Введение. Сегодня одной из актуальных проблем российского общества на уровне государственно значимых является школа трудового воспитания. Трудовое воспитание должно быть направлено не просто на формирование у подрастающего поколения умения трудиться, а прежде всего на развитие и укрепление наивысшего человеческого качества – трудового патриотизма. Цель исследования – теоретический анализ социального феномена «трудовой патриотизм» в контексте вызовов времени и разработка программы воспитания школьников на основе идеи трудовых династий. Научная новизна данного исследования заключается в раскрытии значимости школы воспитания трудового патриотизма К. Ш. Ахиярова, обоснование современной авторской концепции профориентации на основе идеи трудовых династий.
Материалы и методы. При проведении исследования были использованы метод исторической актуализации проблемы, ретроспективный анализ, теоретическое обоснование представленной темы на основе научной литературы, контекст обобщения и систематизации научных положений.
Результаты. Представлен подробный анализ научной школы трудового воспитания К. Ш. Ахиярова. Основная идея трудового патриотизма: понимание человеком значимости своего труда как вклада в благополучие страны, ее национальной безопасности. Предложенное теоретическое обоснования трудового патриотизма К. Ш. Ахиярова было проанализировано авторами данной работы в контексте современных вызовов российского общества и стратегических задач, поставленных перед системой школьного образования. В результате уточнено современное понимание трудового патриотизма как высшего качество личности, проявляющееся в преданности своему профессиональному делу и служению обществу, которое позволяет сохранять и укреплять гражданскую и национальную идентичность в подрастающем поколении. Исходя из этого, обоснована авторская концепция воспитания трудового патриотизма, и на основе ее, разработана программа «Семейный профессионалитет». В программу заложен оригинальный замысел: идея династийности, обеспечивающая получение трудового опыта отца и матери на основе постепенного погружения в профессиональную среду своих родителей путем различных мероприятий и совместной деятельности.
Обсуждение и выводы. Разработанная программа показала свою эффективность, имеет достаточно высокую научно-практическую и социальную значимость, которая может быть рекомендована для использования педагогами общеобразовательных школ Российской Федерации при организации профориентационной работы и трудового воспитания обучающихся.
Introduction. Today, one of the urgent problems of Russian society at the level of state significance is the problem of labor education. Labor education should be aimed not only at the formation of the younger generation's ability to work, but above all, the development and strengthening of the highest human quality in them – labor patriotism. The purpose of the study is a theoretical analysis of the social phenomenon of "labor patriotism" in the context of the challenges of the time and the development of a program for educating schoolchildren based on the idea of labor dynasties. The scientific novelty of this study is to reveal the importance of K. S. Akhiyarov's school of education of labor patriotism, substantiating the modern author's concept of career guidance based on the idea of labor dynasties.
Materials and methods. During the research, the method of historical actualization of the problem, retrospective analysis, theoretical justification of the presented topic based on scientific literature, the context of generalization and systematization of scientific provisions were used.
Results. A detailed analysis of the scientific school of labor education of K. S. Akhiyarov is presented. The main idea of labor patriotism is that a person understands the importance of their work as a contribution to the well-being of the country and its security. The proposed theoretical justification of K. S. Akhiyarov's labor patriotism was analyzed by the authors of this work in the context of the current challenges of modern Russian society and the strategic tasks set for the school education system. As a result, the modern understanding of labor patriotism has been clarified as the highest quality of a person, manifested in dedication to his professional work and service to society, which allows him to preserve and strengthen civil and national identity in the younger generation. Based on this, the author's concept of fostering labor patriotism is substantiated, and based on it, the "Family Professionalism" program has been developed, which contains an original idea: the idea of dynasty, which should ensure the gradual immersion of children from early childhood to gain the work experience of their father and mother based on theoretical and practical acquaintance, and immersion in the professional environment of their parents. parents through various activities and joint activities.
Discussion and conclusion. The developed program has shown its effectiveness, has a sufficiently high scientific, practical and social significance, which can be recommended for use by teachers of secondary schools in the Russian Federation in organizing career guidance and labor education of students
Ахмедьянова Алина Халиловнакандидат философских наук, доцент
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
г. Уфа, Российская Федерация
alina.axmedyanova.84@mail.ru
Кашапова Ляля Мухаметдиновнадоктор педагогических наук, профессор
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
г. Уфа, Российская Федерация
lya220852@yandex.ru
1. Атутов П. Р. Концепция политехнического образования в современных условиях // Педагогика. – 1999. – № 2. – С. 17–20.
2. Ахияров К.Ш.Школа и труд: моногр. – Уфа: АН РБ, Гилем. – 2010. – 320 с.
3. Букурова А.В.Концепция ценностей А. Маслоу и возможности ее применения // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2021. – № 1. – С. 97–106. EDN: UXOPIQ
4. Гесиод. Работы и дни: земледельческая поэма / Гесиод; пер. с древнегреч. В. Вересаев. – М.: Недра [Новая Москва], 1927 (39?я (Интернациональная) тип. "Мосполиграф"). 1927. – 88 с.
5. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М.: Искусство, 1990. – 395 с.
6. Конфуций. «Лунь юй» / Исслед., пер. с кит., коммент. Л. С. Переломов; Факс. текст "Лунь юя" с коммент. Чжу Си; РАН. Ин-т Дал. Востока. – М.: "Вост. лит." РАН, 1998. – 588 с.
7. Личность и труд / [Под ред. К. К. Платонова]. – М.: Мысль, 1965. – 365 с.
8. Ломакина Т. Ю., Васильченко Н. В. Профильное обучение: 20 лет спустя // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2024. – Т. 1. – № 1 (97). – С. 7–23. EDN: AGBWXT
9. Макаренко А.С.Воспитание в труде. Соч.: В 7 т. Т. 4. – М.: Педагогика, 1984. – 400 с.
10. Пузанова Ж. В., Ларина Т. И., Тертышникова А. Г. Инфантилизация молодежи: методологический подход к измерению // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2021. – № 21 (3). – С. 444–456. EDN: CLANRO
11. Столыпин П. А. Мысли о России. – М.: РОССПЭН, 2006. – 127 с.
12. СухомлинскийВ. А. Избранные произведения: в 5?ти т. Т. 5. Статьи. – Киев: Радянська школа, 1980. – 678 с.
13. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Избранные сочинения. – М.: Юрайт, 2017. – 359 с.
14. Чернецов П. И. Трудолюбие как социально-педагогическая проблема. Методологические основы его воспитания // Вестник Челябинского государственного университета. – 2001. – № 1. – С. 13–31. EDN: VSKOMT
15. ЦвыкВ. А. Профессионализация общества и труда: исторический и теоретический аспекты // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2006. – № 1 (9). – С. 94–109. EDN: HUXTBJ
1. Atutov, P. R. (1999) Koncepciya politekhnicheskogo obrazovaniya v sovremennyh usloviyah [The concept of polytechnic education in modern conditions]. Pedagogika – Pedagogy. No. 2. Pp. 17–20. (In Russian).
2. Ahiyarov, K. SH. (2010) SHkola i trud: monogr [School and labor: monogr.]. Ufa: AN RB, Gilem. (In Russian).
3. Bukurova, A. V. (2021) Koncepciya cennostej A. Maslou i vozmozhnosti ee primeneniya [A. Maslow's concept of values and the possibilities of its application]. Intellekt. Innovacii. Investicii – Intelligence. Innovation. Investment. No. 1. Pp. 97–106. (In Russian). EDN: UXOPIQ
4. Gesiod (1927) Raboty i dni: zemledel'cheskaya poema [Hesiod. Jobs and days: an agricultural poem] / Gesiod; per. s drevnegrechesk. V.Veresaev. Moscow: Nedra [Novaya Moskva]. (In Russian).
5. Gurevich, A. YA. (1990) Srednevekovyj mir: kul'tura bezmolvstvuyushchego bol'shinstva [The Medieval World: the culture of the silent majority]. Moscow: Iskusstvo. (In Russian).
6. Konfucij. (1998) «Lun' yuj» [«Lun Yu»] / Issled., per. s kit., komment/L.S. Perelomov; Faks. tekst "Lun' yuya" s komment. CHzhu Si; RAN. In-t Dal. Vostoka. Moscow: "Vost. lit." RAN. (In Russian).
7. Platonov, K. K. (1965) Lichnost' i trud [Personality and work]. Moscow: Mysl'. (In Russian).
8. Lomakina, T. YU., Vasil'chenko, N. V. (2024) Profil'noe obuchenie: 20 let spustya [Specialized training: 20 years later]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika – Domestic and foreign pedagogy. Vol. 1. No. 1 (97). Pp. 7–23. (In Russian). EDN: AGBWXT
9. Makarenko, A. S. (1984) Vospitanie v trude [Labor education]. Soch.: V 7 t. T.4. M.: Pedagogika. (In Russian).
10. Puzanova, ZH. V., Larina, T. I., Tertyshnikova, A. G. (2021) Infantilizaciya molodezhi: metodologicheskij podhod k izmereniyu [Infantilization of youth: a methodological approach to measurement]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sociologiya – Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Sociology. No. 21 (3). Pp. 444–456. (In Russian). EDN: CLANRO
11. Stolypin, P. A. (2006) Mysli o Rossii [Thoughts about Russia]. M.: ROSSPEN. (In Russian).
27. Suhomlinskij, V. A. (1980) Izbrannye proizvedeniya: v 5?ti t. T. 5. Stat'i [Selected works: in 5 volumes. Vol. 5. Articles.]. Kiev: Radyans'ka shkola. (In Russian).
12. Ushinskij, K. D. (1890) Trud v ego psihicheskom i vospitatel'nom znachenii: Iz "Sobr. ped. soch." K. D. Ushinskogo [Labor in its Mental and educational significance: From K. D. Ushinsky's Collection of Pedagogical Works]. Sankt-Peterburg: tip. N. A. Lebedeva. (In Russian).
13. Chernecov, P. I. (2001) Trudolyubie kak social'no-pedagogicheskaya problema. Metodologicheskie osnovy ego vospitaniya [Diligence as a socio-pedagogical problem. Methodological foundations of his upbringing]. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta –Bulletin of the Chelyabinsk State University. No. 1. Pp. 13–31. (In Russian). EDN: VSKOMT
14. Cvyk, V. A. (2006) Professionalizaciya obshchestva i truda: istoricheskij i teoreticheskij aspekty [Professionalization of society and labor: historical and theoretical aspects]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sociologiya – Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Sociology. No. 1 (9). Pp. 94–109. (In Russian). EDN: HUXTBJ