Введение. Общепризнано, что игровые технологии являются средством повышения эффективности обучения. Однако игра как интерактивная обучающая технология продолжает быть недостаточно распространённой, а в последние годы учителя говорят о том, что она создаёт проблемы в общении, конфликты, случаи отказа от участия. Не понимая ключевых особенностей современных школьников, трудно оценить эффективность тех или иных методов, используемых в образовании. Применение игры в обучении крайне актуально для младших подростков, так как в этот возрастной период у них снижается учебная мотивация, успешность обучения, возникают сложности в межличностном общении. Целью нашего исследования стало выявление степени готовности современных школьников участвовать в игровой деятельности, а также особенностей организации дидактических игр в ними.
Материалы и методы. Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ научных источников по проблеме исследования, анкетирование, беседа, статистическая обработка результатов. В исследовании были задействованы 72 обучающихся шестых классов. Организация исследования включала создание портрета подростка на основе современных исследований. Для эмпирической проверки отношения школьников к играм и включённости подростка в этот вид деятельности использован опрос учащихся.
Результаты. Анкетирование шестиклассников показало, что в их прошлом и настоящем отсутствует насыщенный опыт игры в реальной жизни. В результате освоения игры как вида творческой деятельности, в котором ребёнок становится полноправным субъектом, для большинства участников не произошло. Младшие подростки не умеют соблюдать правила, адекватно переживать проигрыш, доводить игру до конца в случае затруднений, не умеют придумывать и организовывать игры. Но, несмотря на влияние компьютерных игр, у подростков сохраняется интерес к игровой деятельности, их особенно привлекают коллективные и командные игры. У современных младших подростков публичный характер учебной игровой деятельности, привлекающая внимание позиция, роль водящего, возможность неуспеха, проигрыша вызывают заметное напряжение. Ресурсом для вовлечения в игру является сохранение интереса к игре, наличие, по оценке самих детей, волевых качеств, желания обучаться новому, преодолевать трудности, придумывать свои игры и правила.
Обсуждение и выводы. Новые смыслы игры в современной школе заключаются в необходимости её применения не только как средства повышения учебной мотивации, но и как значимого инструмента развития личности, способа коррекции существующих проблем, среди которых обеднение общения детей со сверстниками, погруженность в виртуальный мир, ощущение отторжения от учебного процесса, низкий уровень коммуникативной компетентности, рост тревожности, неверия в себя, затруднений при выработке и соблюдении правил, анализе и планировании. Современные дети не получили полноценного игрового опыта, живые игры заместили игры виртуальные, поэтому они не умеют и боятся играть, не спрятавшись за своим аватаром. Новые подходы к игре предполагают понимание необходимости начать с игр, вызывающих удовольствие и радость как от проигрыша, так и от выигрыша, чтобы мотивация к игре стала выше. В дальнейшем важно ориентироваться на поддержку, стимулирование игровой активности и создание ситуации успеха в игре. Затем постепенно вовлекать в придумывание и проведение дидактических игр, формирование посредством игры умения быть успешными авторами, коммуникаторами, организаторами.
Introduction. The statement that playing technologies are the method of including teenagers in educational process, stirring up of internal resources and increasing of learning efficiency is well-known. But interactive playing technology is not so often used as the part of education. Moreover, it is said that games make children feel too relaxed and create a lot of problems in the educational process. Without understanding of particular features of modern teenagers it is very difficult to estimate the efficiency of different methods used in education. The use of games in teaching is very actual for young teenagers as this period is characterized by decreasing of motivation and success in studying, increasing of problems in communication. The aim of this research is to understand the readiness of modern teenagers to take part in game activities and the organization of playing in different ways.
Materials and methods. This article is based on the method of content analysis of theoretical literature devoted to the problem of growing up of young teenagers, the difference in the psychological and intellectual development happened later years. This work will involve a combination of further literature studies, theoretical analysis and the results of questionnaires. As the result this work includes the description of modern teenagers’ portrait. The study also involves the answers of 72 sixth – form students. The results of students’ survey were used for empiric verification of inclusion in this kind of activity.
