Факторная структура аутопсихологической компетентности успешных менеджеров как эталонная модель для студентов-менеджеров

Factor Structure of Autopsychological Competence of Successful Managers as a Reference Model for Management Students

Авторы:
Привалова Елена Петровна,

DOI:
10.35231/18186653_2024_4_349

Полный текст323,71 КБ

Введение. В статье исследуется структура аутопсихологической компетентности успешных менеджеров, которая в дальнейшем должна стать эталонной моделью при разработке психолого-педагогических технологий и программ формирования данной компетентности у студентов вуза, обучающихся по направлению «Менеджмент» (далее по тексту – студентов-менеджеров). Результаты данной работы позволяют определить факторные показатели аутопсихологической компетентности успешных менеджеров.

Материалы и методы. Для разработки факторной структуры были использованы: теоретический анализ, тестирование 114 респондентов по десяти психодиагностическим методикам, факторный анализ – метод главных компонент, метод вращения варимакс с нормализацией Кайзера в программе IBM SPSS Statistics 27.0.1, сбор данных в MS Excel 2010. В связи со сложностью состава группы респондентов – успешных менеджеров, сбор данных проводился в период с 2018 по 2023 г.

Результаты. На основе ранее разработанной теоретической структурной модели аутопсихологической компетентности успешных менеджеров с применением факторного анализа определена была факторная структура аутопсихологической компетентности успешных менеджеров как эталонная, для использования её в целях исследования и формирования аутопсихологической компетентности студентов-менеджеров.

Обсуждение и выводы. Полученные в ходе работы данные позволяют заключить, что «аутопсихологическая компетентность успешных менеджеров представляет собой двухкомпонентную структуру: 1 – самопознание, 2 – самосозидание. Каждый из компонентов содержит по три элемента: самопознание включает в себя самопонимание, осмысленность, ответственность; самосозидание включает в себя самоопределение, самовыражение, саморегуляцию. Полученная факторная структура аутопсихологической компетентности успешных менеджеров может использоваться как эталонная модель для студентов-менеджеров, а также для исследования аутопсихологической компетентности студентов-менеджеров и разработке технологий и программ её формирования» [13].

Introduction. The article is devoted to the study of the structure of autopsychological competence of successful managers, which in the future should be a reference model for the development of psychological and pedagogical technologies and programs for the formation of this competence among university students studying in the field of Management (hereinafter referred to as management students). The results of this work allow us to determine the factor structure of the autopsychological competence of successful managers.

Materials and methods. The following were used to develop the factor structure: theoretical analysis, testing of 114 respondents using 10 psych diagnostic methods, factor analysis – the principal component method, the varimax rotation method with Kaiser normalization in IBM SPSS Statistics 27.0.1, data collection in MS Excel 2010 were used to determine the structure. Due to the complexity of the composition of the group of respondents – successful managers, data collection was carried out in the period from 2018 to 2023.

Results. Based on the previously developed theoretical structural model of autopsychological competence of successful managers, using factor analysis, the factor structure of autopsychological competence of successful managers was determined as a reference for use in research and the formation of autopsychological competence of student managers.

Discussion and conclusion. The data obtained during the work allow us to conclude that "autopsychological competence of successful managers is a two-component structure: 1-self-knowledge, 2-self-creation. Each of the components contains three elements: self-knowledge includes self-understanding, meaningfulness, responsibility; self-creation includes self-determination, self-expression, self-regulation. The obtained factor structure of autopsychological competence of successful managers can be used as a reference model
for student managers, as well as for studying the autopsychological competence of student managers and developing technologies and programs for its formation".

Привалова Елена Петровна
-
Северо-Западный Институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
e.privalova@list.ru

1. Астапенко Е.В. Аутопсихологическая компетентность как субъективно-акмеологическая детерминанта эффективности профессиональной деятельности менеджера // Российский психологический журнал. – 2011. – Т. 8. – № 2. – С. 33–36. EDN: OIRUGJ
2. Белов В. В., Белова Е. В. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения саморазвития личности обучающихся: системно-эволюционная концепция // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся разного возраста: монография / под науч. ред. Т. С. Овчинниковой. – СПб.: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, 2022. – С. 100–128. EDN: LWMYRE
3. Белов В. В., Привалова Е. П. Акмеологический подход к разработке описательной модели аутопсихологической компетентности топ-менеджеров коммерческих организаций // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2020. – № 4. – С. 216–234. DOI: 10.35231/18186653_2020_4_216. EDN: JKNDGZ
4. Грибоедова О. И. Аутопсихологическая компетентность педагога как условие эффективного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ // Современные подходы к проблеме профессиональной компетентности педагогов в области психологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ: сборник трудов Всероссийской научнопрактической конференции, Москва, 22 мая 2021 года. – М.: Российский новый университет, 2021. – С. 64–72. EDN: YJFWIH
5. Грибоедова О. И., Фельдман И. Л. Аутопсихологическая компетентность подростков: анализ подходов // Ярославский педагогический вестник. – 2024. –№ 1 (136). – С. 197–206. DOI: 10.20323/1813–145X_2024_1_136_197. EDN: GWFLGM
6. КонышевВ. А.Эффективность менеджера успех деятельности предприятия // Вестник ОГУ. – № 2. – 2012. – C. 308–311.
7. Круглик С. В. Формирование аутопсихологической компетентности средствами социально-психологического тренинга // Высшее образование в России. – 2011. –№ 10. – С. 160–163. EDN: OICARX
8. КузьменковаО.В.Формирование аутопсихологической компетентности у учителей // Современный учитель: профессиональная компетентность и социальная. – 2022. –С. 164.
9. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М.: Гардарики, 2003. – 297 с.
10. Морозова О. и др. Личностные особенности профессионально успешных менеджеров // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020. – № 7 (47). – С. 149–153.
11. Немов Р. С., Яценко Д. А. Методологические основания и структура эталонной модели психологической теории личности // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2016. – № 1(41). – С. 136–146. EDN: WKBWHR
12. Полякова Д.Ю. Менеджер XXI века в России и за рубежом // Общество и экономическая мысль в XXI в.: пути развития и инновации: материалы IX Международной студенческой научно-практической конференции, посвященной 65?летнему Юбилею филиала, Воронеж, 24 марта 2021 года. – Воронеж: Воронежский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2021. – С. 334–338. EDN: TMYZEU
13. Привалова Е. П. Факторная структура аутопсихологической компетентности топ-менеджеров и предпринимателей российских коммерческих компаний // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2021. –№ 4. – С. 137–153. DOI: 10.35231/18186653_2021_4_137. EDN: EGKWVN
14. Рахимбаева И. Э., Трошина А. С. Анализ степени разработанности проблемы аутопсихологической компетентности студентов вузов искусства // Новая наука: От идеи к результату. – 2016. – № 6–1(90). – С. 84–87. EDN: WDFYMX
15. Самохвалова И. Г. Сущность, место и роль аутопсихологической компетентности студентов в свете реформирования высшего образования // Дошкольное и начальное образование: варьирование подходов в условиях смены образовательных парадигм: материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ, Ярославль, 09–10 апреля 2013 года. Том Часть I. –Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского, 2013. –С. 48–54. EDN: VLGWMR
16. Смирнова В. М. Формирование аутопсихологической компетентности студентов в системе высшей школы // Вестник Поволжской академии государственной службы. – 2012. – № 2 (31). – С. 143–148. EDN: PBFEQD
17. СофьинаВ. Н.Системный подход к анализу структуры профессиональной компетентности выпускника вуза // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2010. – № 128. – С. 7–16. EDN: LJTMHG
18. Степнова Л. А. Аутопсихологическая компетентность в контексте изучения механизмов саморазвития личности // Акмеология. – 2017. – № 2 (62).
19. Телиженко В. В., Степнова Л. А., Сафонова Т. Е., Блинков А. Н. Сравнительное исследование аутопсихологической компетентности спортсменов и студентов // Развитие профессионализма. – 2018. – № 1 (5). – С. 24–29. EDN: XUGLXN
20. Фомина Е. Е. Факторный анализ и категориальный метод главных компонент: сравнительный анализ и практическое применение для обработки результатов анкетирования // Гуманитарный вестник. – 2017. – № 10.
21. ШиманскаяТ. Л. Аутопсихологическая компетентность личности: (содержательные аспекты) // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2006. –№ 3 (27). – С. 70–71. EDN: KLTWUR
22. Privalova E. P. Dynamics of development of autopsychological competence of students of the direction of training "Management" Materials of International University Scientific Forum. Part 1. Practice Oriented Science: UAE – RUSSIA – INDIA. – 2023. – P. 49–58. DOI: 10.34660/ INF.2023.85.65.098

1. Astapenko, E. V. (2011) Autopsihologicheskaya kompetentnost' kak sub"ektivno- akmeologicheskaya determinanta effektivnosti professional'noj deyatel'nosti menedzhera [Autopsychological competence as a subjective-acmeological determinant of the effectiveness of a manager's professional activity]. Rossijskij psihologicheskij zhurnal – Russian Psychological Journal. Vol. 8. No. 2. Pp. 33–36. (In Russian). EDN: OIRUGJ
2. Belov, V. V., Belova, E. V. (2022) Teoreticheskie osnovy psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya samorazvitiya lichnosti obuchayushchihsya: sistemno-evolyucionnaya koncepciya [Theoretical foundations of psychological and pedagogical support for the self-development of the personality of students: a systemic evolutionary concept]. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa obuchayushchihsya raznogo vozrasta [Psychological and pedagogical support of the educational process of students of different ages]. Monograph / Under the scientific editorship of T.S.Ovchinnikova. St. Petersburg: A.S.Pushkin Leningrad State University. Pp. 100–128. (In Russian). EDN: LWMYRE
3. Belov, V. V., Privalova, E. P. (2020) Akmeologicheskij podhod k razrabotke opisatel'noj modeli autopsihologicheskoj kompetentnosti top-menedzherov kommercheskih organizacij [Acmeological approach to the development of a descriptive model of autopsychological competence of top managers of commercial organizations]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina – Bulletin of the Leningrad State University named after A. S. Pushkin. No. 4. Pp. 216–234. (In Russian). EDN: JKNDGZ
4. Griboyedova, O. I. (2021) Autopsihologicheskaya kompetentnost' pedagoga kak uslovie effektivnogo psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detej s OVZ [Autopsychological competence of a teacher as a condition for effective psychological and pedagogical support for children with disabilities]. Sovremennye podhody k probleme professional'noj kompetentnosti pedagogov v oblasti psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detej s OVZ [Modern approaches to the problem of professional competence of teachers in the field of psychological and pedagogical support for children with disabilities]. Proceedings of the All-Russian Scientific and practical Conference. Moscow: Russian New University. Pp. 64–72. (In Russian). EDN: YJFWIH
5. Griboyedova, O. I. (2024) Autopsihologicheskaya kompetentnost' podrostkov: analiz podhodov [Autopsychological competence of adolescents: an analysis of approaches]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik – Yaroslavl Pedagogical Bulletin. No.1(136). Pp. 197–206. (In Russian). DOI: 10.20323/1813–145X_2024_1_136_197. EDN: GWFLGM
6. Konyshev, V. A. (2012) Effektivnost' menedzhera uspekh deyatel'nosti predpriyatiya [The effectiveness of the manager of the success of the enterprise]. Vestnik OGU – Bulletin of the OGU. No. 2. Pр. 308–311. (In Russian).
7. Kruglik, S. V. (2011) Formirovanie autopsihologicheskoj kompetentnosti sredstvami social'no-psihologicheskogo treninga [Formation of autopsychological competence by means of socio-psychological training]. Vysshee obrazovanie v Rossii – Higher education in Russia. No. 10. Pp. 160–163. (In Russian). EDN: OICARX
8. Kuzmenkova, O. V. (2022) Formirovanie autopsihologicheskoj kompetentnosti u uchitelej [Formation of autopsychological competence in teachers]. Sovremennyj uchitel': professional'naya kompetentnost' i social'naya – Modern teacher: professional competence and social. Р. 164. (In Russian).
9. Markova, A. K. (2003) Psikhologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow: Gardariki. (In Russian).
10. Morozova, O. et al. (2020) Lichnostnye osobennosti professional'no uspeshnyh menedzherov [Personal characteristics of professionally successful managers]. Skif. Voprosy studencheskoj nauki – Skif. Questions of student science. No. 7 (47). Pp. 149–153. (In Russian).
11. Nemov, R. S. (2016) Metodologicheskie osnovaniya i struktura etalonnoj modeli psihologicheskoj teorii lichnosti [Methodological foundations and structure of the reference model of the psychological theory of personality]. Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah – New in psychological and pedagogical research. No. 1 (41). Pp. 136–146. (In Russian). EDN: WKBWHR
12. Polyakova, D. Y. (2021) Menedzher XXI veka v Rossii i za rubezhom [Manager of the XXI century in Russia and abroad]. Obshchestvo i ekonomicheskaya mysl' v XXI v.: puti razvitiya i innovacii [ Society and economic thought in the XXI century: ways of development and innovation]. Materials of the IX International Student Scientific and Practical Conference dedicated to the 65th anniversary of the branch, Voronezh, March 24, 2021. Voronezh: Voronezh branch of Plekhanov Russian University of Economics. Pp. 334–338. (In Russian). EDN: TMYZEU
13. Privalova, E. P. (2021) Faktornaya struktura autopsihologicheskoj kompetentnosti top-menedzherov i predprinimatelej rossijskih kommercheskih kompanij [Factor structure of autopsychological competence of top managers and entrepreneurs of Russian commercial companies]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S.Pushkina – Bulletin of the Leningrad State University named after A. S. Pushkin. No. 4. Pp. 137–153. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2021_4_137. EDN: EGKWVN
14. Rakhimbayeva, I. E. (2016) Analiz stepeni razrabotannosti problemy autopsihologicheskoj kompetentnosti studentov vuzov iskusstva [Analysis of the degree of elaboration of the problem of autopsychological competence of students of art universities]. Novaya nauka: Ot idei k rezul'tatu – New Science: From idea to result. No. 6–1 (90). Pp. 84–87. (In Russian). EDN: WDFYMX
15. Samokhvalova, I. G. (2013) Sushchnost', mesto i rol' autopsihologicheskoj kompetentnosti studentov v svete reformirovaniya vysshego obrazovaniya [The essence, place and role of students' autopsychological competence in the light of higher education reform]. Doshkol'noe i nachal'noe obrazovanie: var'irovanie podhodov v usloviyah smeny obrazovatel'nyh paradigm [Preschool and primary education: varying approaches in the context of changing educational paradigms]. Materials of the international conference "Readings of Ushinsky" of the Pedagogical Faculty of YAGPU, Yaroslavl, April 09–10, 2013. PartI. Yaroslavl: Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky. Pp. 48–54. (In Russian). EDN: VLGWMR
16. Smirnova, V. M. (2012) Formirovanie autopsihologicheskoj kompetentnosti studentov v sisteme vysshej shkoly [Formation of autopsychological competence of students in the higher school system]. Vestnik Povolzhskoj akademii gosudarstvennoj sluzhby – Bulletin of the Volga Region Academy of Public Administration. No. 2 (31). Pp. 143–148. (In Russian).
17. Sofina, V. N. (2010) Sistemnyj podhod k analizu struktury professional'noj kompetentnosti vypusknika vuza [A systematic approach to the analysis of the structure of professional competence of a university graduate]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena – Proceedings of the A. I. Herzen Russian State Pedagogical University. No. 128. Pp. 7–16. (In Russian). EDN: LJTMHG
18. Stepnova, L. A. (2017) Autopsikhologicheskaya kompetentnost v kontekste izucheniya mekhanizmov samorazvitiya lichnosti [Autopsychological competence in the context of studying the mechanisms of personal self-development] Akmeologiya – Acmeology. No. 2 (62). (In Russian).
19. Telizhenko, V. V., Stepnova, L. A., Safonova, T. E., Blinkov, A. N. (2018) Sravnitel'noe issledovanie autopsihologicheskoj kompetentnosti sportsmenov i studentov [Comparative study of autopsychological competence of athletes and students]. Razvitie professionalizma – Development of professionalism. No. 1 (5). Pp. 24–29. (In Russian). EDN: XUGLXN
20. Fomina, E. E. (2017) Faktornyj analiz i kategorial'nyj metod glavnyh komponent: sravnitel'nyj analiz i prakticheskoe primenenie dlya obrabotki rezul'tatov anketirovaniya [Factor analysis and the categorical method of the main components: comparative analysis and practical application for processing the results of the survey]. Gumanitarnyj vestnik – Humanitarian Bulletin. No. 10. (In Russian).
21. Shimanskaya, T. L. (2006) Autopsihologicheskaya kompetentnost' lichnosti: (soderzhatel'nye aspekty) [Autopsychological competence of a personality: (substantive aspects)]. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah – Psychopedagogy in law enforcement agencies. No. 3 (27). Pp. 70–71. (In Russian). EDN KLTWUR
22. Privalova, E. P. (2023) Dynamics of development of autopsychological competence of students of the direction of training "Management". Materials of International University Scientific Forum. Part 1. Practice Oriented Science: UAE – RUSSIA – INDIA. Pр. 49–58. DOI: 10.34660/INF.2023.85.65.098

Ключевые слова:
эталонная модель, структура аутопсихологической компетентности, успешные менеджеры, самопознание, самосозидание, студенты-менеджеры, reference model, structure of autopsychological competence, successful managers, self-knowledge, self-creation, student managers.

Для цитирования:
Привалова Е. П. Факторная структура аутопсихологической компетентности успешных менеджеров как эталонная модель для студентов-менеджеров // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2024. – № 4. – С. 349–367. DOI: 10.35231/1818665 3_2024_4_349. EDN: VDCQEJ Privalova, E. P. (2024) Faktornaya struktura autopsikhologicheskoj kompetentnosti uspeshnykh menedzherov kak etalonnaya model dlya studentov-menedzherov [Factor Structure of Autopsychological Competence of Successful Managers as a Reference Model for Management Students]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 349–367. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2024_4_349. EDN: VDCQEJ

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина