Тьюторское сопровождение в специальном и инклюзивном образовании

Tutor Support in Special and Inclusive Education

Авторы:
Петрова Екатерина Алексеевна,Котикова Оксана Валентиновна,

DOI:
10.35231/18186653_2025_2_104

Введение. В статье тьюторское сопровождение рассматривается в рамках общего направления психолого-педагогического сопровождения. Представляя теоретические основы тьюторского сопровождения в системе специального и инклюзивного образования, раскрывается содержание основных методологических подходов, проводится дифференциация принципа индивидуализации образования, являющейся основополагающим в системе общего образования, и индивидуального подхода, реализуемого при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделяется специфике сопровождения тьютором обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе специального и инклюзивного образования как важного условия освоения адаптированных программ и обеспечения качества образования.

Материалы и методы. В качестве материалов исследования использовались научные работы отечественных авторов в области психолого-педагогического и тьюторского сопровождения в системе образования. Теоретическое обоснование психолого-педагогических основ и методологических подходов тьюторского сопровождения сформулировано с помощью теоретических методов исследования.

Результаты. В результате исследования акцентировано внимание на специфике деятельности тьютора в условиях реализации индивидуализации образования и индивидуального подхода, где тьюторское сопровождение с позиции индивидуализации образования рассматривается как деятельность, направленная на создание условий для формирования субъектной позиции обучающегося, а с позиции реализации индивидуального подхода тьюторское сопровождение выступает средством преодоления трудностей в обучении, связанных с особыми образовательными потребностями обучающегося. Проведенное исследование позволило определить специфику тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и выделить ключевые аспекты трансформации классического представления о роли тьютора в образовательном процессе. Предпринята попытка определить роль и место тьюторства в общей системе сопровождения и раскрыть этапы тьюторского сопровождения в рамках модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, позволяющая адаптировать образовательную среду под потребности тьюторанта, определить стратегии сопровождения, создать условия для преодоления трудностей в освоении содержания адаптированной образовательной программы, подобрать специальные методы, приемы, соответствующие образовательным возможностям ребенка.

Introduction. In the article, tutor support is considered within the framework of the general direction of psychological and pedagogical support. Presenting the theoretical foundations of tutor support in the system of special and inclusive education, the content of the main methodological approaches is revealed, the principle of individualization of education, which is fundamental in the system of general education, and the individual approach implemented when accompanying children with disabilities are differentiated. Special attention is paid to the issue of determining the specifics of tutor support for students with disabilities in both special and inclusive education, as an important condition for mastering adapted programs and ensuring the quality of education.

Materials and methods. The research materials used were scientific works by Russian authors in the field of psychological, pedagogical and tutor support in the education system. The theoretical substantiation of the psychological and pedagogical foundations and methodological approaches of tutor support is formulated using theoretical research methods.

Results. As a result of the research, attention is focused on the specifics of the tutor's activity in the context of the implementation of individualization of education and an individual approach, where tutor support from the perspective of individualization of education is considered as an activity aimed at creating conditions for the formation of a student's subjective position, and from the perspective of the implementation of an individual approach, tutor support acts as a means of overcoming learning difficulties associated with special educational needs the student. The conducted research made it possible to determine the specifics of tutor support for children with disabilities and identify key aspects of the transformation of the classical concept of the role of a tutor in the educational process. An attempt is made to determine the role and place of tutoring in the general support system and to reveal the stages of tutor support within the framework of the model of psychological and pedagogical support for students with disabilities, which allows adapting the educational environment to the needs of the tutor, identify support strategies, create conditions for overcoming difficulties in mastering the content of the adapted educational program, select special methods, techniques, appropriate educational opportunities of the child.

Петрова Екатерина Алексеевна
кандидат юридических наук, доцент
Ивановский государственный университет
Иваново, Российская Федерация
petrova_tgp@mail.ru

Котикова Оксана Валентиновна
кандидат педагогических наук
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования имени К. Д. Ушинского
Санкт-Петербург, Российская Федерация
kotikox@mail.ru

