dementia. Neurology. No. 79. Pp. 1583–1590.
19. Galton, F. (1883) Inquiries into human faculty and its development. London: Macmillan. 387 p.
20. Griffiths, T. D., Lad, M., Kumar, S., Holmes, E., McMurray, B., Maguire, E. A., Sedley, W. (2020) How can hearing loss cause dementia. Neuron. No. 108. Pp. 401–412.
21. Leroi, I., Simkin, Z., Hooper, E., Wolski, L., Abrams, H., Armitage, C. J., Constantinidou, F. (2020) Impact of an intervention to support hearing and vision in dementia: The SENSE-Cog Field Trial. Int J Geriatr Psychiatry. No. 35. Pp. 348–357.
22. Lin, F. R., Metter, E. J., O’Brien, R. J., Resnick, S. M., Zonderman, A. B., Ferrucci, L. (2011) Hearing loss and incident dementia. Arch Neurol. No. 68. Pp. 214–220.
23. Lindenberger, U., & Baltes, P. B. (1994) Sensory functioning and intelligence in old age: A strong connection. PsycholAging. No. 9. Pp 339–355.
24. Livingston, G., Huntley, J., Sommerlad, A., Ames, D., Ballard, C., Banerjee, S., Cooper, C. (2020) Dementia prevention, intervention, and care: 2020 report of the Lancet Commission. Lancet. No. 396. Pp. 413–446.
25. Littlejohn, J., Venneri, A., Blackburn, D. (2020) Age-related hearing loss an underrecognised cause of memory difficulties mimicking early Alzheimer’s disease. Austin J Otolaryngol. No. 7. Pp. 1–2.
26. Loughrey, D. G., Kelly, M. E., Kelley, G. A., Brennan, S., Lawlor, B. A. (2018) Association of age-related hearing loss with cognitive function, cognitive impairment, and dementia: A systematic review and meta-analysis. JAMA Otolaryngol Head Neck Surg. No. 144. Pp. 115–126.
27. Uchida, Y., Sugiura, S., Nishita, Y., Saji, N., Sone, M., Ueda, H. (2019) Age-related hearing loss and cognitive decline – The potential mechanisms linking the two. Auris Nasus Larynx. No. 46. Pp. 1–9.
28. V?lter, C., Thomas, J. P., Maetzler, W., Guthoff, R., Grunwald, M., Hummel, T. (2021) Sensory dysfunction in old age. Dtsch Arztebl In. No. 118. Pp.512–520.
29. Wayne, R. V., & Johnsrude, I. S. (2015) A review of causal mechanisms underlying the link between age-related hearing loss and cognitive decline. AgeingResRev. No. 23. Pp. 154–166.