Введение. Исследование оценки сформированности ценностного отношения к физкультурно-рекреационной деятельности (далее – ФРД) является актуальным в контексте государственной политики в области здоровья молодежи, требует научно обоснованного подхода и имеет практическую значимость для системы образования и физического воспитания. В данной статье рассматриваются теоретические и практические критерии оценки сформированности ценностного отношения к ФРД у подростков, анализируются показатели оценки и методы диагностики данного процесса. Новизна исследования заключается в разработке и обосновании критериев ФРД, описании уровней их оценки, аргументации подбора диагностический методик.
Материалы и методы. Методика исследования включала анализ научной и методической литературы, обобщение и систематизацию научных положений и наблюдений.
Результаты. Диагностические методики базируются на теоретических положениях, сформулированных в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и В. Н. Мясищева, основанных на аксиологическом, деятельностном и когнитивном подходах. В рамках проведенного исследования было выявлено, что на мотивацию подростка к занятиям ФРД влияют потребности и сформированные у него ценности. Будучи изначально частью социокультурного опыта ценности не только осмысливаются, усваиваются, но и присваиваются личностью, становятся личностно значимыми. Интериоризированные ценности определяют ценностное отношение к ФРД и обретают функцию катализатора потребностей в физической активности личности. Это требует оценки сформированности ценностных отношений подростков к ФРД в двух аспектах: развития потребностей и формирования ценностей. Структура процесса формирования ценностных отношений включает когнитивный, эмоционально-волевой и мотивационно-поведенческий компоненты. В проекции на ФРД они позволяют выделить для оценки ее содержательные элементы и описать уровни их проявления. Показано, что для определения ценностного отношения подростков к здоровью может быть использована методика «Иерархия жизненных ценностей» Г. В. Резапкиной. Для оценки физического развития использован комплекс ГТО.
Обсуждение и выводы. Таким образом, оценка ценностного отношения подростков к ФРД включает познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-поведенческий компоненты: понимание важности здоровья, интерес и целеустремленность, а также частоту занятий, интерес и инициативность. Их оценка позволяет увидеть динамику ценностного отношения подростков к ФРД. Предложенная оценка может осуществляться в условиях общего и дополнительного образования, включая детский оздоровительный лагерь.
Introduction. The study of assessing the formation of a value attitude towards physical recreation activities is relevant in the context of state policy in the field of youth health, requires a scientifically based approach, and has practical significance for the education system and physical education. This article examines the theoretical and practical criteria for assessing the formation of a value attitude towards physical recreation activities among adolescents, analyzes assessment indicators, and methods for diagnosing this process. The novelty of the research lies in the development and justification of criteria for physical recreation activities, the description of their assessment levels, and the justification for the selection of diagnostic methods.
Materials and methods. The research methodology included a theoretical analysis of scientific and methodological literature, generalization, and systematization of scientific provisions and observations.
Results. Diagnostic methods are based on theoretical provisions formulated in the works of L. S. Vygotsky, A. N. Leontiev, and V. N. Myasishchev, based on axiological, activity-based, and cognitive approaches. Within the framework of the conducted research, it was revealed that the motivation of adolescents to engage in physical recreation activities is influenced by their needs and values that have been formed. Initially being part of the sociocultural experience, values are not only comprehended and assimilated but also appropriated by the individual, becoming personally significant. Interiorized values determine the value attitude towards physical recreation activities and acquire the function of a catalyst for the needs in physical activity of the individual. This requires assessing the formation of value attitudes of adolescents towards physical recreation activities in two aspects: the development of needs and the formation of values. The structure of the process of forming value attitudes includes cognitive, emotional-volitional, and motivational-behavioral components. In the context of physical recreation activities, they allow for the identification of its meaningful elements for assessment and the description of the levels of their manifestation. The article also shows that the “Hierarchy of Life Values” method by G. V. Rezapkina can be used to determine the value attitude of adolescents towards health. The GTO complex is used to assess physical development.
Discussion and conclusion. Thus, the assessment of adolescents’ value attitude towards physical and recreational activities includes cognitive, emotional-volitional, and motivational-behavioral components: understanding the importance of health, interest, and purposefulness, as well as the frequency of activities, interest, and initiative. Their assessment allows us to see the dynamics of adolescents’ value attitude towards physical and recreational activities. The proposed assessment can be carried out in the conditions of general and additional education, including children’s health camp.
Истомин Роман Александрович-
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
milajkeee@gmail.com
1. АстафьевВ.С., Верещагина Л. М. Потребность и мотив как внутренний побудитель двигательной активности человека // Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. – № 13. – С. 6–9.
2. Бухвалова Е. М., Карпушина Л.В. Диагностика инструментальных ценностей личности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2008. – № 2(4). – С. 46–58. – EDN OFZWFN.
3. Виноградов П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни: (Проблемы и перспективы использования средств массовой информации в их пропаганде). – М.: Мысль, 1990. – 286 с.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 479 с.
5. Выдрин В. М. Физическая культура-вид культуры личности и общества (Опыт историко-методологического анализа проблем): монография. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2003. – 142 с.
6. Горовой В. А. Подходы и принципы организации физической рекреации студентов // Вестник Мозырского государственного педагогического университета им. И. П.Шамякина. – 2013. – № 1(38). – С. 72–76. – EDN WAOYIV.
7. Горовой В. А., Наскалов В. М. Психолого-педагогические аспекты стимулирования физкультурно-рекреационной активности студентов // Вестник Полоцкого государственного университета. – 2018. – № 7. – С. 181–186.
8. Дубровина И. В. Л. С. Выготский и современная детская практическая психология (к 120?летию со дня рождения Л. С. Выготского) // Вестник практической психологии образования. – 2016. – № 2(47). – С. 3–9. – EDN YXBWAP.
9. Игнатьев В. М., Потоцкая Е. А. Мотивация: виды, функции и факторы // Экономика и социум. – 2014. – № 4–3(13). – С. 119–126. – EDN TPERNB.
10. ИстоминР. А. Формирование ценностного отношения личности к физкультурной деятельности в аспекте психологической концепции В.Н.Мясищева // Физическая культура и спорт в постиндустриальную эпоху: проблемы и пути их решения: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 15 декабря 2023 года. –СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина, 2024. –С. 47–51. –EDN SPODWQ.
11. Истомин Р. А. Модель формирования ценностного отношения подростков к физкультурно-рекреационной деятельности в детском лагере // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2024. – No 4. – С. 53–68. DOI: 10.35231/18186653_202
12. Калугин А. Ю. Соотношение понятий при изучении ценностно-смысловой и мотивационно-потребностной сфер личности // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. – 2014. – № 1. – С. 17–24. – EDN SWEPMX.
13. Лекторский В. А. Психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева и современные когнитивные исследования // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2023. – Т. 46. – № 2. – С. 67–83. – DOI 10.11621/LPJ?23–16. – EDN XTXMBR.
14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. А. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова. – М.: Смысл, 2005. – 431 с.
15. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1996. – № 4. – С. 35–44.
16. Лотоненко А.В., МолодыхЮ.С., Лотоненко А. А., Данилов М.С. Категории потребности и деятельности в области физической культуры // Культура физическая и здоровье. – 2016. – № 2(57). – С. 87–92. – EDN WDNFSN
17. Лубышева Л. И., Моченов В. П. Новый концептуальный подход к современному пониманию социальной природы спорта // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 4. – С. 94–101. – EDN TYSBJD.
18. Мясищев В. Н. Психология отношений: избранные психологические труды / под ред. А. А. Бодалева. – 4?е изд. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2011. – 398 с.
19. НовиковаВ. И.Составляющие территориальной рекреационной системы: определение, классификация // Псковский регионологический журнал. – 2013. – № 16. – С. 133– 150. – EDN QCVNNT.
20. ПахомоваЕ.В.Методика диагностики ценностных ориентаций (МДЦО) // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология.–2011.–№ 2(10).–С. 120–134.–EDN OWQREB.
21. ПетроваС. И. О специфическом значении и смысле категории «потребность» // Интеграция наук. – 2017. – № 8(12). – С. 81–84. – EDN YREKWW.
22. Рыжкин Ю. Е. Социально-психологические основы физической рекреации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2007. – Т. 8. – № 30. – С. 17–31. – EDN KKPKGN.
23. Соколова Е. Е.Школа А. Н. Леонтьева и её роль в развитии деятельностного подхода в психологии // Вестник Московского университета. – 2007. – № 2. Серия 14. Психология. – С. 80–103.
24. СтоляровВ. И. О двух концепциях и системах физического воспитания в процессе его модернизации // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. – 2012. – № 28. – С. 1056–1062. – EDN PJETQV.
25. Ульянина О. А., Радчикова О. А., Борисенко Е. В., Хайрова З. Р. Психодиагностика ценностных ориентаций подростков: результаты стандартизации методики «Иерархия жизненных ценностей» Г. В. Резапкиной // Социальная психология и общество. – 2023. – Т. 14. – № 3. – С. 154–172. – DOI 10.17759/sps.2023140310. – EDN CSXJME.
26. Хасабова К. А. Исследование ценностных ориентаций М. Рокича в работе школьного психолога // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2022. – Т. 11. –№ 2–1. –С. 213–218. – DOI 10.34670/AR.2022.34.99.019. – EDN AQFJNK.
27. Эльмурзаев М. А. О соотношении понятий активности и деятельности в сфере физической рекреации// XIV Царскосельские чтения «Профессиональное образование: социально-культурные аспекты»: Междунар. научн. конф. 20–21 апреля 2010 г. – СПб.: ЛГУ, 2010. – Т.V. – С. 327–332.
28. Эльмурзаев М. А., Дунаев К. Ш., Дунаев М. К., Шаухалов Т. С. Физкультурнорекреационная деятельность: понятие, содержательные компоненты // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2017. – № 1(143). – С. 227–232. – EDN XWRRCD.
1. Astaf'ev, V. S., Vereshchagina, L. M. (2014) Potrebnost' i motiv kak vnutrennij pobuditel' dvigatel'noj aktivnosti cheloveka [Need and motive as an internal motivator of human motor activity] Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta –Bulletin of Buryat State University. No. 13. Рр. 6–9. (In Russian).
2. Buhvalova, E. M., Karpushina, L. V. (2008) Diagnostika instrumental'nyh cennostej lichnosti [Diagnosis of instrumental values of personality] Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii – Bulletin of Samara Humanitarian Academy. Seriya: Psihologiya. No. 2 (4). Рр. 46–58. (In Russian). EDN OFZWFN.
3. Vinogradov, P. A. (1990) Fizicheskaya kul'tura i zdorovyj obraz zhizni: (Problemy i perspektivy ispol'zovaniya sredstv massovoj informacii v ih propagande) [Physical Culture and Healthy Lifestyle: (Problems and Prospects of Using Mass Media in Their Promotion)] Moscow: Mysl' (In Russian).
4. Vygotskij, L. S. (1991) Pedagogicheskaya psihologiya [Educational Psychology / Edited by V.V. Davydov] / Pod red. V.V. Davydova. Moscow: Pedagogika. (In Russian).
5. Vydrin, V. M. (2003) Fizicheskaya kul'tura-vid kul'tury lichnosti i obshchestva (Opyt istoriko-metodologicheskogo analiza problem) [Physical Culture as a Type of Personal and Social Culture (Experience of Historical and Methodological Analysis of Problems)]. Omsk: Izd-vo SibADI. (In Russian).
6. Gorovoj, V. A. (2013) Podhody i principy organizacii fizicheskoj rekreacii studentov [Approaches and principles of organizing physical recreation for students]. Vestnik Mozyrskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. P. Shamyakina – The Herald of Mozyr State Pedagogical University named after I. P. Shamyakin. No. 1 (38). Рр. 72–76. (In Russian). EDN WAOYIV.
7. Gorovoj, V. A., Naskalov, V.M. (2018) Psihologo-pedagogicheskie aspekty stimulirovaniya fizkul'turno-rekreacionnoj aktivnosti studentov [Psycho-pedagogical aspects of stimulating physical-recreational activity of students]. Vestnik Polockogo gosudarstvennogo universiteta – Vestnik of Polotsk State University. No. 7. Рр. 181–186. (In Russian).
8. Dubrovina, I. V. (2016) L.S.Vygotskij i sovremennaya detskaya prakticheskaya psihologiya (k 120?letiyu so dnya rozhdeniya L.S.Vygotskogo) [Vygotsky and Modern Child Practical Psychology (on the 120th Anniversary of L.S.Vygotsky’s Birth)]. Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya – The Herald of Practical Psychology in Education. No. 2 (47). Рр. 3–9. (In Russian). EDN YXBWAP.
9. Ignat'ev, V. M., Potockaya, E. A. (2014) Motivaciya: vidy, funkcii i faktory [Motivation: Types, Functions, and Factors. Ekonomika i socium – Economics and Society. No. 4–3(13). Рр. 119–126. (In Russian). EDN TPERNB.
10. Istomin, R. A. (2024) Formirovanie cennostnogo otnosheniya lichnosti k fizkul'turnoj deyatel'nosti v aspekte psihologicheskoj koncepcii V. N. Myasishcheva [Formation of a value attitude of the individual towards physical culture activities in the aspect of the psychological concept of V. N. Myasishchev]. Fizicheskaya kul'tura i sport v postindustrial'nuyu epohu: problemy i puti ih resheniya [Physical culture and sports in the post-industrial era: problems and ways of their solution]. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Sankt-Peterburg, 15 deс. 2023. Sankt-Peterburg: Pushkin Leningrad State University. Рр. 47–51. (In Russian). EDN SPODWQ.
11. Istomin, R. A. (2024) Model' formirovaniya cennostnogo otnosheniya podrostkov k fizkul'turno-rekreacionnoj deyatel'nosti v detskom lagere [The model of forming a value-based attitude of adolescents towards physical and recreational activities in a children’s camp]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Рр. 53–68. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_202
12. Kalugin, A. Yu. (2014) Sootnoshenie ponyatij pri izuchenii cennostno-smyslovoj i motivacionno-potrebnostnoj sfer lichnosti [The ratio of concepts in the study of the valuesemantic and motivational-need spheres of personality]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya № 1. Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki – Bulletin of Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series № 1. Psychological and Pedagogical Sciences. No. 1. Рр. 17–24. (In Russian). EDN SWEPMX.
13. Lektorskij, V. A. (2023) Psihologicheskaya teoriya deyatel'nosti A. N. Leont'eva i sovremennye kognitivnye issledovaniya [Psychological Activity Theory by A. N. Leontiev and Modern Cognitive Research]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psihologiya – Moscow University Bulletin. Series. Vol. 46. No. 2. Рр. 67–83. DOI 10.11621/LPJ?23–16. (In Russian). EDN XTXMBR.
14. Leont'ev, A. N., Leont'ev, D. A., Sokolova, E. E. (2005) Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow: Smysl. (In Russian).
15. Leont'ev, D. A. (1996) Ot social'nyh cennostej k lichnostnym: sociogenez i fenomenologiya cennostnoj regulyacii deyatel'nosti [From social values to personal ones: sociogenesis and phenomenology of value regulation of activity]. Vestnik MGU – Bulletin of Moscow State University. Vol. 14. Psihologiya. No. 4. Рр. 35–44. (In Russian).
16. Lotonenko, A. V., Molodyh, Yu. S., Lotonenko, A. A., Danilov, M. S. (2016) Kategorii potrebnosti i deyatel'nosti v oblasti fizicheskoj kul'tury [Categories of needs and activities in the field of physical culture]. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e – Physical culture and health. No. 2 (57). Pp. 87–92. (In Russian). EDN WDNFSN.
17. Lubysheva, L. I., Mochenov, V. P. (2015) Novyj konceptual'nyj podhod k sovremennomu ponimaniyu social'noj prirody sporta [A new conceptual approach to modern understanding of the social nature of sport]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury – Theory and practice of physical culture. No. 4. Рр. 94–101. (In Russian). EDN TYSBJD.
18. Myasishchev, V. N. (2011) Psihologiya otnoshenij: izbrannye psihologicheskie trudy / ed. A. A. Bodaleva [Psychology of relationships: selected psychological]. 4?e izd. Moscow: Izd-vo Moskovskogo psihologo-social'nogo in-ta; Voronezh: MODEK. (In Russian).
19. Novikova, V. I. (2013) Sostavlyayushchie territorial'noj rekreacionnoj sistemy: opredelenie, klassifikaciya [The components of the territorial recreational system: definition, classification]. Pskovskij regionologicheskij zhurnal – Pskov Regionological Journal. No. 16. Рр. 133–150. (In Russian). EDN QCVNNT.
20. Pahomova, E. V. (2011) Metodika diagnostiki cennostnyh orientacij (MDCO) [Methodology of diagnostics of value orientations]. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya: Psihologiya – Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. Series: Psychology. No. 2(10). Рр. 120–134. (In Russian). EDN OWQREB.
21. Petrova, S. I. (2017) O Specificheskom znachenii i smysle kategorii "Potrebnost'" [About the specific meaning and meaning of the category "need"]. Integraciya nauk – Integration of sciences. No. 8 (12). Рр. 81–84. EDN YREKWW.
22. Ryzhkin, Yu. E. (2007) Social'no-psihologicheskie osnovy fizicheskoj rekreacii [Socio-psychological foundations of physical recreation]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena – Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. Vol. 8. No. 30. Рр. 17–31. (In Russian). EDN KKPKGN.
23. Sokolova, E. E. (2007) Shkola A. N. Leont'eva i eyo rol' v razvitii deyatel'nostnogo podhoda v psihologii» [Leontieva and her role in the development of the activity approach in psychology]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psihologiya – Bulletin of the Moscow University. No. 2. Рр. 80–103. (In Russian).
24. Stolyarov, V. I. (2012) O dvuh koncepciyah i sistemah fizicheskogo vospitaniya v processe ego modernizacii [On two concepts and systems of physical education in the process of its modernization]. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. G. Belinskogo – Izvestiya Penza State Pedagogical University. In. G. Belinsky. No. 28. Рр. 1056–1062. (In Russian). EDN PJETQV.
25. Ul'yanina, O. A., Radchikova, O. A., Borisenko, E. V., Hajrova, Z. R. (2023) Psihodiagnostika cennostnyh orientacij podrostkov: rezul'taty standartizacii metodiki «Ierarhiya zhiznennyh cennostej» G.V. Rezapkinoj [Psychodiagnostics of adolescents' value orientations: the results of standardization of the methodology "Hierarchy of life values" In Rezapkina]. Social'naya psihologiya i obshchestvo – Social psychology and society. Vol. 14. No. 3. Рр. 154–172. (In Russian). DOI 10.17759/sps.2023140310. – EDN CSXJME.
26. Hasabova, K. A. (2022) Issledovanie cennostnyh orientacij M.Rokicha v rabote shkol'nogo psihologa [The study of the value orientations of M. Rokich in the work of a school psychologist]. Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya – Psychology. Historical and critical reviews and modern research. Vol. 11. No. 2–1. Рр. 213–218. (In Russian). DOI 10.34670/AR.2022.34.99.019. EDN AQFJNK.
27. El'murzaev, M. A. (2010) O sootnoshenii ponyatij aktivnosti i deyatel'nosti v sfere fizicheskoj rekreacii [On the relationship between the concepts of activity and activity in the field of physical recreation] XIV Carskosel'skie chteniya «Professional'noe obrazovanie: social'no-kul'turnye aspekty» [XIV Tsarskoye Selo Readings Vocational education: socio-cultural aspects]. Saint Petersburg. Vol. V. Рр. 327–332. (In Russian). EDN PIWBHB.
28. El'murzaev, M. A., Dunaev, K. Sh., Dunaev, M. K., Shauhalov, T. S. (2017) Fizkul'turnorekreacionnaya deyatel'nost': ponyatie, soderzhatel'nye komponenty [Physical culture and recreational activity: concept, substantive components]. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta – Scientific notes of the University named after N. F. Lesgaft. No. 1(143). Рр. 227–232. (In Russian). EDN XWRRCD.