Введение. В обзорной статье предпринята попытка определить место теоретической психологии, которая исследует проблему персоногенеза, в системе фундаментальных наук о человеке. Сформулирована проблема исследования. Предложен
вариант ее решения на основе авторского антропологического системно-эволюционного естественно-научного подхода.
Материалы и методы. Материалами исследования стали научные публикации отечественных и зарубежных авторов, в которых в явном виде исследуется проблема единой системы наук о человеке и место в данной системе психологии. Использованы теоретические методы исследования: теоретический анализ и обобщение материалов, изложенных в научной литературе, их систематизация.
Результаты. Определение места теоретической психологии в системе фундаментальных наук о человеке основывалось на антропологическом системно-эволюционном естественно-научном подходе. Антропологический принцип как онтологическая составляющая антропологического системно-эволюционного естественно-научного подхода определяет человек как объективно существующую реальность. Данный принцип является отправной точкой в исследовании персоногенеза. Эволюционный принцип уточняет содержание человека. Было выделено четыре качества человека: организм, индивид, субъект деятельности, личность. Предложено понятие «метаморфоза человека», под которым понимается коренное преобразование в онтогенезе качеств человека, которое проявляется в последовательной их смене от организма к индивиду, субъекту деятельности и к личности. Системное естественно-научное воззрение позволило понять персоногенез как единый процесс системогенеза человека, как усложнение живой самоорганизующейся системы от организма как саморегулирующейся гомеостатической системы через индивида как целеустремленной системы и субъекта как самодетерминирующейся целенаправленной системы к личности как саморазвивающейся системе.
Обсуждение и выводы. Антропологический системно-эволюционный естественно-научный подход позволяет выявить четыре качества человека: организм, индивид, субъект деятельности, личность, а также найти общее основание для них. Таким общим основание является системогенез человека – развитие человека, представленное как трансформация систем от саморегулирующейся гомеостатической системы через целеустремленную и самодетерминирующуюся, целенаправленную систему к саморазвивающейся системе. Определяя место теоретической психологии персоногенеза, можно утверждать, что данное направление является частью теоретической психологии, которая включена в систему фундаментальных наук о человеке и выполняет роль орудия синтеза единого однородного знания о человеке.
Introduction. The review article attempts to define the place of theoretical psychology, which studies the problem of personogenesis, in the system of fundamental human sciences. The research problem is formulated. A solution is proposed based on the author's anthropological system-evolutionary natural science approach.
Materials and methods. The research materials were scientific publications of domestic and foreign authors, in which the problem of a unified system of human sciences and the place of psychology in this system are explicitly studied. Theoretical research methods were used: theoretical analysis and generalization of materials presented in scientific literature, their systematization. Results. The definition of the place of theoretical psychology of personogenesis in the system of fundamental sciences about man was based on the anthropological system-evolutionary natural-scientific approach. The anthropological principle as an ontological component of the anthropological system-evolutionary natural-scientific approach defines man as an objectively existing reality. This principle is the starting point in the knowledge of personogenesis. The evolutionary principle specifies the content of man. Four qualities of man were identified: organism, individual, subject of activity, personality. The concept of "human metamorphosis" is proposed, which is understood as a fundamental transformation in the ontogenesis of human qualities, which is manifested in their consistent change from an organism to an individual, a subject of activity and to a person. The systemic natural-scientific view made it possible to understand personogenesis as a single process of human systemogenesis, as a complication of a living self-organizing system from an organism as a self-regulating homeostatic system through an individual as a goal-oriented system and a subject as a self-determining goal-oriented system to a person as a self-developing system.
Discussion and conclusion. The anthropological systemic-evolutionary natural-scientific approach made it possible to identify four human qualities: an organism, an individual, a subject of activity, a person, and also to find a common basis for these four human qualities: Such a common basis is human systemogenesis – the development of a person, presented as a transformation of systems from a self-regulating homeostatic system through a goal-oriented and self-determining system to a self-developing system. Defining the place of theoretical psychology of personogenesis, it can be argued that this direction is part of theoretical psychology, which is included in the system of fundamental sciences about man and plays the role of a tool for synthesizing a single homogeneous knowledge about man.
Белов Василий Васильевичдоктор психологических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
vasvasbelov@yandex.ru.
Белова Елизавета Васильевнакандидат психологических наук, доцент
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича
Санкт-Петербург, Российская Федерация
vasvasbelov@yandex.ru
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – 3?е изд. – М. [и др.]: Питер, 2010. – 282 с.
2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – 2?е изд. – СПб. [и др.]: Питер, 2001. – 260 с.
3. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр. тр. – М.: Наука, 1978. – 400 с.
4. БеловВ.В. Концепция личности в акмеологии лидерства: системно-эволюционный подход // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2017. – № 4. – С. 43–57.
5. Белов В. В. Историко-методологический анализ концепции развития личности В. М. Бехтерева – создателя отечественной психологической школы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2023. – № 2. – С. 208–231.
6. Белов В. В., Белова Е. В. Эвристическая ценность антропологического подхода В. М.Бехтерева для исследования личности, ее развития и воспитания в психологии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2023. – № 4. – С. 428–456.
7. БехтеревВ. М. Психика и жизнь // Избранные труды по психологии личности. Т. 1. – СПб.: Алетейя, 1999. – С. 26–206.
8. БехтеревВ. М.Сознание и его границы // Избранные труды по психологии личности. Т. 1. – СПб.: Алетейя, 1999. – С. 207–225.
9. Бехтерев В. М. Личность и условия ее развития и здоровья // Проблемы развития и воспитания человека. – М.: Изд-во Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. – С. 97–136.
10. Бехтерев В. М. Объективное исследование нервно-психической сферы в младенческом возрасте // Проблемы развития и воспитания человека. – М.: Изд-во Институт практической психологии. – Воронеж: МОДЭК, 1997. – С. 137–154.
11. Выготский Л. С. Проблема возраста // Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – С. 5–27.
12. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – С. 327–349.
13. Кедров Б. М. Классификация наук: в 3 т. – М.: Изд-во ВПШ и АОН, 1961–1985.
14. Лазурский А. Ф.Классификация личностей / под ред. М.Я.Басова и В.Н. Мясищева; вступительная статья М. Я. Басова. – М.: URSS, 2017. – 290 с.
15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
16. Леонтьев Д. А. Личностное измерение человеческого развития // Вопросы психологии. – № 3. – 2013. – С. 67–80.
17. Логинова Н. А. Антропологический принцип в методологии Б. Г. Ананьева // Психологический журнал. – 2015. – Т. 36. – № 2. – С. 76–85.
18. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / [предисл. Е. А. Климова]. – М.: Педагогика, 1986. – 253 с.
19. Мироненко И. А. Понятия «субъект» и «личность» в современной российской психологии // Методология и история психологии. – 2010. – Т. 5. – № 1. – С. 149–155.
20. Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. – 362 с.
21. Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук // Материалы XVIII Международный психологический конгресс. – М.: МГУ, 1966.
22. Сергиенко Е. А.Субъект и личность: поиск единства и специфики // Мир психологии. – 2012. – № 3 (71). – С. 30–49.
23. СтепинВ.С. Типы научной рациональности и синергетическая парадигма // Сложность. Разум. Постнеклассика. – 2013. – № 4. – С. 45–59.
24. Щукина М. А. Пять рождений личности: ступени персоногенеза в автобиографическом трактате М. М. Зощенко «Перед восходом солнца» // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2018. – Т. 15. – № 2. – С. 368–383.
1. Anan'yev, B. G. (2010) Chelovek kak predmet poznaniya [Man as a subject of knowledge]. 3?ye izd. Moscow: [i dr.]: Piter. (In Russian).
2. Anan'yev, B. G. (2001) Problemy sovremennogo chelovekoznaniya [About the problems of modern human science]. 2nd ed. St. Petersburg [i dr.]: Piter. (In Russian).
3. Anokhin, P. K. (1978) Filosofskiye aspekty teorii funktsional'noy sistemy [Philosophical aspects of functional system theory]: Izbranny`e trudy`. Moscow: Nauka. (In Russian).
4. Belov, V. V. (2017) Kontseptsiya lichnosti v akmeologii liderstva: sistemno-evolyutsionnyy podkhod [The Concept of Personality in Leadership Acmeology: A Systems-Evolutionary Approach]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Рр. 43–57. (In Russian).
5. Belov, V. V. (2023) Istoriko-metodologicheskiy analiz kontseptsii razvitiya lichnosti V. M.Bekhtereva – sozdatel'nitsa otechestvennoy psikhologicheskoy shkoly [Historical and methodological analysis of the concept of personality development of V. M. Bekhterev, the creator of the Russian psychological school]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S.Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Рр. 208–231. (In Russian).
6. Belov, V. V., Belova, E. V. (2023) Evristicheskaya tsennost' antropologicheskogo kostyuma V. M.Bekhtereva dlya issledovaniya lichnosti, yeye razvitiya i vospitaniya v psikhologii [Heuristic value of the anthropological approach of V. M.Bekhterev for the study of personality, its development and upbringing in psychology]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S.Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Рр. 428–456. (In Russian).
7. Bekhterev, V. M. (1999) Psikhika zhizni [Psyche and life]. Izbrannyye trudy po psikhologii lichnosti – Selected works on personality psychology. Vol. 1. St. Petersburg: Aleteyya. Рр. 26–206. (In Russian).
8. Bekhterev, V. M. (1999) Soznaniye i yego granitsa [Consciousness and its boundaries]. Izbrannyye trudy po psikhologii lichnosti – Selected works on personality psychology. Vol. 1. St. Petersburg: Aleteyya. Рр. 207–225. (In Russian).
9. Bekhterev, V. M. (1997) Lichnost' i usloviya yeye razvitiya i zdorov'ya [Personality and conditions of its development and health]. Problemy razvitiya i vospitaniya cheloveka – Problems of human development and upbringing. Moscow: Izd-vo Instituta prakticheskoy psikhologii; Voronezh: MODEK. Рр. 97–136. (In Russian).
10. Bekhterev, V. M. (1997) Ob"yektivnoye issledovaniye nervno-psikhicheskoy sfery v molodom sovremennom vozraste [Objective study of the neuropsychiatric sphere in infancy]. Problemy razvitiya i vospitaniya cheloveka – Problems of human development and upbringing. Moscow: Izd-vo Instituta prakticheskoy psikhologii. Voronezh: MODEK. Рр. 137–154. (In Russian).
11. Vygotskiy, L. S. (2004) Problema vozrasta [The problem of age]. Psikhologiya razvitiya rebenka – Psychology of child development. Moscow: Smysl, Eksmo. Рр. 5–27. (In Russian).
12. Vygotskiy, L. S. (2004) Problema obucheniya i umstvennogo razvitiya v shkol'nom vozraste [The problem of learning and mental development at school age]. Psikhologiya razvitiya rebenka – Psychology of child development. Moscow: Smysl, Izd-vo Eksmo. Рр. 327–349. (In Russian).
13. Kedrov, B. M. Klassifikatsiya nauk [Classification of sciences]. In 3 vols. Moscow: Izd-vo VPSH i AON, 1961–1985. (In Russian).
14. Lazurskiy, A. F. (2017) Klassifikatsiya lichnostey [Classification of personalities] / pod red. M.YA. Basova i V. N. Myasishcheva; vstupitel'naya stat'ya M. YA. Basova. 4th ed. Moscow:
URSS. (In Russian).
15. Leont'yev, A. N. (1975) Deyatel'nost'. Soznaniye. Lichnost' [Activities. Consciousness. Personality]. Moscow: Politizdat. (In Russian).
16. Leont'yev, D. A. (2013) Lichnostnoye izmereniye chelovecheskogo razvitiya [Personal dimension of human development]. Voprosy psikhologii – Questions of psychology. No. 3. Рр. 67–80. (In Russian).
17. Loginova, N. A. (2015) Antropologicheskiy printsip v metodologii B. G. Anan'yeva [Anthropological principle in the methodology of B. G. Ananyev]. Psikhologicheskiy zhurnal – Psychological Journal. Vol. 36. No. 2. Рр. 76–85. (In Russian).
18. Merlin, V. S. (1986) Ocherk integral'nogo issledovaniya individual'nosti [Outline of an integral study of individuality] / [predisl. Ye. A. Klimova]. Moscow: Pedagogika. (In Russian).
19. Mironenko, I. A. (2010) Ponyatiya «sub"yekt» i «lichnost'» v sovremennoy rossiyskoy psikhologii [The concepts of "subject" and "personality" in modern Russian psychology]. Metodologiya i istoriya psikhologii – Methodology and history of psychology. Vol. 5. No. 1. Рр. 149–155. (In Russian).
20. Myasishchev, V. N. (1998) Psikhologiya otnosheniy [Relationship psychology] / Pod red. A. A. Bodaleva. Moscow: In-t prakt. psikhologiya; Voronezh: MODEK. (In Russian).
21. Piazhe, ZH. (1966) Psikhologiya, mezhdistsiplinarnyye svyazi i sistema nauk [Psychology, interdisciplinary connections and the system of sciences]. Materials of the XVIII International psychology conf. Moscow. (In Russian).
22. Sergiyenko, Ye. A. (2012) Sub"yekt i lichnost': poisk yedinstva i spetsifiki [Subject and personality: the search for unity and specificity]. Mir psikhologii – World of psychology. No. 3 (71). Рр. 30–49. (In Russian).
23. Stepin, V. S. (2013) Tipy nauchnoy razumnosti i sinergeticheskoy paradigmy [Types of scientific rationality and synergistic paradigm]. Slozhnost'. Razum. Postneklassika – Complexity. Mind. Post-classical. No. 4. Рр. 45–59. (In Russian).
24. Shchukina, M. A. (2018) Pyat' rozhdeniy lichnosti: stupeni personogeneza v avtobiograficheskom traktate M. M. Zoshchenko «Pered voskhodom solntsa» [Five births of personality: stages of personogenesis in the autobiographical treatise by M. M. Zoshchenko "Before Sunrise"]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki – Psychology. Journal of the Higher School of Economics. Vol. 15. No. 2. Рр. 368–383. (In Russian).