Results. The analysis of scientific researches and surveys done among modern sixth – formers showed the lack of playing activity and playing experience in real life. As the result they haven’t mastered the ability of playing but this ability could let the child become the subject of this activity. Young teenagers cannot follow the rules, overcome the difficulties, bring the game to the end, create and organise games. But nowadays despite of influence of modern gadgets and technologies and the lack of communication, young teenagers are ready to take part in gaming activities in different forms – as participants and creators. Up-to-date teenagers feel tension because of public attention, leading roles, the situation of failure. The resource for involving in playing is the interest to games, wish and possibility to learn something new, overcome difficulties and create their own rules.
Discussion and conclusion. New meanings of games in modern study are concluded in the necessity of their application in studying process. This application can be used not only as the method of increasing learning motivation but also as the instrument of personality development and correction of existing problems: low social skills, addiction to virtual life, estrangement from educational process, increasing anxiety, uncertainty, difficulties with following rules, analysis and planning. Modern children haven’t received valuable experience of playing games – real games are replaced with virtual ones and as the result children cannot play in real life. New methods of using games mean, that we should start with games which stimulate the pleasure and fun despite of winning and losing to create the motivation to games activities. Then it is very important to support and stimulate gaming activity and create the situation of success. After that it is possible to create and play new didactic games and thanks to this process to form the ability of being authors, organizers and communicators.
Платонова Светлана Михайловнакандидат педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
svetplat@mail.ru
Глухова Наталья Павловна–
Школа № 525 с углубленным изучением английского языка имени дважды Героя Советского Союза Г. М. Гречко Московского района Санкт-Петербурга;
Санкт-Петербург, Российская Федерация
glukhova.n.p@mail.ru
1. Богачева Н. В., Сивак Е. В. Мифы о «поколении Z». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 56 с.
2. Выготский Л. С. Детская психология // Собрание сочинений: в 6 т. – Т. 4. – М.: Педагогика, 1984. – С. 217–219.
3. Горев А.С. ЭЭГ-анализ возрастных особенностей влияния произвольной релаксации на когнитивную деятельность у детей 10–12 лет // Новые исследования. – 2015. –№ 1 (42). – С. 16–26.
4. Гореликов М.И.Психолого-педагогический портрет современного подростка // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2018. – № 4. – С. 29–38. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-4-29-38.
5. ЕрмизинаЮ. А. Пути развития познавательного интереса у подростков // Молодой учёный. – 2016. – № 9. – С. 1107–1113.
6. Жданова С. Н., Чиркова А. А. Интерактивная игра как средство формирования созидательной позиции подростка: монография. – Чебоксары: Среда, 2019. – 76 с.
7. Ипатов А.В. Психология аутодеструктивного поведения подростков: монография. – М.: РУСАЙНС, 2019. – 288 с.
8. Лахин Р. А. Социально – нравственное воспитание детей и подростков средствами народной игры // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 3. – С. 352–356.
9. Мирошкина М. Р. Интерпретации теории поколений в контексте российского образования // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 6. – С. 30–36.
10. Осорина М.В.Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2021. – 448 с.
11. Сапа А.В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2014. – № 2. – С. 24–30.
12. ФельдштейнД.И.Проблемы формирования личности растущего человека на новом историческом этапе развития общества // Образование и наука. –2013. –№ 9 (108). –С. 3–23.
13. Фельдштейн Д. И. Трудный подросток. – М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. – 206 с.
14. Чернецкая Н. И. Особенности развития творческого мышления в младшем школьном и подростковом возрасте // Концепт. – 2012. – № 8. – С. 84–91.
15. Шамис Е. М., Никонов Е.Теория поколений: необыкновенный Икс. – М.: Университет «Синергия», 2016. – 140 с.
16. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. 560 с.
1. Bogacheva, N. V., Sivak, E. V. (2019) Mify` o «pokolenii Z» [Myths about the "generation Z"]. Moscow: NIU VShE`. (In Russian).