1. Абрамова И. В. Научно-теоретические основы подготовки тьютора инклюзивного образования// Специальное образование. – 2014. – № 4 (36). – С. 81–87. EDN TJDPPD.
2. Акимова Е. А., Павлова Н. Н. Методические рекомендации по планированию и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ с учетом его возможностей и потребностей в сохранении и укреплении здоровья (для тьюторов, сопровождающих детей с ОВЗ). – М.: ИКП РАО, 2021. – 49 с.
3. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. – 2008. – № 1–2. – С. 74–78. EDN MTELWV.
4. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.
5. Гордон Эд., Гордон Эл. Столетия тьюторства: история альтернативного образования в Америке и Западной Европе. – Ижевск: Изд-во ERGO, 2008. – 265 с.
6. Горюнова Л.В., МареевВ.И., Тимченко Е.С.Тьюторство в инклюзивном образовании: теоретические основы и практика реализации: монография. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2019. – 118 с.
7. Коджаспирова Г. М. Возникновение и эволюция становления тьюторства в России // Наука и школа. – 2019. – № 1. – С. 107–117.
8. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под ред. Л. М.Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003. – 240 с.
9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
10. МайерА.А.Управление социализацией детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе образования: состояние и перспективы: монография. – М.; Барнаул: Барнаульский гос. пед. ун-т, 2008. – 221 с.
11. Петрова Е. А., Иванова Л. Л., Нестерова Л. Г. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 7. – С. 39–51. EDN HHWDAN.
12. Петрова Е. А., Котикова О. В. Тьютор в системе общего и специального образования // Педагогический вестник. Научный журнал: Новосибирск-Ялта: Изд. АНС СибАК», 2024. Вып. 36. – С. 44–47. EDN TBSDIS.
13. Петрова Е. А., Котикова О.В.Специфика деятельности тьютора в образовательных организациях, реализующих АООП // Проблемы современного педагогического образования. – 2024. – № 84–4. – С. 146–149. EDN COKIUF.
14. Профессия «Тьютор» /сост. Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова Смолик. – Тверь: СФК-офис, 2012. – 246 с.
15. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (1–3 апр. 1998 г.) / под ред. Е. И. Казакова и др. – СПб., 1998. – 126 с.
16. РыбалкинаН.В.Размышления о тьюторстве. –Тверь: Изд-во СФК-офис, 2016. –188 с.
17. Сильченкова С. В. Формы и направления педагогического сопровождения // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – № 10 (30). – С. 39. EDN RJEDUL.
18. Скобелева А. В., Ермолова В. М. Роль тьютора в индивидуализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации // Auditorium. – 2019. – № 2 (22). – С. 271–273. EDN RHFRRZ.
19. Тьюторское сопровождение в современном образовании: от теории к практике: монография / сост. Т. М. Ковалева, А. А. Теров, Э. В. Хачатрян. – М.: МГПУ, 2023. – 212 с.
20. Щедровицкий П. Г. Формула развития: сборник статей: 1987–2005. – М.: Архитектура-С, 2005. – 224 с.
21. Щербакова И. Б., Белозерцев Е. П. Культурно-образовательная среда провинции и здоровый образ жизни студента (теоретико-методологический аспект): монография. – Воронеж: Тип. им. И. А. Болховитинова, 2016. – 247 с.
22. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 95 с.
23. ЯничеваТ. Г.Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки // Журнал практического психолога. – 1999. – № 3. – С. 101–119. EDN MUPMHI.

1. Abramova, I. V. (2014) Nauchno-teoreticheskie osnovy podgotovki tyutora inklyuzivnogo obrazovaniya [Scientific and theoretical foundations of the training of a tutor in inclusive education]. Specialnoe obrazovanie – Special education. No. 4 (36). Pp. 81–87. (In Russian). EDN TJDPPD.
2. Akimova, E. A., Pavlova, N. N. (2021) Metodicheskie rekomendacii po planirovaniyu i realizacii individualnogo obrazovatelnogo marshruta rebenka s ovz s uchetom ego vozmozhnostej i potrebnostej v sohranenii i ukreplenii zdorovya [Methodological recommendations for planning and implementing an individual educational route for a child with disabilities, taking into account his capabilities and needs for maintaining and strengthening health]. Moscow: IKP RAO (In Russian).
3. Alexandrova, E. A. (2008) Pedagogicheskoe soprovozhdenie starsheklassnikov v processe razrabotki i realizacii individualnyh obrazovatelnyh traektorij [Pedagogical support for high school students in the process of developing and implementing individual educational trajectories]. Uchenye zapiski Pedagogicheskogo instituta SGU im N.G Chernyshevskogo. Seriya: Psihologiya. Pedagogika – Scientific notes of the Pedagogical Institute of N. G. Chernyshevsky SSU. Series: Psychology. Pedagogy. No. 1–2. Pp. 74–78. (In Russian). EDN MTELWV.
4. Bityanova, M. R. (1997) Organizaciya psihologicheskoj raboty v shkole [The organization of psychological work in school]. Moscow: Perfection. (In Russian).
5. Gordon, Ehd., Gordon, Ehl. (2008) Stoletiya tyutorstva: istoriya alternativnogo obrazovaniya v Amerike i Zapadnoj Evrope [Centuries of tutoring: the history of alternative education in America and Western Europe]. Izhevsk: ERGO. (In Russian).
6. Goryunova, l. V., Mareev,V. I., Timchenko, E. S. (2019) Tyutorstvo v inklyuzivnom obrazovanii: teoreticheskie osnovy i praktika realizacii [Tutoring in inclusive education: theoretical foundations and implementation practice]. Southern Federal. University. Rostov-on-Don; Taganrog: Southern Federal University Press. (In Russian).
7. Kodzhaspirova, G. M. (2019) Vozniknovenie i ehvolyuciya stanovleniya tyutorstva v Rossii. [The emergence and evolution of tutoring in Russia] Nauka i shkola – Science and School. No. 1. Pp. 107–117. (In Russian).
8. Shipitsyna, L. M. (2003) (ed.) Kompleksnoe soprovozhdenie detej doshkolnogo vozrasta [Comprehensive support for preschool children]. St. Petersburg: Publishing House of Speech. (In Russian).
9. Leontiev, A. N. (1977) Deyatelnost. Soznanie. Lichnost [Activity. Conscience. Personality]. Moscow: Politizdat Publ. (In Russian).
10. Mayer, A. A. (2008) Upravlenie socializaciej detej doshkolnogo i mladshego shkolnogo vozrasta v sisteme obrazovaniya: sostoyanie i perspektivy [Management of socialization of preschool and primary school age children in the education system: status and prospects]. Moscow; Barnaul: Barnaul State Pedagogical University. Univ. (In Russian).
11. Petrova, E. A., Ivanova, L. L., Nesterova, L. G. (2021) Psihologo pedagogicheskoe soprovozhdenie obuchayushchihsya s rasstrojstvami autisticheskogo spektra v obrazovatelnoj organizacii [Psychological and pedagogical support for students with autism spectrum disorders in an educational organization]. Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyami razvitiya – Education and upbringing of children with developmental disabilities. No. 7. Pp. 39–51. (In Russian).
EDN HHWDAN.
12. Petrova, E. A., Kotikova, O.V. (2024) Tyutor v sisteme obshchego i specialnogo obrazovaniya [Tutor in the system of general and special education]. Pedagogicheskij vestnik – Pedagogical Bulletin. Scientific journal: Novosibirsk-Yalta: ANS SibAK Publishing House. Issue 36. Pp. 44–47. (In Russian). EDN TBSDIS.
13. Petrova, E. A., Kotikova, O.V. (2024) Specifika deyatelnosti tyutora v obrazovatelnyh organizaciyah realizuyushchih AOOP [The specifics of the tutor's activities in educational organizations that implement Adapted programs]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya – Problems of modern pedagogical education. No. 84–4. Pp. 146–149. (In Russian). EDN COKIUF.
14. Kovaleva, T. M. (2012) (ed.) Professiya Tyutor [Profession of "tutor"]. Moscow. Tver: SFK-office. (In Russian).
15. Kazakova, E. I. (1998) Psihologo pedagogicheskoe mediko socialnoe soprovozhdenie razvitiya rebenka [Psychological and pedagogical medical and social support of child development]. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Saint Petersburg, April 1–3,1998. Saint Petersburg. P. 126. (In Russian).
16. Rybalkina, N. V. (2016) Razmyshleniya o tyutorstve [Reflections on tutoring]. SFK-office. (In Russian).
17. Silchenkova, S. V. (2013) Formy i napravleniya pedagogicheskogo soprovozhdeniya [Forms and directions of pedagogical support]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii – Modern scientific research and innovation. No 10(30). P. 39. (In Russian). EDN RJEDUL
18. Skobeleva, A. V., ErmolovaV. M. (2019) Rol tyutora v individualizacii obrazovaniya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya v doshkolnoj obrazovatelnoj organizacii [The role of a tutor in individualizing the education of children with disabilities in a preschool educational organization] Auditorium. No. 2 (22). Pp. 271–273. (In Russian). EDN RHFRRZ.
19. Kovaleva, T. M. (2023) (ed.) Tyutorskoe soprovozhdenie v sovremennom obrazovanii ot teorii k praktike [Tutor support in modern education: from theory to practice]. Moscow: MGPU. (In Russian).
20. Shchedrovitsky, P. G. (2005) Formula razvitiya sbornik statej 1987–2005 [Formula of development: collection of articles: 1987–2005]. Moscow: Architecture- S. (In Russian).
21. Shcherbakova, I. B., Belozertsev, E. P. (2016) Kulturno obrazovatelnaya sreda provincii i zdorovyj obraz zhizni studenta teoretiko metodologicheskij aspect [Cultural and educational environment of the province and healthy lifestyle of the student (theoretical and methodological aspect)]. Voronezh: I. A. Bolkhovitinov Publishing House. (In Russian).
22. Yakimanskaya, I. S. (1996) Lichnostno orientirovannoe obuchenie v sovremennoj shkole [Personality-oriented education in a modern school]. Moscow: Publishing house of the September company. (In Russian).
23. Yanicheva, T. G. (1999) Psihologicheskoe soprovozhdenie deyatelnosti shkoly. Podhod. Opyt. Nahodki [Psychological support of school activities. Approach. Experience. Nakhodki]. Zhurnal prakticheskogo psihologa – Journal of a practical psychologist. No. 3. Pp. 101–119. (In Russian). EDN MUPMHI.

Ключевые слова:
тьюторское сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение, инклюзивное образование, индивидуализация образования, индивидуальный подход, tutor support, psychological and pedagogical support, inclusive education, individualization of education, individual approach.

Для цитирования:
Котикова О. В., Петрова Е. А. Тьюторское сопровождение в специальном и инклюзивном образовании // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2025. – № 2. – С. 104–121. DOI: 10.35231/18186653_2025_2_104. EDN: BUMVWL Kotikova, O. V., Petrova, E. A. (2025) T'yutorskoe soprovozhdenie v special'nom i inklyuzivnom obrazovanii [Tutor support in Special and Inclusive Education]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Pp. 104–121. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2025_2_104. EDN: BUMVWL

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина