Особенности интеллектуального развития у старшеклассников с разным уровнем временной перспективы

Features of Intellectual Development of High School Students With Different Levels of Time Perspective

Авторы:
Маклаков Анатолий Геннадьевич,Кострова Маргарита Александровна,

DOI:
10.35231/18186653_2024_4_383

Полный текст248,61 КБ

Введение. В настоящее время проблема построения молодыми людьми плана своего развития и оценки перспектив в выборе жизненного пути отечественной психологией практически не изучена. В данном исследовании выявлены различия уровня развития познавательных психических процессов, общего уровня интеллектуального развития у старшеклассников с различным характеристиками временной перспективы; взаимосвязи между уровнем интеллектуального развития, успеваемостью
старшеклассников и особенностями их временной перспективы.

Материалы и методы. В ходе психологического обследования были использованы следующие психодиагностические методики: «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, Е. Т. Соколовой и О. В. Митиной; КР-3-85 Б. М. Кулагина и М. М. Решетникова. Исследование проводилось на базе общеобразовательных учреждений Гатчинского муниципального района Ленинградской области. В исследовании приняли участие 192 обучающихся старших классов общеобразовательных
учреждений Гатчинского муниципального района, из них 126 девушек и 66 юношей в возрасте 15–18 лет.

Результаты. В результате исследования были выявлены различия уровня развития познавательных психических процессов, общего уровня интеллектуального развития у старшеклассников с различным уровнем временной перспективы, также обнаружены взаимосвязи между уровнем интеллектуального развития, успеваемостью старшеклассников и особенностями их временной перспективы.

Обсуждение и выводы. Проведенное исследование позволило установить, что между характеристиками развития психических познавательных процессов и характеристиками временной перспективы существует определенная взаимосвязь. Выявленные закономерности позволяют говорить о том, что чем выше уровень интеллектуального развития, тем больше выражена ориентация на будущее. Особое место в структуре связей между психическими познавательными процессами и характеристиками временной перспективы современных подростков занимают характеристики развития памяти.

Introduction. At present, the problem of young people building a plan of their development and assessment of prospects in choosing a life path by domestic psychology is practically not studied. This study reveals differences in the level of development of cognitive mental processes, general level of intellectual development in high school students with different characteristics of time perspective; interrelations between the level of intellectual development, academic performance of high school students and features of their time perspective.

Materials and methods. In the course of psychological examination, the following psychodiagnostic techniques were used: “Time perspective questionnaire” by F. Zimbardo in the adaptation of A. Syrtsova, E. T. Sokolova, and O. V. Mitina; KR-3-85 by B. Kulagin and M. V. Mitina. M. Kulagin and M. M. Reshetnikov. The study was conducted on the basis of general educational institutions of the Gatchina municipal district of the Leningrad region. The study involved 192 high school students of general education institutions of Gatchina municipal district, including 126 girls and 66 boys aged 15–18 years.

Results. The study revealed differences in the level of development of cognitive mental processes, the general level of intellectual development in high school students with different levels of time perspective, and also revealed correlations between the level of intellectual development, academic performance of high school students and features of their time perspective.

Discussion and conclusion. The conducted research allowed us to establish that there is a certain interrelation between the characteristics of the development of mental cognitive processes and the characteristics of time perspective. The revealed regularities allow us to say that the higher the level of intellectual development is, the more the orientation to the future is expressed. A special place in the structure of connections between mental cognitive processes and characteristics of time perspective of modern teenagers is occupied by the characteristics of memory development.

Маклаков Анатолий Геннадьевич
доктор психологических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
a.maklakov@lengu.ru

Кострова Маргарита Александровна
-
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
margarita_kostrova@mail.ru

1. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / под ред. Е. В.Шороховой. – М.: Наука, 1987. – С. 137–145.
2. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. – 1995. – № 3. – С. 21–28.
3. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи. – Киев, 1988. – 142 с.
4. Зейгарник Б. В. Теория личности Курта Левина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 120 с.
5. Ковалев В. И. Личностное время как предмет психологического исследования // Психология личности и время: тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научнотеоретической конференции (22–25 апреля 1991 г.). – Черновцы, 1991. – Т. 1. – C. 4–8.
6. Кроник А. А., Головаха Е. И. Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2001. – С. 246–256.
7. Кузнецова О. В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков // Психологическая наука и образование. – 2007. – Т. 12. – № 3. – С. 5–15.
8. Лукьянов О.В.Экзистенциальный анализ и природа времени. Транстемпоральный характер экзистенциального опыта // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – № 299. – С. 164–170.
9. Мандрикова Е. Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29. – № 4. – С. 54–65.
10. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. – СПб.: Речь, 2003. – 352 с
11. Решетников М. М., Кулагин Б. В. Исследование общего уровня развития познавательных психических процессов – Л.: ВМедА, 1987. – 27 с. – Тест КР – 3–85.
12. Рябикина И.В. Особенности временной перспективы старшеклассников с разным уровнем учебной успешности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2007. – № 43–2. – С. 207–212.
13. Сырцова А., Соколова Е., МитинаО. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психологический журнал. – 2008. – № 3. – С. 101–109.
14. Сырцова А., Митина О. В. Возрастная динамика временных ориентаций личности // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 41–54.
15. Толстых Н. Н. Временная перспектива и психическое здоровье // Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной. – 2?е изд. – М.: Академия, 1997. – С. 146–153.
16. Nuttin J., LensW. Future time perspective and motivation: Theory and research method. Leuven and Hillsdale. – N. J.: Leuven University Press and Erlbaum, 1985. – 236 p.
17. Zimbardo P. G. New Perspective on Psychological Time: Theory, Research and Assessment of Individual Differences in Temporal Perspective // Psychology of Time. Part 2. Special Issues, Theory & Modeli – 1998. – № 3. – P. 59–78.

1. Abul'khanova-Slavskaya, K. A. (1987) Zhiznennye perspektivy lichnosti [Life perspectives of personality]. Psikhologiya lichnosti i obraz zhizni – Personality psychology and lifestyle. Edited by E.V. Shorokhova. Moscow: Nauka. Pp. 137–145. (In Russian).
2. Ginzburg, M. R. (1995) Psikhologicheskoe soderzhanie zhiznennogo polya lichnosti starshego podrostka [Psychological content of the life field of the personality of an older teenager]. Mir psikhologii i psikhologiya v mire – The World of Psychology and Psychology in the World. No. 3. Pp. 21–28. (In Russian).
3. Golovakha, E. I. (1988) Zhiznennaya perspektiva i professional'noe samoopredelenie molodezhi [Life perspective and professional self-determination of youth]. Kiev. (In Russian).
4. Zeygarnik, B. V. (1981) Teoriya lichnosti Kurta Levina [Kurt Lewin's Theory of Personality]. Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta. (In Russian).
5. Kovalev, V. I. (1991) Lichnostnoe vremya kak predmet psikhologicheskogo issledovaniya [Personality time as a subject of psychological research]. Psikhologiya lichnosti i vremya [Psychology of personality and time]. Theses of reports and messages of the All-Union scientifictheoretical conference (April 22–25, 1991). Chernovtsy. Vol. 1. Pp. 4–8. (In Russian).
6. Kronik, A. A., Golovakha, E. I. (2001) Psikhologicheskiy vozrast lichnosti [Psychological age of personality]. Psikhologiya lichnosti v trudakh otechestvennykh psikhologov [Psychology of personality in the works of Russian psychologists]. St. Petersburg. Pp. 246–256. (In Russian).
7. Kuznetsova, O. V. (2007) Rol' vremennoy perspektivy v lichnostnom i professional'nom samoopredelenii podrostkov [The role of time perspective in personal and professional selfdetermination of adolescents]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie – Psychological science and education. Vol. 12. No. 3. Pp. 5–15. (In Russian).
8. Luk'yanov, O. V. (2007) Ekzistentsial'nyy analiz i priroda vremeni. Transtemporal'nyy kharakter ekzistentsial'nogo opyta [Existential analysis and the nature of time. Transcorporeal character of existential experience]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta – Bulletin of Tomsk State University. No. 299. Pp. 164–170. (In Russian).
9. Mandrikova, E. Yu. (2008) Sovremennye podkhody k izucheniyu vremennoy perspektivy lichnosti [Modern approaches to the study of the time perspective of personality]. Psikhologicheskiy zhurnal – Psychological Journal. Vol. 29. No. 4. Pp. 54–65. (In Russian).
10. Regush, L. A. (2003) Psikhologiya prognozirovaniya: uspekhi v poznanii budushchego [Psychology of forecasting: successes in cognition of the future]. St. Petersburg: Rech'. (In Russian).
11. Reshetnikov, M. M., Kulagin, B. V. (1987) Issledovanie obshchego urovnya razvitiya poznavatel'nykh psikhicheskikh protsessov [Research of the general level of development of cognitive mental processes]. Leningrad: VMedA. Test KR – 3–85. (In Russian).
12. Ryabikina, I. V. (2007) Osobennosti vremennoy perspektivy starsheklassnikov s raznym urovnem uchebnoy uspeshnosti [Features of the time perspective of high school students with different levels of academic success]. Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena – Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. No. 43–2. Pp. 207–212. (In Russian).
13. Syrtsova, A., Sokolova, E., Mitina, O. (2008) Adaptatsiya oprosnika vremennoy perspektivy lichnosti F. Zimbardo [Adaptation of F. Zimbardo's time perspective personality questionnaire]. Psikhologicheskiy zhurnal – Psychological journal. No. 3. Pp. 101–109.
(In Russian).
14. Syrtsova, A., Mitina, O. V. (2008) Vozrastnaya dinamika vremennykh orientatsiy lichnosti [Age dynamics of temporary orientations of the personality]. Voprosy psikhologii – Questions of psychology. No. 2. Pp. 41–54. (In Russian).
15. Tolstykh, N. N. (1997) Vremennaya perspektiva i psikhicheskoe zdorov'e [Time perspective and mental health]. Rukovodstvo prakticheskogo psikhologa: psikhicheskoe zdorov'e detey i podrostkov v kontekste psikhologicheskoy sluzhby [Manual of practical psychologist: mental health of children and adolescents in the context of psychological service]. Ed. by I.V. Dubrovina. Moscow: Akademiya. Pp. 146–153. (In Russian).
16. Nuttin, J., Lens, W. (1985) Future time perspective and motivation: Theory and research method. Leuven and Hillsdale. N. J.: Leuven University Press and Erlbaum.
17. Zimbardo, P. G. (1998) New Perspective on Psychological Time: Theory, Research and Assessment of Individual Differences in Temporal Perspective. Psychology of Time. Part 2. Special Issues, Theory & Modeli. No. 3. Pp. 59–78.

Ключевые слова:
временная перспектива личности, старшеклассники, уровень интеллектуального развития, :time perspective of personality, high school students, level of intellectual development.

Для цитирования:
Маклаков А. Г., Кострова М. А. Особенности интеллектуального развития у старшеклассников с разным уровнем временной перспективы // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2024. – № 4. – С. 383–398. DOI: 10.35231/18186653_20 24_4_383. EDN: YFZQKU Maklakov, A. G., Kostrova, M. A. (2024) Osobennosti intellektual`nogo razvitiya u starsheklassnikov s razny`m urovnem vremennoj perspektivy` [Features of Intellectual Development of High School Students With Different Levels of Time Perspective]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 383–398. (In Russian). DOI: 10.352 31/18186653_2024_4_383. EDN: YFZQKU

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина