Введение. Актуальность исследования обусловлена объективной потребностью в активизации методических структур муниципального уровня и уровня общеобразовательных организаций по формированию единого образовательного пространства с учётом особенностей и оперативных условий образовательной деятельности. Цель исследования – обосновать направления совершенствования деятельности методических структур для эффективного формирования единого образовательного пространства. Научная новизна исследования состоит в выявлении и обосновании ключевых факторов эффективного формирования единого образовательного пространства.
Материалы и методы. Ведущие методы исследования – сравнительный анализ и констатирующий эксперимент. Теоретические выводы, сформулированные на основе сравнительного анализа требований нормативных правовых документов и обобщения результатов научных исследований, проверены эмпирическими данными.
Результаты. Выявлено, что объективная необходимость научно-методического обеспечения формирования единого образовательного пространства обусловливает потребность в повышении уровня профессиональной компетентности всех субъектов образовательных отношений, включая специалистов в области методической деятельности. Недостаточная дидактическая подготовка последних оказывает негативное влияние на эффективность деятельности всех участников данных отношений. Доказана потребность в обновлении содержания и организационной модели методической работы, включающей интеграцию методических структур муниципального уровня и уровня общеобразовательных организаций в единую систему, а также в повышении правового статуса штатной должности методиста на всех уровнях управления образованием, в том числе за счёт разработки и утверждения профессионального стандарта. Обоснована необходимость уточнения должностных обязанностей методиста.
Обсуждение и выводы. Перенос фокуса внимания с функций «оказания помощи» и «принятия участия» в сторону разработки, апробации и адаптации учебно-методической документации позволит объективно распределить ответственность за результаты образовательной деятельности между всеми участниками процесса, а также сосредоточить усилия на профилактике негативных последствий внедрения некачественных методических продуктов в образовательный процесс. При этом важнейшим ключевым фактором эффективности единого образовательного пространства является адресное научно обоснованное методическое обеспечение деятельности каждого педагогического работника с учётом его профессиональных интересов и потребностей на муниципальном уровне и уровне общеобразовательных организаций.
Introduction. The relevance of the study is determined by the objective need to enhance the engagement of methodological structures at both municipal and general education institutional levels in establishing a unified educational space, while accounting for specific operational conditions and distinctive features of educational activities. The research objective is to substantiate strategic directions for improving the performance of methodological structures to facilitate the effective formation of a unified educational space. The scientific novelty of the study lies in identifying and theoretically validating the key factors that ensure the effective development of a unified educational space.
Materials and methods. The study relied predominantly on comparative analysis and an ascertaining experiment. Theoretical propositions derived from examining regulatory frameworks and synthesizing scholarly literature were empirically validated.
Results. Research confirms that creating a unified educational space requires strengthening the methodological expertise of all stakeholders, particularly methodologists, whose inadequate pedagogical training undermines overall effectiveness. Reforming methodological frameworks – through systemic integration of municipal and institutional structures, elevating methodologists’ legal status (e.g., via professional standards), and redefining their roles to prioritize teacher engagement – has been demonstrated as essential.
Discussion and conclusion. Redirecting emphasis from support and participation functions to the design, piloting, and refinement of teaching-methodological frameworks ensures equitable accountability for learning outcomes and mitigates risks associated with flawed methodological implementations. At the same time, the most key factor in the effectiveness of a unified educational space is targeted, evidence-based methodological support for each teaching professional, taking into account their individual interests and needs at both the municipal level and the level of general education institutions.
Булат Роман Евгеньевичдоктор педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
bulatrem@mail.ru
1. Беляева А. В., Панина Е. С., Савонина Д. Р., Чужиненко А. С. Актуальные задачи методического сопровождения педагогической деятельности // Социальные отношения. – 2023. – № 3 (46). – С. 98–107. EDN: SQDPRB.
2. Булат Р. Е., Байчорова Х. С. Потенциал методического сопровождения педагогических работников общего образования / Р. Е. Булат, Х. С. Байчорова // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2024. – Т. 18. – № 2. – С. 83–104. DOI 10.25688/2076–9121.2024.18.2.05. EDN: BNTULH.
3. Бучек А. А. (2023). Развитие методической службы в условиях укрепления суверенной системы образования // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. – 2023. – Т. 6. – № 3(22). – С. 71–80. EDN: HLYVRR.
4. ВанновскаяО.В., БулатР.Е., БайчороваХ.С.Развитие коммуникативной компетентности разработчиков учебно-методических материалов ДОТ посредством социальнопсихологического тренинга // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина. –2023. –№ 2. –С. 187–207. DOI 10.35231/18186653_2023_2_187. EDN: LIWPAF.
5. Варламова Т. А., Гохберг Л. М., Озерова О. К. и др. Образование в цифрах: 2023 (статистический сборник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ). – М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2023. – 132 с.
6. ВачковаС. Н., Петряева Е.Ю., Яшина И. А.Влияние «Московской электронной школы» на деятельность учителя // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». – 2021. – № 4(58). – С. 10–25. DOI 10.25688/2076–9121.2021.58.4.01. EDN: KXJCZB.
7. Гирба Е. Ю., Заборская Н. М. Муниципальная методическая служба: современный взгляд // Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании: сб. материалов V Всерос. интернет-конф. с междунар. уч., Москва, 20–22 дек., 2017. – М.: ФГАОУ ДПО Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2017. – С. 172–177. EDN: YTJCSR.
8. Домашенко И. В. Актуальные подходы к развитию профессиональной компетентности методистов муниципальных методических служб в системе постдипломного профессионального образования // Научная сокровищница образования Донетчины. – 2021. – № 1. – С. 69–74. EDN: BDOQEK.
9. Каракчиева М. А., Булат Р. Е., БайчороваХ.С. Нормативно-правовые основы развития качества высшего образования на основе активизации деятельности специалистов в области методической работы // Психолого-педагогические аспекты подготовки кадров к профессиональной деятельности в экстремальных условиях: сб. науч. тр. – СанктПетербург: СПбУ ГПС МЧС России, 2022. – С. 140–146. EDN: ETUWHG.
10. Кладова И. С. Методический мониторинг как практика адресной работы с образовательными учреждениями // Непрерывное образование. – 2022. – № 4(42). – С. 57–61. EDN: WVOGPX.
11. Маркина Г. Л., Шлей М. Д., Кузнецова О. В., Стафеев С. К., Маркина Т. А. Оценка потенциала научной деятельности на основе наукометрических показателей // Компьютерные инструменты в образовании. – 2020. – № 3. – С. 70–85. DOI 10.32603/2071–2340–2020–3–70–85. EDN: QNSSWO.
12. Обоскалов А. Г., Маковецкая Ю. Г., Серикова В. И. Мониторинг эффективности модели методической работы в системе образования Челябинской области: проблемы и перспективы // Методист. – 2021. – № 10. – С. 6–9. EDN: CNYHBH.
13. Пирожкова О.Б. (2022). Трансформация методической службы в условиях создания единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров // Кубанская школа. – 2022. –№ . 3(67). – С. 63–66. EDN: ITYUNP.
14. СорокинаН.Е.Основные направления деятельности муниципальной методической службы // Наука и школа. – 2017. – № 1. – С. 188–191. EDN: YHWPYR.
15. Тетина С. В., Гутрова Ю. В. Организация методической работы в муниципалитете в контексте внедрения и реализации системы методических служб // Вестник педагогических наук. – 2021. – № 6. – С. 224–229. EDN: GFEKZO.
16. ФроловИ.Н.Единое информационно-методическое пространство региона как путь к повышению уровня методической компетентности учителя. Russian Journal of Education and Psychology. – 2011. – № 8(4). – С. 52. EDN: OOUHVX.
17. Birdwell T., Uttamchandani S. Learning to teach in space: Design principles for faculty development in active learning classrooms // Journal of Learning Spaces. – 2019. – Vol. 8 (1). – Pp. 19–27.
18. ChiuP.H. P., Im S.W. T., ShekC.H. Disciplinary variations in student perceptions of active learning classrooms // International Journal of Educational Research Open. – 2022. – Vol. 3. – Pp. 100131. DOI 10.1016/j.ijedro.2022.100131.
19. Lucas M., Bem-Haja P., Siddiq F., Moreira A., Redecker C. The relation between inservice teachers' digital competence and personal and contextual factors: what matters most? // Computers & Education. – 2021. – 160 p. DOI 10.1016.compedu.2020.104052.
20. McKenney S. E., Reeves T. C. Systematic review of design-based research progress: Is a little knowledge a dangerous thing? // Educational Researcher. – 2013. Vol. 42(2). – Pp. 97–100.
21. TondeurJ., Howard S., Yang J. (2020). One-size does not fit all: towards an adaptive model to develop preservice teachers' digital competencies. Computers in Human Behavior. – 2020. – 116 p. DOI 10.1016/j.chb.2020.106659.
1. Belyaeva, A. V., Panina, E. S., Savonina, D. R., & Chuzhinenko, A. S. (2023) Aktual'nye zadachi metodicheskogo soprovozhdenija pedagogicheskoj dejatel'nosti [Current tasks of methodological support of teaching activities]. Social'nye otnoshenija – Social?nye otno?eni?. Vol. 3(46). Pp. 98–107. (In Russian). EDN: SQDPRB.
2. Bulat, R. E., Baychorova, Kh. S. (2024) Potencial metodicheskogo soprovozhdenija pedagogicheskih rabotnikov obshhego obrazovanija [The potential of methodological support for general education teachers]. Vestnik MGPU. Serija: Pedagogika i psihologija – MCU Journal of Pedagogy and Psychology. Vol. 18(2). Pp. 83–104. (In Russian). DOI 10.25688/2076–9121.2024.18.2.05. EDN: BNTULH.
3. Buchek, A. A. (2023) Razvitie metodicheskoj sluzhby v uslovijah ukreplenija suverennoj
sistemy obrazovanija [Development of methodological support service in the context of strengthening the sovereign education system]. Sovremennoe dopolnitel'noe professional'noe pedagogicheskoe obrazovanie – Modern additional professional pedagogical education. Vol. 6. 3(22). Pp. 71–80. (In Russian). EDN: HLYVRR.
4. Vannovskaya, O. V., Bulat, R. Е., Baychorova, Kh. S. (2023) Razvitie kommunikativnoj kompetentnosti razrabotchikov uchebno-metodicheskih materialov DOT posredstvom social'no-psihologicheskogo treninga [Development of communicative competence of developers of educational and methodological materials for dot through socio-psychological training]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S.Pushkina – Pushkin Leningrad State University journal. Vol. 2. Pp. 187–207. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2023_2_187. EDN: LIWPAF.
5. Varlamova, T. A., Gokhberg, L. M., Ozerova, O. K., et al. (2023) Obrazovanie v cifrah: 2023 [Education in Figures: 2023] (statistical collection of the Institute of Education and Science of the National Research University Higher School of Economics). Moscow: HSE University. 132 p. (In Russian).
6. Vachkova, S. N., Petryaeva, E.Yu., & Yashina, I. A. (2021) Vlijanie «Moskovskoj jelektronnoj shkoly» na dejatel'nost' uchitelja [Influence of the “Moscow electronic school” on the activities of the teacher]. Vestnik MGPU. Serija «Pedagogika i psihologija» – MCU Journal of Pedagogy and Psychology. Vol. 4(58). Pp. 10–25. (In Russian). DOI 10.25688/2076–9121.2021.58.4.01. EDN: KXJCZB.
7. Girba, E. Y., Zaborskaya, N. M. (2016) Municipal'naja metodicheskaja sluzhba: sovremennyj vzgljad [Municipal methodological service: a modern view]. Povyshenie kvalifikacii pedagogicheskih kadrov v izmenjajushhemsja obrazovanii [Teacher professional development in the context of educational transformation]. Moscow: Academy of Professional Development and Retraining of Educators. Vol. 1. Pp. 172–177. (In Russian). EDN: YTJCSR.
8. Domashenko, I. V. (2021) Actual approaches to the development of professional competence of methodologists of municipal methodological services in the system of postgraduate professional education. Scientific treasury of Donetschyna education. Vol. 1. Рр. 69–74. (In Russian). EDN: BDOQEK.
9. Karakchieva, M. A., Bulat, R. E., Baychorova, Kh. S. (2022) Normativno-pravovye osnovy razvitija kachestva vysshego obrazovanija na osnove aktivizacii dejatel'nosti specialistov v oblasti metodicheskoj raboty [Normative-legal bases of development of higher education quality based on activation of specialists' activity in the field of methodical work]. Psihologo-pedagogicheskie aspekty podgotovki kadrov k professional'noj dejatel'nosti v jekstremal'nyh uslovijah [Psychological and pedagogical considerations in preparing personnel for professional performance under extreme conditions]. SPbU GPS of the EMERCOM of Russia: OOO "NPO PB AS". Pp. 140–146. (In Russian). EDN: ETUWHG.
10. Kladova, I. S. (2022) Metodicheskij monitoring kak praktika adresnoj raboty s obrazovatel'nymi uchrezhdenijami [Methodological monitoring as a practice of targeted work with educational institutions]. Nepreryvnoe obrazovanie –Continuing education. Vol. 4 (42) Рр.57–61. (In Russian). EDN: WVOGPX.
11. Markina, G. L., Shley, M. D., Kuznetsova, O. V., Stafeyev, S. K., Markina, T. A. (2020) Ocenka potenciala nauchnoj dejatel'nosti na osnove naukometricheskih pokazatelej [Assessment of the scientific activity potential based on scientometric indicators]. Komp'juternye instrumenty v obrazovanii – Computer tools in education. Vol. 3. Pp. 70–85. (In Russian). DOI 10.32603/2071–2340–2020–3–70–85.
12. Oboskalov, A. G., Makovetskaya, Y. G., Serikova, V. I. (2021) Monitoring jeffektivnosti modeli metodicheskoj raboty v sisteme obrazovanija Cheljabinskoj oblasti: problemy i perspektivy [Monitoring the effectiveness of the model of methodological work in the education system of the Chelyabinsk region: problems and prospects]. Metodist – Methodist. Vol. 10. Pp. 6–9. (In Russian). EDN: CNYHBH.
13. Pirozhkova, O. B. (2022) Transformacija metodicheskoj sluzhby v uslovijah sozdanija edinoj sistemy nauchno-metodicheskogo soprovozhdenija pedagogicheskih rabotnikov i upravlencheskih kadrov [Transformation of the methodological service in the conditions of creating a unified system of scientific and methodological support for pedagogical staff and managerial personnel]. Kubanskaja shkola – Kubanska? ?kola. Vol. 3 (67). Pp. 63–66. (In Russian). EDN: ITYUNP.
14. Sorokina, N. E. (2017). Osnovnye napravlenija dejatel'nosti municipal'noj metodicheskoj sluzhby [Main activities of municipal methodical service]. Nauka i shkola – Science and School. Vol. 1. Pp. 188–191. (In Russian). EDN: YHWPYR.
15. Tetina, S. V., Gutrova, Yu. V. (2021) Organizacija metodicheskoj raboty v municipalitete v kontekste vnedrenija i realizacii sistemy metodicheskih sluzhb [Organization of methodical work in the municipality in the context of the implementation and realization system of methodical services]. Vestnik pedagogicheskih nauk – Bulletin of Pedagogical Sciences. Vol. 6. Pp. 224–229. (In Russian). EDN: GFEKZO.
16. Frolov, I. N. (2011) Edinoe informacionno-metodicheskoe prostranstvo regiona kak put' k povysheniju urovnja metodicheskoj kompetentnosti uchitelja [Unified information methodological space region as a way to improve the level methodology competent teacher]. Russian Journal of Education and Psychology – Russian Journal of Education and Psychology. Vol. 8(4). Pp. 52. (In Russian). EDN: OOUHVX.
17. Birdwell, T., Uttamchandani, S. (2019) Learning to teach in space: Design principles for faculty development in active learning classrooms. Journal of Learning Spaces. Vol. 8 (1). Pp. 19–27.
18. Chiu, P. H. P., Im, S. W. T., Shek, C. H. (2022) Disciplinary variations in student perceptions of active learning classrooms. International Journal of Educational Research Open. Vol. 3. Pp. 100131. DOI 10.1016/j.ijedro.2022.100131.
19. Lucas, M., Bem-Haja, P., Siddiq, F., Moreira, A., Redecker, C. (2021) The relation between in-service teachers' digital competence and personal and contextual factors: what matters most? Computers & Education. 160 p. DOI 10.1016.compedu.2020.104052.
20. McKenney, S. E., Reeves, T. C. (2013) Systematic review of design-based research progress: Is a little knowledge a dangerous thing? Educational Researcher. Vol. 42(2). Pp. 97–100.
21. Tondeur, J., Howard, S., Yang, J. (2020) One-size does not fit all: towards an adaptive model to develop preservice teachers' digital competencies. Computers in Human Behavior. 116 p. DOI 10.1016/j.chb.2020.106659.