Введение. В представленном исследовании рассматривается тема профессионального саморазвития будущего педагога начального образования. Результатом этого процесса является метакомпетенция самости. Подробно анализируется понятие «метакомпетентность» в трактовках различных авторов, представлены отличительные особенности метакомпетенции и компетенции. Обосновывается необходимость подготовки новых условий, форм обучения и технологий, которые позволят увеличить вовлеченность обучающихся в образовательную деятельность и профессиональное саморазвитие, поскольку данный процесс является организуемым и рассматривается как системная структура на основе иерархии эволюции самости. Новизна исследования заключается в том, что впервые в научный оборот введено понятие «метакомпетенция самости», рассмотрены теоретические основы данного феномена и его связь со смежными определениями, представлена структура «метакомпетенции самости».
Материалы и методы. Выбор методов исследования определялся целью, достижение которой требовало прежде всего обобщения теоретических основ профессионального саморазвития, компетенций и метакомпетенций, во-вторых, это описание и обоснование взаимозависимости процессов: профессионального саморазвития, самости и метакомпетенции. В этой связи в исследовании применялись такие теоретические методы как анализ, обобщение, систематизация и конкретизация научных данных. При использовании теоретических методов исследования определены сущностные характеристики понятия «самость», содержание и виды метакомпетенций; структура «метакомпетенции самости» в совокупности соответствующих метазнаний, метаумений, метаспособов, метаопыта.
Результаты. В работе представлено авторское понятие «профессиональное саморазвитие будущего педагога начального образования» и на его основе раскрыто определение «самость», поскольку, несмотря на потребность общества в компетентных специалистах, наличие ресурсов и возможностей для профессионального роста, у студентов нет желания осуществлять такую деятельность, что представляет собой серьезную психолого-педагогическую проблему. В исследовании охарактеризованы теоретические основы «метакомпетенции самости» как результата профессионального саморазвития будущего педагога начального образования. Представлена «метакомпетенция самости», включающая в себя метазнания, метаумения, метаспособы, метаопыт и т.д., что являет собой все аспекты образования личности педагога, а также необходимость постоянно совершенствовать и повышать уровень своего профессионализма. Она является прямым результатом процесса профессионального саморазвития потенциальных учителей начальной школы. Рассмотрена её структура, включающая такие компоненты, как самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование, творческая самореализация, а также представлена цикличность процесса профессионального саморазвития педагога начального образования.
Обсуждение и выводы. В данном исследовании введено в научный оборот понятие «метакомпетенция самости», которое включает в себя метазнания, метаумения, метаспособы, метаопыт и т. д., что являет собой все аспекты профессионального образования личности педагога, а также необходимость постоянно совершенствовать и повышать уровень своего профессионализма, структурные компоненты, такие как самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование, творческая самореализация. На основе анализа теоретических источников, практических действий будущих педагогов начального образования делается вывод о том, что личностное и профессиональное развитие будущего педагога начального образования трансформируется в саморазвитие в результате изменения его «самости».
Introduction. The presented study examines the problem of professional self-development of the future teacher of primary education. The result of this process is the metacompetence of the self. The concept of "metacompetence" in the interpretations of various authors is analyzed in detail, distinctive features of metacompetence and competence are presented. The article justifies the need to prepare new conditions, forms of training and technologies that will increase the involvement of students in the educational process and the process of professional self-development, since this process is organized and is considered as a systemic structure based on the hierarchy of self-processes. The novelty of the study lies in the fact that for the first time the concept of "meta-competence of the self" was introduced into scientific circulation, the theoretical foundations of this phenomenon and its connection with related concepts are considered, the structure of «meta-competence of the self» is presented.
Materials and methods. The choice of research methods was determined by the goal, the achievement of which required, first of all, a generalization of the theoretical foundations of professional self-development, competencies and meta-competencies, and secondly, this is a description and justification of the interdependence of processes: professional self-development, selfhood and meta-competency. In this regard, theoretical methods were used in the study, such as analysis, generalization, systematization and concretization of scientific data. When using theoretical research methods, the following are determined: the essential characteristics of the concept of self, the content and types of meta-competencies; the structure of the «metacompetence of the self» in the aggregate of the corresponding meta-names, meta-meanings, meta-methods, meta-experience.
Results. The work presents the author's concept of «professional self-development of the future teacher of primary education» and on its basis the concept of "self" is revealed, because despite the need of society for competent specialists and the availability of resources and opportunities for professional growth, students have no desire to carry out such activities, which is a serious psychological and pedagogical problem. The study described the theoretical foundations of the "meta-competence of the self" as the result of the professional self-development of the future teacher of primary education. The "meta-competence of the self" is presented, which includes meta-knowledge, meta-skills, meta-methods, meta-experience, etc., which is all aspects of the teacher's personality education, as well as the need to constantly improve and improve the level of their professionalism. She is a direct result of the professional self-development process of potential primary school teachers. Its structure is considered, including such components as self-knowledge, self-determination, self-government, self-improvement, creative self-realization, and the cyclical nature of the process of professional self-development of a primary education teacher is presented.
Discussion and conclusion. In this study, the concept of "meta-competence of self" was introduced into scientific circulation, which includes meta-knowledge, meta-skills, meta-methods, meta-experience, etc., which is all aspects of professional education of the teacher's personality, as well as the need to constantly improve and improve the level of their professionalism, structural components, such as: self-knowledge, self-determination, self-government, self-improvement, creative self-realization. Based on the analysis of theoretical sources, practical actions of future teachers of primary education, the authors present the following conclusion that the personal and professional development of the future teacher of primary education is transformed into self-development as a result of a change in his "self
Сергеева Бэлла Владимировнакандидат педагогических наук, доцент
Кубанский государственный университет
г. Краснодар, Российская Федерация
5906372@mail.ru
Микерова Галина Жоршовнадоктор педагогических наук, профессор
Кубанский государственный университет
г. Краснодар, Российская Федерация
mykerova8@mail.ru
1. Абульханова К. А. Социально-философская и психологическая проблема субъекта // Мир психологии. – 2013. – № 2 (74). – С. 262–275. EDN: QANUXH
2. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философскометодологического анализа // Педагогика. – 2005. – № 4. – С. 19–26. С. 20. EDN: NCLCQF
3. БлиноваВ. Л. Теоретическая модель формирования личности к саморазвитию // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». – 2013. – Т. 2. – Вып. 1 (5). – С. 16–20. EDN: RODCJT
4. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. – 2010. – № 5. – С. 32–37. EDN: MNHTRV
5. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Адаптивное тестирование: вчера, сегодня, завтра // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 8. – С. 14–17. EDN: MUYTXL
6. Леонтьев Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии. – 2011. – № 1. – С. 3–27. EDN: PVDSFR
7. Литвинов А. В, Иволина Т. В. Метакогниция: Понятие, структура, связь с интеллектуальными и когнитивными способностями (по материалам зарубежных исследований) // Современная зарубежная психология. – 2013. – № 3. – С. 59–70. EDN: RJDZFZ
8. Маралов В. Г. Проблема барьеров саморазвития личности в отечественной психологии // Альманах современной науки и образования. – 2015. – № 1 (91). – С. 72–76. EDN: TBYHHL
9. Михайличенко С. А., Буряк Ю. Ю., Афанаскова Ю. А. Метакомпетенции как основа успешной самореализации выпускников на рынке труда // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: сб. материалов VIII междунар. науч.-практ. конференции: в 2 ч. Часть 2. – Белгород: Белгородский гос. технол. ун-т им. В. Г.Шухова, 2016. – С. 94–101. EDN: ZAWHNH
10. Некрасов В. П. О формировании и диагностике когнитивных компетенций студентов высшей школы // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 1. – С. 27–32. EDN: VUSTEH
11. Ордобоева Л. М. Метакомпетенция каккомпонент содержания профессиональной иноязычной подготовки студентов в языковом вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2014. – № 14 (700). – С. 144–153. EDN: TEBRQR
12. Панченко С. В. Работа с профориентированными текстами для развития лингвориторических и общепрофессиональных компетенций студентов-юристов // Лингвистика, перевод и межкультурная коммуникация: сборник статей XXV научно-практической конференции, Екатеринбург, 24–25 ноября 2023 года. – Екатеринбург: Альфа Принт, 2024. – С. 167–176. EDN: ITWLXW
13. РубцовВ.В., ЗабродинЮ. М.Компетентностный подход как концептуальная основа связи профессионального образования и профессионального труда // Вестник практической психологии образования. – 2012. – № 3 (32). – С. 3–13. EDN: VLVRHA
14. СергееваБ.В., Микерова Г.Ж. Функционально-деятельностный подход к профессиональному саморазвитию будущего педагога начального образования // Современные наукоемкие технологии. – 2023. –№ 5. – С. 55–61. DOI: 10.17513/snt.39617. EDN: QBRDQQ.
15. Сластенин В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образование и наука. – 2004. – № 5. – С. 4–15. EDN: SAKTWZ
16. СмирновС. А. Наше бесчеловечное будущее, или Уловка трансгуманизма // Человек. – 2022. – Т. 33. – № 1. – С. 61–79. DОI: 10.31857/S023620070019075–9
17. Сухомлинский В. А. Воспитание гражданина // Воспитание школьников. – 2011. – № 7. – С. 3–8. EDN: NXRDBH
18. Хуторская Л. Н., Хуторской А. В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Вестник Института образования человека. – 2015. – № 2. – С. 16. EDN: VORHDR
19. Юнг К. Проблема души современного человека // Проблемы души нашего времени. – М.: Прогресс, 1994. – С. 293–317.
20. Аllроrt, G. Bесоming. Bаsiс Соnsidеrаtiоn fоr а Рsyсhоlоgy оf Реrsоnаlity. – Nеw Hаvеn, 1957.
21. Bеrgеr, J. L., Kаrаbеniсk S. А.Соnstruсt vаlidity оf sеlf-rероrtеd mеtасоgnitivе lеаrning strаtеgiеs // Еduсаtiоnаl Аssеssmеnt. – 2016. – Vоl. 21. – № 1. – Р. 19–33.
22. Wеinеrt, F. Е., Соrtе, Е. Dе. Intеrnаtiоnаl Еnсyсlореdiаоf Dеvеlорmеntаl & Instruсtiоnаl Рsyсhоlоgy (Rеsоurсеs in Еduсаtiоn Sеriеs) Hаrdсоvеr – Imроrt, 24 Осtоbеr 1996.
23. Dimitrоvа, D. Dаs kоnzерtdеr Mеtаkоmреtеnz: Thеоrеtisсhе und еmрirisсhе Untеrsuсhungаm Bеisрiеldеr Аutоmоbil industriе. Wiеsbаdеn: Gаblеr, – 2008. – Р. 260. DОI: 10.1007/978–3–8349–9977–1
24. Еrреnbесk, J. Mеtаkоmреtеnzеn und Sеlbstоrgаnisаtiоn // Mеtаkоmреtеnzеn und kоmреtеnzеntwiсklung. – Bеrlin, 2006. – S. 5–14.
1. Abulkhanova, K. A. (2013) Social'no-filosofskaya i psihologicheskaya problema sub"ekta [Socio-philosophical and psychological problem of the subject]. Mir psihologii – The world of psychology. No. 2 (74). Pp. 262–275. (In Russian). EDN: QANUXH
2. Andreev, A. L. (2005) Kompetentnostnaya paradigma v obrazovanii: opyt filosofskometodologicheskogo analiza [Competence paradigm in education: the experience of philosophical and methodological analysis]. Pedagogika –Pedagogy. No. 4. Pp. 19–26. (In Russian). EDN: NCLCQF
3. Blinova, V. L. (2013) Teoreticheskaya model' formirovaniya lichnosti k samorazvitiyu[Theoretical model of personality formation for self-development]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya «Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya» – Proceedings of the Saratov University. A new series. The series "Acmeology of education. Developmental Psychology". Vol. 2. Issue 1 (5). Pp. 16–20. (In Russian). EDN: RODCJT
4. Verbitsky, A. A. (2010) Kontekstno-kompetentnostnyj podhod k modernizacii obrazovaniya [Contextual competence approach to the modernization of education]. Vysshee obrazovanie v Rossii – Higher education in Russia. No. 5. Pp. 32–37. (In Russian). EDN: MNHTRV
5. Zvonnikov, V. I. (2010) Adaptivnoe testirovanie: vchera, segodnya, zavtra [Adaptive testing: yesterday, today, tomorrow]. Vysshee obrazovanie segodnya – Higher education today. No. 8. Pp. 14–17. (In Russian). EDN: MUYTXL
6. Leontiev, D. A. (2011) Novye orientiry ponimaniya lichnosti v psihologii: ot neobhodimogo k vozmozhnomu [New guidelines for understanding personality in psychology: from the necessary to the possible]. Voprosy psihologii – Questions of psychology. No. 1. Pp. 3–27. (In Russian). EDN: PVDSFR
7. Litvinov, A. V., Ivolina, T. V. (2013) Metakogniciya: Ponyatie, struktura, svyaz' s intellektual'nymi i kognitivnymi sposobnostyami (po materialam zarubezhnyh issledovanij) [Metacognition:
Concept, structure, connection with intellectual and cognitive abilities (based on materials
of foreign studies)]. Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya – Modern foreign psychology.
No. 3. Pp. 59–70. (In Russian). EDN: RJDZFZ
8. Maralov, V. G. (2015) Problema bar'erov samorazvitiya lichnosti v otechestvennoj psihologii [The problem of barriers to personal self-development in Russian psychology]. Al'manah
sovremennoj nauki i obrazovaniya – Almanac of modern science and education. No. 1 (91). Pp. 72–76. (In Russian). EDN: TBYHHL
9. Mikhaylichenko, S. A. (2016) Metakompetencii kak osnova uspeshnoj samorealizacii vypusknikov na rynke truda [Meta-competencies as the basis for successful self-realization of graduates in the labor market]. Sodeystvie professional'nomu stanovleniyu lichnosti i trudoustroystvu molodykh spetsialistov v sovremennykh usloviyakh [Assistance to professional development of personality and employment of young specialists in modern conditions]. Collection of materials of the VIII international scientific and practical conference: in 2 hours Part 2. Belgorod: Belgorod State Technical University. V. G. Shukhov University. Pp. 94–101. (In Russian). EDN: ZAWHNH
10. Nekrasov, V. P. (2016) O formirovanii i diagnostike kognitivnyh kompetencij studentov vysshej shkoly [On the formation and diagnosis of cognitive competencies of higher school students]. YAroslavskij pedagogicheskij vestnik – Yaroslavl Pedagogical Bulletin. No. 1. Pp. 27–32. EDN: VUSTEH
11. Ordoboeva, L. M. (2014) Metakompetenciya kak komponent soderzhaniya professional'noj inoyazychnoj podgotovki studentov v yazykovom vuze [Meta-competence as a component of the content of professional foreign language training of students in a language university]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta –Bulletin of the Moscow State Linguistic University. No. 14 (700). Pp. 144–153. (In Russian). EDN: TEBRQR
12. Panchenko, S. V. (2024) Rabota s proforientirovannymi tekstami dlya razvitiya lingvoritoricheskih i obshcheprofessional'nyh kompetencij studentov-yuristov [Work with career-oriented texts for the development of linguistic and general professional competencies of law students]. Lingvistika, perevod i mezhkul'turnaya kommunikatsiya [Linguistics, translation and intercultural communication]. Collection of articles of the XXV scientific and practical conference, Yekaterinburg, November 24–25, 2023. Yekaterinburg: Alfa Print Universal Printing House, LLC. Pp. 167–176. (In Russian). EDN: ITWLXW
13. Rubtsov, V.V., Zabrodin, Yu. M. (2012) Kompetentnostnyj podhod kak konceptual'naya osnova svyazi professional'nogo obrazovaniya i professional'nogo truda [Competence-based approach as a conceptual basis for the relationship between vocational education and professional work]. Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya – Bulletin of practical psychology of education. No. 3 (32). Pp. 3–13. (In Russian). EDN: VLVRHA
14. Sergeeva, B. V. (2023) Funkcional'no-deyatel'nostnyj podhod k professional'nomu samorazvitiyu budushchego pedagoga nachal'nogo obrazovaniya [functional-activity approach to professional self-development of a future primary education teacher]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii – Modern high-tech technologies. No. 5. Pp. 55–61. (In Russian). DOI: 10.17513/snt.39617. EDN: QBRDQQ
15. Slastenin, V. A. (2004) Professionalizm uchitelya kak yavlenie pedagogicheskoj kul'tury [Teacher professionalism as a phenomenon of pedagogical culture]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka – Pedagogical education and science. No. 5. Pp. 4–15. (In Russian). EDN: SAKTWZ
16. Smirnov, S. A. (2022) Nashe beschelovechnoe budushchee, ili Ulovka transgumanizma. CHelovek [Our inhuman future, or the Trick of transhumanism. Human]. Vol. 33. No. 1. Pp. 61–79. (In Russian). DOI: 10.31857/S023620070019075-9
17. Sukhomlinsky, V. A. (2011) Vospitanie grazhdanina [Education of a citizen]. Vospitanie shkol'nikov – Education of schoolchildren. No. 7. Pp. 3–8. (In Russian). EDN: NXRDBH
18. Khutorskaya, L. N., Khutorskoy, A. V. (2015) Kompetentnost' kak didakticheskoe ponyatie: soderzhanie, struktura i modeli konstruirovaniya [Competence as a didactic concept: content, structure and design models]. Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka – Bulletin of the Institute of Human Education. No. 2. P. 16. (In Russian). EDN: VORHDR
19. Jung, K. (1994) Problema dushi sovremennogo cheloveka [The problem of the soul of modern man]. Problemy dushi nashego vremeni [Problems of the soul of our time]. Moscow: Progress. Pp. 293–317. (In Russian).
20. Allrort, G. (1957) Vesomin. You are a citizen of the Russian Federation. New Haven.
21. Berger, J. L., Karabenisk, S. A. (2016) Sonstruction of solidarity of the self-directed method of cognitive training strategies. Educational assessment. Vol. 21. No. 1. Pp. 19–33.
22. Weinert, A. E., Socete, E. (1996) Veyu International Environment of the Department of Education & Instruments of the Russian Academy of Sciences (Courses in Education Sessions) Hardsover – Imrt.
23. Vyshekoma, V. (2008) You are a cat of the century Metakompetenz: Theoretische und empirische Untersuchung am Veshyred century Automobilindustrit. Wiesbaden: Gabler. P. 260. DOI: 10.1007/978-3-8349-9977-1
24. Ernbesk, J. (2006) Metakomretenzen und Selbstorganisationon. Metakomretenzen und komretenzentwisklung. Berlin. Pp. 5–14. (In German).