Введение. В статье рассматриваются особенности развития лидерских способностей в период ранней взрослости, обусловленные спецификой, выбранной для подготовки к профессиональной деятельности. Развитые лидерские способности будущих специалистов могут не только способствовать раскрытию их потенциала, творчеству и инновациям, но и оказать значимое влияние на субъективное психологическое благополучие в целом и на его отдельные компоненты. Рассмотрены определения и компоненты понятия «лидерские способности», в том числе сформулированные исследователями с учетом специфики профессиональной деятельности; содержательно охарактеризовано понятие «субъективное благополучие».
Материалы и методы. В качестве метода психодиагностики лидерских способностей в рамках исследования была выбрана методика С. В. Духновского; диагностика психологического благополучия реализована посредством опросника К. Риффа «Шкала психологического благополучия» в русской адаптации П. П. Фесенко и Т. Д. Шевеленковой. К исследованию были привлечены 58 студентов СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ, а также 54 курсанта вуза силового блока.
Результаты. Проведена психодиагностика и последующий сравнительный анализ уровня развития лидерских способностей и субъективного благополучия у студентов и курсантов периода ранней взрослости. Достоверность полученных результатов подтверждена схожими эмпирическими данными по показателям использованных методик, сопоставленных методом логической аналогии для выявления взаимосвязи компонентов лидерских способностей и субъективного благополучия.
Обсуждение и выводы. По результатам проведенной психодиагностики выявлен достоверно более высокий уровень развития у курсантов таких показателей, как «настойчивость и целеустремленность», «управленческая компетентность», «компетентности самоуправления» и «готовность к командной работе». В то же время, выявлен более высокий уровень развития у студентов такого показателя лидерских способностей, как «масштабность мышления». Сравнительный анализ субъективного благополучия студентов и курсантов показал, что у курсантов достоверно выше уровни показателей «цель в жизни» и «управление окружением», в то время как у студентов достоверно выше уровень показателя «автономия».
Introduction. The article examines the features of the development of leadership abilities during early adulthood, due to the specifics of the chosen professional activity. The developed leadership abilities of future specialists can not only contribute to the disclosure of their potential, as well as creativity and innovation, but also have a significant impact on subjective psychological well-being in general and on its individual components. The definitions and components of the concept of "leadership abilities" are considered, including those formulated by researchers based on the specifics of professional activity; the concept of "subjective well-being" is meaningfully characterized.
Materials and methods. The method of S. V. Dukhnovsky was chosen as a method of psychodiagnostics of leadership abilities in the framework of the study; the diagnosis of psychological well-being was implemented through K. Riff's questionnaire "Scale of psychological well-being" in the Russian adaptation by P. P. Fesenko and T. D. Shevelenkova. 58 students of the NWIM RANEPA, as well as 54 cadets of the University of the power unit were involved in the study.
Results. Psychodiagnostics and subsequent comparative analysis of the level of development of leadership abilities and subjective well-being among students and cadets of early adulthood were carried out. The reliability of the results obtained is confirmed by similar empirical data on the evidence of the methods used, compared by the method of logical analogy to identify the relationship between the components of leadership abilities and subjective well-being.
Discussion and conclusion. According to the results of the conducted psychodiagnostics, a significantly higher level of development among cadets of such indicators as: "Perseverance and purposefulness", "Managerial competence", "Competence of self-government" and "Readiness for teamwork" was revealed. At the same time, a higher level of development of such an indicator of leadership abilities as "Scale of thinking" was revealed among students. A comparative analysis of the subjective well-being of students and cadets showed that the cadets had significantly higher levels of the indicators "Purpose in life" and "Environment management", while the students had significantly higher levels of the indicator "Autonomy".
Софьина Вера Николаевнадоктор психологических наук, профессор
Северо-Западный Институт Управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
paralel777@mail.ru
Лебедева Мария Евгеньевна-
Северо-Западный Институт Управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
makarova030@mail.ru
Расторгуева Полина Александровна-
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
poluson_rast@mail.ru
Мирошников Эдуард Петрович-
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
paralel777@mail.ru
1. Алехин И. А., Гожиков В. Я., Караяни А. Г. Психолого-педагогические проблемы развития творческой активности будущих офицеров в учебной и военно-научной деятельности // Мир образования – образование в мире. – 2017. – № 2 (66). – С. 140–148.
2. Арендачук И.В. Характеристики личности современного лидера в представлениях студенческой молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2023. – № 4 (48).
3. ЕвтиховО.В. Анализ лидерских качеств младших командиров учебных групп в вузе МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2009. – № 2.
4. Клементьев Д. В. Лидерство: определение, подходы, перспективы // Журнал прикладных исследований. – 2021. –№ 1. –С. 21–24. DOI: 10.475776/2712–7516_2021_1_2_21
5. Кожевников Д. М. Психолого-педагогические пути формирования лидерских качеств курсантов вузов правоохранительных органов в процессе адаптации к условиям профессиональной деятельности // Высшее образование сегодня. – 2021. – № 1.
6. Макарова (Лебедева) М. Е. Психолого-акмеологическое сопровождение развития лидерских качеств личности // Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности: методология, теория и практика. Сборник материалов второй всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 29–33.
7. Мальцева Т. В., Сомов А. В. Психологические аспекты профессионального становления будущих специалистов и руководителей в системе МВД России // Философия социальных коммуникаций. – 2011. – № 2 (15). – С. 157–167.
8. Науменко М.В., Рогова Е. Е. Особенности взаимосвязи функционального лидерства со степенью выраженности лидерских способностей членов учебных групп различного уровня развития // Вестник евразийской науки. – 2013. – № 3 (16).
9. Печеркина Е. А., Мешкова И. В. Развитие лидерских качеств у студентов педагогического вуза посредством студенческого самоуправления // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 76–3.
10. Пинигин В. Г. Психолого-педагогическое сопровождение развития лидерского потенциала студентов 1?го курса // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2023. – № 2.
11. Свинарева О.В., Костина Е.Ю. Формирование лидерских качеств курсантов в процессе учебно-профессиональной деятельности // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2023. – № 3.
12. Сердюк И. И., Кривцова М. А. Проблемы формирования лидерских способностей // Концепт. – 2014. – № S30.
13. Софьина В. Н. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности студентов в системе учебно-научно-профессиональной интеграции: моногр. – СПб.: Сев.-Зап. ин-т упр. РАНХиГС, 2015. – 180 с.
14. Софьина В. Н., Лебедева М. Е., Расторгуева П. А. Сравнительный анализ жизнестойкости студентов и курсантов в период ранней взрослости // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2023. – № 4. – С. 535–548. DOI: 10.35231/18186653_2023_4_535
15. Софьина В. Н., Расторгуева П. А., Баласанян А. С., Габова М. П. Возрастные аспекты субъективного благополучия студентов, специалистов и руководителей // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2022. – № 4. – С. 376–388. DOI: 10.35231/18186653_2022_4_376
16. Тимофеева Е. Н. Особенности развития лидерских качеств в рамках детскородительских отношений студенческой молодежи // Вестник ЮУрГГПУ. – 2011. – № 7.
17. Шамионов Р. М. Психология субъективного благополучия личности. Саратов: Саратовский государственный университет, 2004.
18. Шевеленкова Т. Д., Фесенко Т. П. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика. – 2005. – № 3. – С. 95–129.
19. Штырев М. М., Башкин Е. Б. Особенности выраженности ценностно-смысловой детерминации лидерства у студентов разных направлений подготовки // Психолог. – 2023. – № 5.
1. Alekhin, I. A., Gozhikov, V. Ya., Karayani, A. G. (2017) Psihologo-pedagogicheskie problemy razvitiya tvorcheskoj aktivnosti budushchih oficerov v uchebnoj i voenno-nauchnoj deyatel'nosti [Psychological and pedagogical problems of the development of creative activity of future officers in educational and military scientific activities]. Mir obrazovaniya – obrazovanie v mire – World of education – education in the world. No. 2 (66). Рр. 140–148. (In Russian).
2. Arendachuk, I.V. (2023) Harakteristiki lichnosti sovremennogo lidera v predstavleniyah studencheskoj molodezhi [Characteristics of the personality of the modern leader in the ideas of student youth]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya – Educational Acmeology. Developmental Psychology Izvestiya of Saratov University. No. 4 (48). (In Russian).
3. Evtihov, O. V. (2009) Analiz liderskih kachestv mladshih komandirov uchebnyh grupp v vuze MVD Rossii [Analysis of the leadership qualities of junior commanders of training groups at the university of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Psihopedagogika v
pravoohranitel'nyh organah – Psychopedagogy in law enforcement agencies. No. 2. (In Russian).
4. Klement'ev, D. V. (2021) Liderstvo: opredelenie, podhody, perspektivy [Leadership: Definition, Approaches, Perspectives]. Zhurnal prikladnyh issledovanij – Journal of Applied Research. No. 1. Pp. 21–24. (In Russian). DOI: 10.475776/2712–7516_2021_1_2_21
5. Kozhevnikov, D. M. (2021) Psihologo-pedagogicheskie puti formirovaniya liderskih kachestv kursantov vuzov pravoohranitel'nyh organov v processe adaptacii k usloviyam professional'noj deyatel'nosti [Psychological and pedagogical ways of forming leadership qualities of cadets of universities of law enforcement agencies in the process of adaptation to the conditions of professional activity]. Vysshee obrazovanie segodnya–Higher education today. No. 1. (In Russian).
6. Makarova (Lebedeva), M. E. (2019) Psihologo-akmeologicheskoe soprovozhdenie razvitiya liderskih kachestv lichnosti [Psychological and acmeological support for the development of leadership qualities of a person]. Aktual'nye voprosy psihologii razvitiya i formirovaniya lichnosti: metodologiya, teoriya i praktika [Actual issues of the psychology of development and formation of a person: methodology, theory and practice]. Sbornik materialov vtoroj vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Рр. 29–33. (In Russian).
7. Mal'ceva, T. V., Somov, A. V. (2011) Psihologicheskie aspekty professional'nogo stanovleniya budushchih specialistov i rukovoditelej v sisteme MVD Rossii. [Psychological aspects of the professional formation of future specialists and managers in the system
of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Filosofiya social`ny`x kommunikacij – Philosophy of social communications. No. 2 (15). Рр. 157–167. (In Russian).
8. Naumenko, M. V., Rogova, E. E. (2013) Osobennosti vzaimosvyazi funkcional'nogo liderstva so stepen'yu vyrazhennosti liderskih sposobnostej chlenov uchebnyh grupp razlichnogo urovnya razvitiya [Features of the relationship between functional leadership and the degree of severity of leadership abilities of members of training groups of various levels of development]. Vestnik evrazijskoj nauki – Bulletin of Eurasian Science. No. 3 (16). (In Russian).
9. Pecherkina, E. A., Meshkova, I. V. (2022) Razvitie liderskih kachestv u studentov pedagogicheskogo vuza posredstvom studencheskogo samoupravleniya [Development of leadership qualities among students of a pedagogical university through student selfgovernment]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya – Problems of modern pedagogical education. No. 76–3. (In Russian).
10. Pinigin, V. G. (2023) Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya liderskogo potenciala studentov 1?go kursa [Psychological and pedagogical support for the development of the leadership potential of 1st year students]. Nauka o cheloveke: gumanitarnye
issledovaniya – Human Science: Humanitarian Studies. No. 2. (In Russian).
11. Svinareva, O. V., Kostina, E. Yu. (2023) Formirovanie liderskih kachestv kursantov v processe uchebno-professional'noj deyatel'nosti [Formation of leadership qualities of cadets in the process of educational and professional activities]. Psihologiya i pedagogika sluzhebnoj deyatel'nosti – Psychology and pedagogy of official activities. No. 3. (In Russian).
12. Serdyuk, I. I., Krivcova, M. A. (2014) Problemy formirovaniya liderskih sposobnostej [Problems of forming leadership abilities]. Koncept – Concept. No. S30. (In Russian).
13. Sof'ina, V. N. (2015) Akmeologicheskaya koncepciya razvitiya professional'noj kompetentnosti studentov v sisteme uchebno-nauchno-professional'noj integracii: monografija [Acmeological concept of development of professional competence of students in the system of educational, scientific and professional integration]. Saint Petersburg: Sev.-Zap. in-t upr. –RANHiG. (In Russian).
14. Sof'ina, V. N., Lebedeva, M. E., Rastorgueva, P. A. (2023) Sravnitel'nyj analiz zhiznestojkosti studentov i kursantov v period rannej vzroslosti [Comparative analysis of the resilience of students and cadets during early adulthood]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S.Pushkina – Рushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Рр. 535–548. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2023_4_535
15. Sof'ina, V. N., Rastorgueva, P. A., Balasanyan, A. S., Gabova, M. P. (2022) Vozrastnye aspekty sub"ektivnogo blagopoluchiya studentov, specialistov i rukovoditelej [Age-related aspects of subjective well-being of students, professionals and managers]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S.Pushkina – Рushkin Leningrad State University Journal. No. 4. (In Russian).
16. Timofeeva, E. N. (2011) Osobennosti razvitiya liderskih kachestv v ramkah detskoroditel'skih otnoshenij studencheskoj molodezhi [Special Features of Leadership Qualities Development Within the Child-and-Parental Relations of the Students]. Vestnik YuUrGGPU –
Vestnik YuUrGGP U. No. 7. (In Russian).
17. Shamionov, R. M. (2004) Psihologiya sub"ektivnogo blagopoluchiya lichnosti [Psychology of subjective individual well-being]. Saratov: Saratovskij gosudarstvenny`j universitet. (In Russian).
18. Shevelenkova, T. D., Fesenko, T. P. (2005) Psihologicheskoe blagopoluchie lichnosti [Psychological well-being of the individual]. Psihologicheskaya diagnostika – Psychological diagnostics. No. 3. Рр. 95–129. (In Russian).
19. Shtyrev, M. M., Bashkin, E. B. (2023) Osobennosti vyrazhennosti cennostno-smyslovoj determinacii liderstva u studentov raznyh napravlenij podgotovki [Features of the expression of the value-semantic determination of leadership among students of different directions of training]. Psiholog – Psychologist. No. 5. (In Russian).