2. Vygotskij, L. S. (1984) Sobranie sochinenij V 6 t. T.4: Detskaya psihologiya [Collected works: In 6 vols. Vol. 4: Child psychology]. Moscow: Pedagogika. Pp. 217–219. (In Russian).
3. Gorev, A. S. (2015) ??G-analiz vozrastnyx osobennostej vlijanija proizvol?noj relaksacii na kognitivnuju dejatel?nost? u detej 10–12 let [EEG analysis of age-related features of the effect of voluntary relaxation on cognitive activity in children aged 10–12 years]. Novye issledovanija – New research. Vol. 1 (42). Pp. 16–26. (In Russian).
4. Gorelikov, M. I. (2018) Psihologo-pedagogicheskij portret sovremennogo podrostka [Psychological and pedagogical portrait of a modern teenager]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta – Bulletin of the Moscow State Regional University. Seriya: Pedagogika. Vol. 4. Pp. 29–38. (In Russian).
5. Ermizina, Yu. A. (2016) Puti razvitiya poznavatel`nogo interesa u podrostkov [Ways of developing cognitive interest in adolescents]. Molodoj uchyony`j – Young scientist. Vol. 9. Pp. 1107–1113. (In Russian).
6. Zhdanova, S. N. Chirkova, A. A. (2019) Interaktivnaya igra kak sredstvo formirovaniya sozidatel`noj pozicii podrostka. [Interactive game as a means of forming a creative position of a teenager]: monografiya. Cheboksary`: Sreda. (In Russian).
7. Ipatov, A. V. (2019) Psixologiya autodestruktivnogo povedeniya podrostkov [Psychology of autodestructive behavior of adolescents]: monografiya. Moscow: RUSAJNS. (In Russian).
8. Laxin, R. A. (2008) Social`no-nravstvennoe vospitanie detej i podrostkov sredstvami narodnoj igry` [Socio-moral education of children and adolescents by means of folk games]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal – Siberian Pedagogical Journal. Vol.3. Pp. 352–356. (In Russian).
9. Miroshkina, M. R. (2017) Interpretacii teorii pokolenij v kontekste rossijskogo obrazovaniya. [Interpretations of the theory of generations in the context of Russian education]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik – Yaroslavl Pedagogical Bulletin. Vol. 6. Pp. 30–36. (In Russian).
10. Osorina, M. V. (2021) Sekretnyj mir detej v prostranstve mira vzroslyx [The secret world of children in the space of the adult world]. Saint Petersburg: Piter. (In Russian).
11. Sapa, A. V. (2014) Pokolenie Z – pokolenie epohi FGOS [Generation Z – the generation of the FGOS era]. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii – Innovative projects and programs in education. Vol. 2. Pp. 24–30. (In Russian).
12. Fel`dshtejn, D. I. (2013) Problemy` formirovaniya lichnosti rastushhego cheloveka na novom istoricheskom e`tape razvitiya obshhestva [The problems of personality formation of a growing person at a new historical stage in the development of society]. Obrazovanie i nauka – Education and science. Vol. 9 (108). Pp. 3–23. (In Russian).
13. Fel?d?tejn, D. I. (2008) Trudnyj podrostok [A difficult teenager]. Moscow: Izdatel?stvo Moskovskogo psixologo-social?nogo instituta; Vorone?: Izdatel?stvo NPO "MOD?K". (In Russian).
14. Cherneckaya, N. I. (2012) Osobennosti razvitiya tvorcheskogo myshleniya v mladshem shkol'nom i podrostkovom vozraste [Features of the development of creative thinking in primary school and adolescence]. Koncept – Koncept. Vol. 8. Pp. 84–91. (In Russian).
15. Shamis, E. M., Nikonov, E. N. (2016) Teoriya pokolenij: neoby`knovenny`j Iks [Generation Theory: The Extraordinary X]. Moscow: Universitet «Sinergiya». (In Russian).
16. E`l`konin, D. B. (1989) Izbranny`e psixologicheskie trudy`[Selected psychological works]. Moscow: Pedagogika. (In Russian).