Профессиональная адаптация обучающихся СПО по ИТ-специальностям в условиях требований работодателей

Professional Adaptation of Students of Secondary Vocational Education in IT-specialties in the Context of the Requirements of Employers in the Digital Economy

Авторы:
Нуретдинов Роман Игоревич,Бороненко Татьяна Алексеевна,

DOI:
10.35231/18186653_2024_4_234

Полный текст414,44 КБ

Введение. Цифровая трансформация мировой экономики, включая экономику Российской Федерации, стремительно развивается. Запущен национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства», целью которого является создание цифровых платформ в ключевых отраслях к 2030 г. С ростом цифровизации экономики возникают проблемы нехватки специалистов с ИТ-компетенциями. Кадровый голод в ИТ-специалистах оценивается примерно в 500–700 тыс. человек. Молодые ИТ-специалисты зачастую обладают только общими профессиональными компетенциями и не имеют достаточного опыта в использовании узкоспециализированных профессиональных инструментов. Такая ситуация удлиняет и усложняет процесс профессиональной адаптации молодых специалистов, что и влечет за собой желание работодателей нанимать опытных сотрудников. Указанные противоречия определяют необходимость модернизации системы среднего профессионального образования в области информационных технологий с целью повышения востребованности выпускников рынком труда и сокращения сроков профессиональной адаптации молодых ИТ-специалистов на рабочем месте.

Материалы и методы. В качестве метода определения проблем профессиональной подготовки обучающихся, степени профессиональной ориентации и уровня знаний требований будущих работодателей в области информационных технологий был выбран опрос обучающихся по ИТ-специальностям информационно-технологического профиля. В 2024 г. были произведены опросы обучающихся среднего профессионального образования укрупненной группы специальностей «Информатика и вычислительная техника» на предмет понимания востребованности различных средств разработки в области информационных технологий, в которых приняли участие 93 из вузов Санкт-Петербурга.

Результаты. В рамках опросов обучающихся среднего профессионального образования информационно-технологического профиля были заданы вопросы на тему знаний обучающимися различных языков программирования и систем управления базами данных, необходимости и желания их изучения, их востребованности будущими работодателями. Было выявлено, что обучающиеся знакомы только с самыми популярными средствами разработки ИТ-решений, а реальный опыт их использования имеет только каждый пятый респондент. При этом более 90 % опрошенных уверены, что изучение различных программных средств работы будущего ИТ-специалиста необходимо для успешной профессиональной деятельности. Сделать вывод, что обучающиеся не в полной мере представляют себе реальные требования будущего рынка труда и обладают недостаточным уровнем начальной профессиональной адаптации к условиям будущей профессии ИТ-специалиста. Решением проблемы профессиональной адаптации обучающихся СПО по ИТ-специальностям предлагается модель процесса формирования профессиональных компетенций ИТ-специалистов.

Обсуждение и выводы. Результаты исследования позволяют утверждать о наличии кадрового голода на рынке труда в области информационных технологий и тенденции на его усиление. Для преодоления сложившихся разрывов между результатами профессиональной подготовки ИТ-специалистов и требованиями рынка труда была представлена модель процесса формирования профессиональных компетенций ИТ-специалистов среднего звена, учитывающая необходимость профессиональной адаптации студентов к условиям будущих работодателей. Ключевым звеном модели выступает практическая подготовка обучающихся, представители работодателей формируют банк проектных задач и сопровождают процесс их решения в роли наставников.

Introduction. The digital transformation of the global economy, including the economy of the Russian Federation, is developing rapidly. The launch of the national project "Data Economy and Digital Transformation of the State", the goal of which is to create digital platforms in key industries by 2030. With the growth of digitalization of the economy, problems of a shortage of specialists with IT-competencies arise; the shortage of personnel in IT specialists is estimated at approximately 500–700 thousand people. And young IT-specialists often have only general professional competencies and do not have sufficient experience in using highly specialized professional tools. This situation lengthens and complicates the process of professional adaptation of young specialists, which entails the desire of employers to hire experienced employees. These contradictions determine the need to modernize the system of secondary vocational education in the field of information technology in order to increase the demand for graduates in the labor
market and reduce the time of professional adaptation of young IT specialists in the workplace.

Materials and methods. The analysis of scientific works and statistical data of recent years on the topic under consideration confirmed the problems we have identified and substantiated the need to expand the system of professional adaptation of students in the field of information technology. A survey of students in IT-specialties of the information technology profile was chosen as a method for determining the problems of professional training of students, the degree of professional orientation and the level of knowledge of the requirements of future employers in the field of information technology. In 2024, surveys were conducted of students of secondary vocational education of the enlarged group of specialties "Informatics and computer engineering" on their understanding of the demand for various development tools in the field of information technology, in which 93 respondents in St. Petersburg took part.

Results. In surveys of students of secondary vocational education in the information technology profile, questions were asked about the students' knowledge of various programming languages and database management systems, the need and desire to study them, and their demand by future employers. It was found that students are familiar only with the most popular tools for developing IT solutions, and only every fifth respondent has real experience in using them. At the same time, more than 90 % of respondents are confident that studying various software tools for the work of a future IT specialist is necessary for successful professional activity. Conclude that students do not fully understand the real requirements of the future labor market and have an insufficient level of initial professional adaptation to the conditions of the future profession of an IT specialist. A model of the process of forming professional competencies of IT specialists is proposed as a solution to the problem of professional adaptation of students of secondary vocational education in IT specialties.

Discussion and conclusion. The results of the research revealed a personnel shortage in the labor market in the field of information technology and a tendency for it to increase. To overcome the existing gaps between the results of professional training of IT specialists and the requirements of the labor market, a model of the process of formation of professional competencies of middle-level IT specialists was presented, taking into account the need for professional adaptation of students to the conditions of future employers. The key element of the model is the practical training of students, representatives of employers form a bank of project tasks and accompany the process of solving them in the role of mentors.

Нуретдинов Роман Игоревич
-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
nured@yandex.ru

Бороненко Татьяна Алексеевна
доктор педагогических наук, профессор
Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии
Санкт-Петербург, Российская Федерация
tataleks@mail.ru

1. Авакова Э. Б., Кузнецов А. А. Взаимодействие образовательных учреждений и организаций-работодателей в условиях цифровизации // Телескоп. – 2021. – № 1. – С. 81–87.
2. Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. Профессиональная адаптация вузовских студентов в меняющемся мире профессий // Образование и наука. – 2023. – Т. 25. – № 2. – С. 191–223. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-2-191-223
3. Васильева Е. В., Каманина А. Н. Дефицит ИТ-кадров в России на современном этапе: причины и пути преодоления // Дискуссия. – 2023. – № 2 (117). – С. 108–118. DOI: 10.46320/2077–7639–2023–2–117–108–118
4. Гиндес Е. Г., Троян И. А., Кравченко Л. А. Наставничество в высшем образовании: концепция, модель и перспективы развития // Высшее образование в России. – 2023. – № 8–9. – С. 110–129. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-8-9-110-129
5. Данейкин Ю. В., Калпинская О. Е., Федотова Н. Г. Проектный подход к внедрению индивидуальной образовательной траектории в современном вузе // Высшее образование в России. – 2020. – № 8–9. – С. 104–116. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-104-116
6. Макеева Е. А., Макеева И. А., Логинова Е. В. Проектная деятельность как способ социализации и адаптации молодежи к социально-экономическим условиям развития общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2021. – № 5. – С. 41–44.
7. Матыцина Н. П., Юдин Е. И. Основные предложения по решению проблемы дефицита и воспроизводства высококвалифицированных цифровых кадров для Российской экономики // Символ науки. – 2023. – № 11–2–1. – С. 80–82.
8. Мамуркова Е. Р., Кейлиц П. М., Литвинова Н. А., Гаврилюк Е.С. Анализ трендов и потребностей современного рынка труда для на примере ИТ-отрасли: пути преодоления карьерного разрыва // Beneficium. – 2024. – № 2. – С. 111–120.
9. Нуретдинов Р. И. Совершенствование трудоустройства студентов и выпускников СПО специальности Информационные системы и программирование на современном этапе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2021. – № 4. – С. 354–367. DOI: 10.35231/18186653_2021_4_354. EDN: DNJAFF
10. Нурилова А.З.Трудоустройство молодого выпускника: проблема и тенденции // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2024. – № 1. – С. 41–44.
11. Стельмашенко О. В., Елина Ю. А. Проблема дефицита молодых специалистов на рынке труда Российской Федерации // Экономика и социум. – 2023. – № 10 (113)-1. – С. 650–656.
12. Субботина Т. Н., Пузанова А. Н. Дефицит кадров в российской экономике: состояние, проблемы, пути решения // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2024. – № 6–2 (112). – С. 115–119.
13. Терникова А. А., Бляхер М. Л. Спрос на знания, умения и навыки в вакансиях: кого готовит университет? // Мир России. Социология. Этнология. – 2023. – Т. 32. – № 2. – С. 74–96. DOI: 10.17323/1811-038X-2023-32-2-74-96
14. Цомартова М.Э., Волик М.В. Последствия дефицита специалистов на рынке труда и вызовы 2024 года // Дискуссия. – 2024. – № 4 (125). – С. 128–138.
15. Чупина И. П., Демина Ю. В. Сокращение дефицита рабочих квалифицированных кадров на рынке труда как одна из приоритетных задач российской экономики // Образование и право. – 2023. – № 12. – С. 485–490.
16. Шкунова А. А., Плешанов К. А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития //Вестник Мининского университета. – 2017. – № 4 (21). – С. 4. DOI: 10.26795/2307-1281-2017-4-4
17. Яковлева Е. В. Педагогические основы формирования регуляторного механизма адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2021. – № 2 (91). – C. 312–317.

1. Avakova, E. B., Kuznecov, A. A. (2021) Vzaimodejstvie obrazovatel'nyh uchrezhdenij i organizacij-rabotodatelej v usloviyah cifrovizacii [Interaction of educational institutions and employer organizations in the context of digitalization]. Teleskop – Telescope. No. 1. Pp. 81–87. (In Russian).
2. Ambarova, P. A., Zborovskij, G. E. (2023) Professional'naya adaptaciya vuzovskih studentov v menyayushchemsya mire professij [Professional adaptation of university students in the changing world of professions]. Obrazovanie i nauka – Education and Science. Vol. 25. No. 2. Pp. 191–223. (In Russian). DOI: 10.17853/1994-5639-2023-2-191-223
3. Vasil'eva, E. V., Kamanina, A. N. (2023) Deficit IT-kadrov v Rossii na sovremennom etape: prichiny i puti preodoleniya [Shortage of IT personnel in Russia at the present stage: causes and ways to overcome it]. Diskussiya – Discussion. No. 2 (117). Pp. 108–118. (In Russian). DOI: 10.46320/2077–7639–2023–2–117–108–118
4. Gindes, E. G., Troyan, I. A., Kravchenko, L. A. (2020) Nastavnichestvo v vysshem obrazovanii: koncepciya, model' i perspektivy razvitiya [Mentoring in Higher Education: Concept, Model and Development Prospects]. Vysshee obrazovanie v Rossii – Higher Education in Russia. No. 8–9. Pp. 110–129. (In Russian). DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-8-9-110-129
5. Danejkin, YU. V., Kalpinskaya, O. E., Fedotova, N. G. (2020) Proektnyj podhod k vnedreniyu individual'noj obrazovatel'noj traektorii v sovremennom vuze [Project-based approach to implementing an individual educational trajectory in a modern university]. Vysshee obrazovanie v Rossii – Higher education in Russia. No. 8–9. Pp. 104–116. (In Russian). DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-104-116
6. Makeeva, E. A., Makeeva, I. A., Loginova, E. V. (2021) Proektnaya deyatel'nost' kak sposob socializacii i adaptacii molodezhi k social'no-ekonomicheskim usloviyam razvitiya obshchestva [Project activities as a way of socialization and adaptation of young people to the socio-economic conditions of society development]. Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki – Humanitarian, socio-economic and social sciences. No. 5. Pp. 41–44. (In Russian).
7. Matycina, N. P., YUdin, E. I. (2023) Osnovnye predlozheniya po resheniyu problemy deficita i vosproizvodstva vysokokvalificirovannyh cifrovyh kadrov dlya Rossijskoj ekonomiki [Key proposals for solving the problem of shortage and reproduction of highly qualified digital personnel for the Russian economy]. Simvol nauki – Symbol of Science. No. 11–2–1. Pp. 80–82. (In Russian).
8. Mamurkova, E. R., Kejlic, P. M., Litvinova, N. A., Gavrilyuk, E. S. (2024) Analiz trendov i potrebnostej sovremennogo rynka truda dlya na primere IT-otrasli: puti preodoleniya kar'ernogo razryva [Analysis of trends and needs of the modern labor market for the example of the IT industry: ways to overcome the career gap]. Beneficium –Beneficium. No. 2. Pp. 111–120. (In Russian).
9. Nuretdinov, R. I. Sovershenstvovanie trudoustrojstva studentov i vypusknikov SPO special'nosti Informacionnye sistemy i programmirovanie na sovremennom etape [Improving the employment of students and graduates of secondary vocational education in the specialty Information Systems and Programming at the present stage]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina – Рushkin Leningrad state university journal. No. 4. Pp. 354–367. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2021_4_354. EDN: DNJAFF
10. Nurilova, A. Z. (2024) Trudoustrojstvo molodogo vypusknika: problema i tendencii [Employment of a young graduate: problem and trends]. Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki – Humanities, socio-economic and social sciences. No. 1. Pp. 41–44. (In Russian).
11. Stel'mashenko, O. V., Elina, YU. A. (2023) Problema deficita molodyh specialistov na rynke truda Rossijskoj Federacii [The problem of shortage of young specialists in the labor market of the Russian Federation]. Ekonomika i socium – Economy and Society. No. 10 (113). Pp. 650–656. (In Russian).
12. Subbotina, T. N., Puzanova, A. N. (2024) Deficit kadrov v rossijskoj ekonomike: sostoyanie, problemy, puti resheniya [Shortage of personnel in the Russian economy: state, problems, solutions]. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika – Economy and business: theory and practice. No. 6–2 (112). Pp. 115–119. (In Russian).
13. Ternikova, A. A., Blyaher, M. L. (2023) Spros na znaniya, umeniya i navyki v vakansiyah: kogo gotovit universitet? [Demand for knowledge, skills and abilities in vacancies: who does the university prepare?]. Mir Rossii. Sociologiya – The World of Russia. Sociology. Ethnology. Etnologiya. Vol. 32. No. 2. Pp. 74–96. (In Russian). DOI: 10.17323/1811-038X-2023-32-2-74-96
14. Comartova, M. E., Volik, M. V. (2024) Posledstviya deficita specialistov na rynke truda i vyzovy 2024 goda [Consequences of the shortage of specialists in the labor market and the challenges of 2024]. Diskussiya – Discussion. No. 4 (125). Pp. 128–138. (In Russian).
15. CHupina, I. P., Demina, YU. V. (2023) Sokrashchenie deficita rabochih kvalificirovannyh kadrov na rynke truda kak odna iz prioritetnyh zadach rossijskoj ekonomiki [Reducing the shortage of skilled workers in the labor market as one of the priority tasks of the Russian economy]. Obrazovanie i parvo – Education and Law. No. 12. Pp. 485–490. (In Russian).
16. SHkunova, A. A., Pleshanov, K. A. (2017) Organizaciya proektnoj deyatel'nosti studentov v vuze: rezul'taty nauchnogo issledovaniya i perspektivy razvitiya [Organization of students' project activities at the university: results of scientific research and development prospects]. Vestnik Mininskogo universiteta – Bulletin of Minin University. No. 4 (21). P. 4. (In Russian).
DOI: 10.26795/2307-1281-2017-4-4
17. YAkovleva, E. V. (2021) Pedagogicheskie osnovy formirovaniya regulyatornogo mekhanizma adaptacii studentov k budushchej professional'noj deyatel'nosti [Pedagogical foundations for the formation of a regulatory mechanism for students' adaptation to future professional activities]. Uchenye zapiski OGU. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki – Scientific Notes of OSU. Series: Humanities and Social Sciences. No. 91. Pp. 312–317. (In Russian).

Ключевые слова:
среднее профессиональное образование, профессиональная адаптация, практическая подготовка, наставничество, требования работодателей, secondary vocational education, professional adaptation, practical training, mentoring, employer requirements.

Для цитирования:
Бороненко Т. А., Нуретдинов Р. И. Профессиональная адаптация обучающихся СПО по ИТ-специальностям в условиях требований работодателей цифровой экономики // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2024. – № 4. – С. 234–246. DOI: 10.35231/18186653_2024_4_234. EDN: JKPQYS Boronenko, T. A., Nuretdinov, R. I. (2024) Professional'naya adaptaciya obuchayushchihsya SPO po IT-special'nostyam v usloviyah trebovanij rabotodatelej cifrovoj ekonomiki [Professional Adaptation of Students of Secondary Vocational Education in IT-specialties in the Context of the Requirements of Employers in the Digital Economy]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 234–246. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2024_4_234. EDN: JKPQYS

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина