Введение. Формирование таких значимых в условиях неопределенности (особенности VUCA-мира) качеств, как активность, самостоятельность, ответственность и готовность к выбору в целом и образовательному выбору в частности, рассматривается в контексте построения образовательных отношений между педагогом и обучающимися. Исследование проводилось с целью выявить и обосновать организационно-педагогические условия взаимодействия научного руководителя и обучающихся, способствующие целеполаганию и активному, самостоятельному, сознательному и ответственному выбору студентами темы научного исследования. На примере взаимодействия научного руководителя и обучающихся в выборе темы научного исследования моделируется пространство образовательных отношений и рассматриваются организационно-педагогические условия, способствующие проявлению «самоуправляющей» позиции обучающихся в выборе, что составило новизну проведенного исследования.
Материалы и методы. В исследовании применяются теоретические методы – анализ и синтез, сравнение, конкретизация и обобщение, педагогическое моделирование, эмпирический метод анализа аргументации выбора, а также методика Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Мандриковой «Субъективное качество выбора», основанная на анализе ретроспективной рефлексии обучающихся.
Результаты. На основе применения метода моделирования заданы координаты пространства образовательных отношений в системе «научный руководитель-студент» в выборе темы научного исследования: нормативно-регламентирующая, перспективно-ориентирующая, деятельностно-стимулирующая и коммуникативно-информационная. Подробно рассматриваются организационно-педагогические условия каждой координаты пространства образовательных отношений научного руководителя и студентов на примере практического опыта Челябинского государственного университета.
Обсуждения и выводы. Реализация организационно-педагогических условий в соответствии с выбранной моделью пространства образовательных отношений научного руководителя и обучающихся позволяет последним занять и развивать «самоуправляющую» позицию не только в процессе выбора темы научного исследования, но и в целом в осуществлении образовательного выбора. Регулярное целенаправленное взаимодействие «на равных» научного руководителя и обучающихся на основе совместно определенных правил позволяет также снизить эмоциональное напряжение студентов в процессе подготовки курсовой работы, стимулировать их к дальнейшему поиску и развитию в научно-исследовательской деятельности.
Introduction. Formation of qualities such as activity, independence, responsibility and readiness for choice in general and educational choice in particular in conditions of uncertainty (features of VUCA-world) is considered by the authors in the context of building educational relations between teacher and students. The study was conducted to identify and substantiate the organizational and pedagogical conditions of interaction between a supervisor and students that promote goal-setting and active, independent, conscious and responsible choice of the topic of scientific research by students. The authors model the space of educational relations and consider the organizational and pedagogical conditions that promote the manifestation of “self-governing” position of students in the choice of the topic of scientific research on the example of interaction between supervisor and students in the choice of research topic, which constituted the novelty of the study.
Materials and methods. The study uses theoretical methods – analysis and synthesis, comparison, concretization and generalization, pedagogical modeling, as well as empirical method of analysis of choice argumentation, the method of D. A. Leontiev, E. Y. Mandrikova “Subjective quality of choice”, based on the analysis of retrospective reflection of students.
Results. Based on the application of the modeling method, the coordinates of the space of educational relations in the system of supervisor-student in the choice of the topic of scientific research are set: normative-regulatory, perspective-orienting, activity-stimulating and communicative-informational. The authors consider in detail the organizational and pedagogical conditions of each coordinate of the space of educational relations between supervisor and students on the example of practical experience of Chelyabinsk State University.
Discussion and conclusion. The implementation of organizational and pedagogical conditions in accordance with the chosen model of the space of educational relations of the supervisor and students will allow the latter to take and develop a “self-governing” position not only in the process of choosing a topic of scientific research, but also in general in the implementation of educational choice. Regular purposeful interaction on equal scientific supervisor and students on the basis of jointly defined rules also allows to reduce
the emotional stress of students in the process of preparation of coursework, to stimulate them to further search and development in research activities.
Батина Елена Владимировнакандидат педагогических наук, доцент
Челябинский государственный университет
г. Челябинск, Российская Федерация
batina.ev@mail.ru
Кожухова Ирина Владимировнакандидат филологических наук, доцент
Челябинский государственный университет
г. Челябинск, Российская Федерация
vinantov@mail.ru
1. Батина Е. В. Выбор темы выпускной квалификационной работы студентамибакалаврами психолого-педагогического направления подготовки // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. –
2024. – Т. 16. – № 1. – С. 16–25. DOI: 10.14529/ped240102. EDN: PWZBAF
2. Батина Е. В. Приемы индивидуализации образовательной деятельности обучающихся языковых специальностей // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2020. – Т. 12. – № 2. – С. 82–91.
DOI: 10.14529/ped200208. EDN: ETHXHS
3. Батина Е. В. Образовательные отношения родителей, педагогов и обучающихся как фактор развития готовности подростков к выбору индивидуальной образовательной траектории // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2021. – Т. 13. – № 2. – С. 6–23. DOI: 10.14529/ped210201. – EDN ZTYUHI
4. Громыко Ю. В., Рубцов В. В., Марголис А. А.Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурно-историческая психология. – 2020. – Т. 16. – № 1. – С. 57–67. DOI: 10.17759/ chp.2020160106
5. Долецкая С. В. Проблема выбора темы научного исследования обучающихся направления подготовки "История" // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога: материалы V Всероссийской научно-практической конференции, Евпатория, 12–13 апреля 2018 года. – Евпатория: Ариал, 2018. –С. 295–297. EDN: OTCJXH
6. Как учить учиться по-новому / под общ. ред. А. П. Панфиловой и М. С. Пашоликова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. – 2023. – 240 с.
7. Кожухова И.В., Батина Е.В. Анализ субъективного качества выбора темы курсовой работы обучающихся гуманитарных специальностей // Перспективы науки и образования. – 2024. – № 3 (69). – С. 146–163. DOI: 10.32744/pse.2024.3.9
8. Котлярова И. О. Сериков Г. Н. Системное представление об исследовании. – Челябинск: Челябинский государственный технический университет. – 1996. – 81 с. EDN: ZSKKER
9. Лукина М. М. Постановка проблемы и выбор темы как начало исследования // Проблемы педагогики. – 2019. – № 3 (42). – С. 23–26. EDN: XETMDP
10. Макарова Н. С. Трансформация дидактики высшей школы. – М.: Флинта, 2017. – 180 с.
11. Мироненко А. А. Проблема и обоснование выбора темы индивидуального проекта // Вопросы педагогики. – 2020. – № 7–2. – С. 98–100. EDN: JBCIDK
12. Назаренко С. Д. Социально-коммуникативные практики университета: практика научного руководства // Научные труды Республиканского института высшей школы. Философско-гуманитарные науки. – 2021. – № 20–2. – С. 45–52. EDN: OZKXMA
13. Образование для сложного общества: «Образовательные экосистемы для общественной трансформации» // П. Лукша, Д. Кубиста, А. Ласло [и др.]. – М.: Global Education Futures, 2018. – 211 с. EDN: LWARBI
14. Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. – Курган: Зауралье, 1997. – 464 с.
15. Серова О. А.Выбор темы диссертационного исследования: определение приоритетов // Юридическое образование и наука. – 2023. –№ 8. – С. 54–57. DOI: 10.18572/1813–1190–2023–8–54–57. EDN: SIRTVO
16. РубцовВ.В., Улановская И. М.Совместная учебная деятельность и развитие детей: моногр. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. – 352 с.
17. Удальцова Е. В. Роль научного руководителя в исследовательской деятельности студента (слушателя) образовательной организации // Актуальные проблемы современного российского государства и права: материалы ежегодной всероссийской
научно-практической конференции, Калининград, 19 мая 2017 года. – Калининград: Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России, 2017. – С. 186–188. EDN: ZAEUYP
18. Цукерман Г. А.Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно-историческая психология. – 2006. – Т. 2. – № 4. – С. 61–73.
19. Щадилова И. С. Выбор тем дипломных работ как результат реализации творческого компонента в обучении бакалавров // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2015. – № 4 (7). – С. 136–137. EDN: VDXDTZ
20. Lee A. How are doctoral students supervised? Concepts of doctoral research supervision // Studies in Higher Education. – 2008. – Vol. 33 (3). – P. 267–281.
1. Batina, E. V. (2024) Vybor temy vypusknoj kvalifikacionnoj raboty studentami-bakalavrami psihologo-pedagogicheskogo napravleniya podgotovki [Choice of Graduate Work Topics Made by Bachelor Degree Students of Psychological and Pedagogical Education Programme]. Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta – Bulletin of the South Ural State University. Vol. 16. No. 1. Pp. 16–25. (In Russian). DOI: 10.14529/ped240102. EDN: PWZBAF
2. Batina, E. V. (2020) Priemy individualizacii obrazovatel'noj deyatel'nosti obuchayushchihsya yazykovyh special'nostej [Individualized Learning on a Linguistic Faculty]. Vestnik YUzhnoUral'skogo gosudarstvennogo universiteta –Bulletin of the South Ural State University. Vol. 12. No. 2. Pp. 82–91. DOI 10.14529/ped200208. (In Russian). EDN: ETHXHS
3. Batina, E. V. (2021) Obrazovatel'nye otnosheniya roditelej, pedagogov i obuchayushchihsya kak faktor razvitiya gotovnosti podrostkov k vyboru individual'noj obrazovatel'noj traektorii [Educational Relationshaips of Parents, Teachers and Students as a Development Factorreadiness of Teenagers to Choose]. Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta –Bulletin of the South Ural State University. Vol. 13. No. 2. Pp. 6–23. (In Russian)
4. Gromyko, YU. V., Rubcov, V. V., Margolis, A. A. (2020) SHkola kak ekosistema razvivayushchihsya detsko-vzroslyh soobshchestv: deyatel'nostnyj podhod k proektirovaniyu shkoly budushchego [The school as ecosystem of developing child-adult communities: activity approach to designing the school of the future]. Kul'turno-istoricheskaya psihologiya – Cultural-Historical Psychology. Vol. 16. No. 1. Pp. 57–67. (In Russian). DOI: 10.17759/chp. 2020160106
5. Doleckaya, S. V. (2018) Problema vybora temy nauchnogo issledovaniya obuchayushchihsya napravleniya podgotovki "Istoriya" [The Problem of Choosing the Topic of Scientific Research of Students of the Direction of Training ‘History’]. Realizaciya kompetentnostnogo podhoda v sisteme professional'nogo obrazovaniya pedagoga [Realization of the competence approach in the system of professional education of a teacher]. Proceedings of the International Conference. Evpatoriya, 12–13 April. 2018. Evpatoriya: Arial. Pp. 295–297. (In Russian). EDN: OTCJXH
6. Kozhuhova, I. V., Batina, E. V. (2024) Analiz sub"ektivnogo kachestva vybora temy kursovoj raboty obuchayushchihsya gumanitarnyh special'nostej [Analysis of the Subjective Quality of Choice of Term Paper Topic Selection in Humanities]. Perspektivy nauki i obrazovaniya – Perspectives of science and education. No. 3 (69). Pp. 146–163. (In Russian). DOI: 10.32744/ pse.2024.3.9
7. Panfilova, A. P., Pasholikov, M. S. (2023) (eds.) Kak uchit' uchit'sya po-novomu [How to teach learning in a new way]. Saint-Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena (In Russian).
8. Kotlyarova, I. O., Serikov, G. N. (1996) Sistemnoe predstavlenie ob issledovanii: uchebnoe posobie [Systematic Desctiption of a Research: a Tutorial]. Chelyabisk: Chelyabisnk State Technical University. (In Russian).
9. Lukina, M. M. (2019) Postanovka problemy i vybor temy kak nachalo issledovaniya [Problem Statement and Topic Selection as the Beginning of the Research]. Problemy pedagogiki – Problems of Pedagogy. No. 3 (42). Pp. 23–26. (In Russian). EDN: XETMDP
10. Makarova, N. S. (2017) Transformaciya didaktiki vysshej shkoly [Transformation of higher school didactics]. Мoscow: Flinta. (In Russian).
11. Mironenko, A. A. (2020) Problema i obosnovanie vybora temy individual'nogo proekta [Problem and Rationale for Choosing the Topic of the Individual Project]. Voprosy pedagogiki – Issues of pedagogy. No. 7–2. Pp. 98–100. (In Russian). EDN: JBCIDK
12. Nazarenko, S. D. (2021) Social'no-kommunikativnye praktiki universiteta: praktika nauchnogo rukovodstva [Social and Communicative Practices of the University: The Practice of Academic Supervision]. Nauchnye trudy Respublikanskogo instituta vysshej shkoly – Scientific Proceedings of the Republican Institute of Higher Education. No. 20–2. Pp. 45–52. (In Russian). EDN: OZKXMA
13. Luksha, P., Kubista, D., Laslo, A. (2018) Obrazovanie dlya slozhnogo obshchestva [Education for a Complex Society]. Moscow: Global Education Futures. (In Russian). EDN: LWARBI
14. Serikov, G. N. (1997) Obrazovanie: aspekty sistemnogo otrazheniya [Education: Aspects of Systemic Reflection]. Kurgan: Zauralye. (In Russian).
15. Serova, O. A. (2023) Vybor temy dissertacionnogo issledovaniya: opredelenie prioritetov [Selection of the Topic of the Dissertation Research: Prioritisation]. YUridicheskoe obrazovanie i nauka – Legal Education and Science. No. 8. Pp. 54–57. (In Russian). DOI: 10.18572/1813–1190–2023–8–54–57. EDN: SIRTVO
16. Rubcov, V. V., Ulanovskaya, I. M. (2021) Sovmestnaya uchebnaya deyatel'nost' i razvitie detej [Co-curricular activities and children development]. Moscow: FGBOU VO MGPPU. (In Russian)
17. Udal'cova, E. V. (2017) Rol' nauchnogo rukovoditelya v issledovatel'skoj deyatel'nosti studenta (slushatelya) obrazovatel'noj organizacii [Role of the Supervisor in the Research Activity of a Student (Listener) of an Educational Organisation]. Aktual'nye problemy sovremennogo rossijskogo gosudarstva i prava [Topical problems of the modern Russian state and law] Proceedings of the International Conference: Kaliningrad, 19 May 2017. Kaliningrad: Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation in Kaliningrad. Pp. 186–188. (In Russian). EDN: ZAEUYP
18. Cukerman, G.A. (2006) Vzaimodejstvie rebenka i vzroslogo, tvoryashchee zonu blizhajshego razvitiya [Child-adult interaction creating the zone of proximal development]. Kul'turnoistoricheskaya psihologiya –Cultural-Historical Psychology. Vol. 2. No. 4. Pp. 61–73. (In Russian).
19. SHCHadilova, I. S. (2015) Vybor tem diplomnyh rabot kak rezul'tat realizacii tvorcheskogo komponenta v obuchenii bakalavrov [Choice of Thesis Topics as a Result of Realisation of Creative Component in Bachelor's Education]. Prioritetnye napravleniya razvitiya nauki i obrazovaniya – Priority directions in the development of science and education. No. 4(7). Pp. 136–137. (In Russian). EDN: VDXDTZ
20. Lee, A. (2008) How are doctoral students supervised? Concepts of doctoral research supervision. Studies in Higher Education. Vol. 33 (3). Pp. 267–281. DOI: 10.1080/03075070802049202