Формирование социально-перцептивной готовности к взаимодействию со сверстниками у дошкольников с нарушением зрения

Formation of Social-Perceptual Willingness for Peer Interaction in Preschool Children With Visual Impairment

Авторы:
Никулина Галина Владимировна,Желонкина Анастасия Геннадьевна,

DOI:
10.35231/18186653_2024_4_180

Полный текст270,74 КБ

Ведение. В статье рассматривается проблема формирования социальной перцептивной готовности старших дошкольников с нарушением зрения к взаимодействию со сверстниками на эмпирическом этапе исследования его закономерностей и особенностей. Обосновывается актуальность специальной тифлопедагогической коррекционно-развивающей методики, разработанной по результатам констатирующего эксперимента и апробированной в ходе обучающего эксперимента, формирования
у них социально-перцептивной готовности к взаимодействию со сверстниками.

Материалы и методы. Обозначена одна из задач проводимого исследования – определение места и роли тифлопедагогической работы с дошкольниками с нарушениям зрения по развитию у них умений и навыков взаимодействия со сверстниками с обоснованием эффективности вышеназванной тифлопедагогической коррекционно-развивающей методики. Перечислены основные методы выявления эффективности формирования у старших дошкольников с нарушениями зрения социально-перцептивной готовности к взаимодействию со сверстниками.

Результаты. Обоснована актуальность структуры, содержания, тифлопедагогического инструментария коррекционно-развивающей методики в формировании социально-перцептивной готовности старших дошкольников с нарушениями зрения к взаимодействию со сверстниками. Выделен основной критерий оценивания эффективности тифлопедагогической коррекционно-развивающей методики – повышение у дошкольников с нарушениями зрения уровня социально-перцептивной готовности к взаимодействию со сверстниками. Определены критерии оценивания повышения уровня социально-перцептивной готовности, с учётом компонентов её характеризующих: – повышение уровня чувственно-понятийной основы восприятия внешнего облика и поведенческих реакций объекта социальной перцепции; продуктивность развития и актуализации представлений образа лица человека, образов эмоций, поз; продуктивность развития речеповеденческого компонента социальной перцепции. По данным контрольного эксперимента её реализация оказывает статистически достоверное позитивное влияние на уровень социально-перцептивной готовности старших дошкольников с нарушением зрения к взаимодействию со сверстниками.

Обсуждение и выводы. Проведенным исследованием обоснована значимость специальной коррекционно-развивающей методики, позволяющей эффективно решать актуальные и значимые для личностного развития детей задачи, связанные с проблемой формирования у старших дошкольников с нарушением зрения социально-перцептивной готовности к взаимодействию со сверстниками

Introduction. The article addresses the issue of the formation of social-perceptual willingness for peer interaction among older preschool children with visual impairment at the empirical stage of studying its patterns and specific features. The relevance of a special typhlopedagogical correctional and developmental methodology for fostering social-perceptual willingness for peer interaction in older preschool children with visual impairment is substantiated. This methodology was developed based on the results of a diagnostic experiment and tested during an educational experiment.

Materials and methods. One of the tasks of the research is defined as determining the place and role of typhlopedagogical work with preschoolers with visual impairments in developing their skills and abilities for peer interaction. The effectiveness of the developed typhlopedagogical correctional and developmental methodology for fostering social-perceptual willingness for peer interaction in preschool children with visual impairment is justified. Key methods for assessing the effectiveness of forming social-perceptual willingness for peer interaction in older preschoolers with visual impairment are listed.

Results. The relevance of the structure, content, and typhlopedagogical toolset of the correctional and developmental methodology for fostering social-perceptual willingness for peer interaction among older preschool children with visual impairment is substantiated. The main criterion for evaluating the effectiveness of the typhlopedagogical correctional and developmental methodology is identified as the increase in the level of social-perceptual willingness for peer interaction among preschoolers with visual impairment. The criteria for assessing the improvement in the level of social-perceptual willingness are defined considering its components: enhancement of the sensory-conceptual foundation for perceiving the appearance and behavioral reactions of the social perception object; productivity in developing and actualizing representations of facial features, emotions, and postures; productivity in developing the speech-behavioral component of social perception. As per the control experiment, the implementation of this methodology has a statistically reliable positive impact on the level of social-perceptual willingness for peer interaction among older preschoolers with visual impairment.

Discussion and conclusion. The conducted research substantiates the importance of a specialized correctional and developmental methodology that effectively addresses relevant and significant personal development challenges for children, specifically those related to the issue of fostering social-perceptual willingness for peer interaction in older preschool children with visual impairment.

Никулина Галина Владимировна
доктор педагогических наук, профессор
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
gnikulina40@gmail.com

Желонкина Анастасия Геннадьевна
-
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
Санкт-Петербург, Российская Федерация
afomicheva@herzen.spb.ru

1. Андреева Г. М. Агеев В. С. Специфика подхода к исследованию перцептивных процессов в социальной психологии // Межличностное восприятие в группе / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 13–26.
2. Бабаева Т. И., Римашевская Л.С. Общение ребёнка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников // Детский сад. Теория и практика. – 2011. – № 1 – С. 74–85. EDN: NDTZJP
3. Бахтеева Э. И. Социально-коммуникативное развитие ребёнка дошкольного возраста как аспект личностного становления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11. – С. 16–20. EDN: TUFMIP
4. Бодалёв А. А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во МГУ, 1982. EDN: VWOZRA
5. Бурова Е.В. К вопросу о механизмах межличностного восприятия // Наука и современность. – 2010. – № 1. – С. 29–33. EDN: RSLJHH
6. Быкова Е. Б., Замашнюк Е. В. Развитие коммуникативной деятельности как компонента содержания образования слабовидящих школьников // Общество: социология, психология, педагогика. – 2015. – № 6. – С. 58–60. EDN: UWMKEB
7. Главерина Е. Ю., Пальтов А. Е. Особенности понимания и использование мимического образно-двигательного знака детьми с нарушением зрения // Научный форум. Сибирь. – 2016. – Т. 2. – № 3. – С. 30–31.
8. Голованова Н. Ф.Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. – СПб.: Специальная литература, 1997.
9. ГоловинаТ.П.Особенности восприятия действий и эмоций человека дошкольниками с нарушениями зрения // Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими / под ред. А. Г. Литвака. – Л., 1988. – С. 29–38.
10. Григорьева Г.В. Особенности неречевого общения дошкольников с нарушениями зрения. – М., 2000. EDN: NLTOBL
11. Залюбовский П. М. Сенсорные предпосылки общения человека в условиях слепоты // Дефектология. – 1981. – № 2. – С. 35–39.
12. Зальцман Л. М. Формирование коммуникативной компетентности незрячих детей средствами невербального общения // Дефектология. – 2002. – № 4. – С. 62–71.
13. Желонкина А. Г. Тифлопедагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения в развитии готовности к взаимодействию со сверстниками как фактор здоровьесбережения // Приложение международного научного журнала «Вестник психофизиологии». – 2024. – № 2. – С. 38–44. EDN: VFJDNH
14. Кудрина Т. П. Мать и слепой недоношенный младенец: особенности взаимодействия // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2016. – № 26 (2). – С. 1–38. EDN: XHNXZX
15. Люблинская А. А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971.
16. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1998. – 456 с.
17. Никулина Г. В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения в условиях образовательного и реабилитационного процесса: монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. – 299 с.
18. Никулина Г. В., Фомичева А. Г. Дети с нарушением зрения: своеобразие социального взаимодействия со сверстниками в образовательном процессе // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2021. – № 46 (1). – С. 35–51. EDN: RVBPVP
19. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. – М.: Город, 1998. – 118 с.
20. Соробогатова Н. В. Изучение проблемы социальной перцепции у дошкольников с нарушениями зрения // Специальное образование. –№ 1. – 2010. –С. 84–91. EDN: ZJGVRV
21. Солнцева Л. И.Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. – М.: Полиграф сервис, 1997. – 123 с.
22. Фомичева Л.В., Фомичева А. Г.Социально-средовые факторы социализации детей с нарушением зрения в раннем возрасте // Слепые и слабовидящие дети в системе непрерывного образования: комплексное сопровождение: монография для тифлопедагоговпрактиков. – СПб., 2021. – С. 8–20. EDN: HSRPBV
23. Фомичева Л. В. Направленность тифлопедагогической работы по развитию зрительного восприятия слабовидящих обучающихся в свете ФГОС для детей с ОВЗ // Теория детства ребёнка с особыми образовательными потребностями: материалы XXII Международной конференции «Ребёнок в современном мире. Теория детства», 21–23 октября 2015 г. – СПб., 2015. – С. 102–107. EDN: UVGJCV
24. Хапачева С. М., Дзеверук В. С. Социально-психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2014. – № 12. –
С. 91–95. EDN: TDPQDD

1. Andreeva, G. M. Ageev, V. S. (1981) Specifika podhoda k issledovaniyu perceptivnyh processov v social'noj psihologii [Specificity of the approach to the study of perceptual processes in social psychology]. Mezhlichnostnoe vospriyatie v gruppe – Interpersonal perception in the group. Edited by G. M. Andreeva, A. I. Dontsov. Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta. Pp. 13–26. (In Russian).
2. Babaeva, T. I., Rimashevskaya, L. S. (2011) Obshchenie rebyonka so sverstnikami kak prostranstvo social'nogo razvitiya starshih doshkol'nikov [Communication between a child and peers as a space for social development of older preschoolers]. Detskij sad. Teoriya i praktika – Kindergarten. Theory and practice. No. 1. Pp. 74–85. (In Russian). EDN: NDTZJP
3. Bahteeva, E. I. (2015) Social'no-kommunikativnoe razvitie rebyonka doshkol'nogo vozrasta kak aspekt lichnostnogo stanovleniya [Social and communicative development of a preschool child as an aspect of personal development]. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept» – Scientific and methodological electronic journal "Concept". Vol. 11. Pp. 16–20. (In Russian). EDN: TUFMIP
4. Bodalyov, A. A. (1982) Vospriyatie i ponimanie cheloveka chelovekom [Human perception and understanding]. Moscow: Izd-vo MGU. (In Russian). EDN: VWOZRA
5. Burova, E. V. (2010) K voprosu o mekhanizmah mezhlichnostnogo vospriyatiya [On the question of the mechanisms of interpersonal perception]. Nauka i sovremennost' – Science and modernity. No. 1. Pp. 29–33. (In Russian). EDN: RSLJHH
6. Bykova, E.B. Zamashnyuk, E. V. (2015) Razvitie kommunikativnoj deyatel'nosti kak komponenta soderzhaniya obrazovaniya slabovidyashchih shkol'nikov [Development of communication activities as a component of the content of education of visually impaired schoolchildren]. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika – Society: sociology, psychology, pedagogy. No. 6. Pp. 58–60. (In Russian). EDN: UWMKEB
7. Glaverina, E. Yu., Paltov, A. E. (2016) Osobennosti ponimaniya i ispol`zovanie mimicheskogo obrazno-dvigatel`nogo znaka det`mi s narusheniem zreniya [Features of understanding and use of the mimic figurative-motor sign by children with visual impairment]. Nauchny`j forum. Sibir` – Scientific Forum. Siberia. Vol. 2. No. 3. Pp. 30–31. (In Russian).
8. Golovanova, N. F. (1997) Socializaciya mladshego shkol'nika kak pedagogicheskaya problema [Socialization of a younger student as a pedagogical problem]. Saint Petersburg: Special'naya literatura. (In Russian).
9. Golovina, T. P. (1988) Osobennosti vospriyatiya dejstvij i emocij cheloveka doshkol'nikami s narusheniyami zreniya [Features of the perception of human actions and emotions by preschoolers with visual impairments]. Reabilitacionnaya rabota so slepymi i slabovidyashchimi – Rehabilitation work with the blind and visually impaired. Edited by A. G. Litvak. Leningrad. Pp. 29–38. (In Russian).
10. Grigor'eva, G. V. (2000) Osobennosti nerechevogo obshcheniya doshkol'nikov s narusheniyami zreniya [Features of non-speech communication of preschoolers with visual impairments]. Moscow. (In Russian). EDN: NLTOBL
11. Zalyubovskij, P. M. (1981) Sensornye predposylki obshcheniya cheloveka v usloviyah slepoty [Sensory prerequisites for human communication in blindness]. Defektologiya – Defectology. No. 2. Pp. 35–39. (In Russian).
12. Zal'cman, L. M. (2002) Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti nezryachih detej sredstvami neverbal'nogo obshcheniya [Formation of communication competence of blind children by means of non-verbal communication]. Defektologiya – Defectology. No. 4. Pp. 62–71. (In Russian).
13. Zhelonkina, A. G. (2024) Tiflopedagogicheskoe soprovozhdenie detej s narusheniyami zreniya v razvitii gotovnosti k vzaimodejstviyu so sverstnikmi kak faktor zdorov'esberezheniya [Typhlopedagogic support of children with visual impairments in the development of readiness for interaction with peers as a factor of health preservation]. Prilozhenie mezhdunarodnogo nauchnogo zhurnala «Vestnik psihofiziologii» – Appendix of the international scientific journal "Bulletin of Psychophysiology". No. 2. Pp. 38–44. (In Russian). EDN: VFJDNH
14. Kudrina, T. P. (2016) Mat' i slepoj nedonoshennyj mladenec: osobennosti vzaimodejstviya [Mother and blind premature infant: features of interaction]. Al'manah Instituta korrekcionnoj pedagogiki – Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy. No. 26 (2). Pp. 1–38. (In Russian). EDN: XHNXZX
15. Lyublinskaya, A. A. (1971) Detskaya psihologiya [Child psychology]. Moscow: Prosveshchenie. (In Russian). 16. Muhina, V. S. (1998) Vozrastnaya psihologiya. Fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo [Age psychology. Phenomenology of development, childhood, adolescence.]. Moscow: Akademiya. (In Russian).
17. Nikulina, G. V. (2004) Formirovanie kommunikativnoj kul'tury lic s narusheniyami zreniya v usloviyah obrazovatel'nogo i reabilitacionnogo processa [Formation of a communicative culture of people with visual impairments in the educational and rehabilitation process]: Monografiya. Saint Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena. (In Russian).
18. Nikulina, G. V., Fomicheva, A. G. (2021) Deti s narusheniem zreniya: svoeobrazie social'nogo vzaimodejstviya so sverstnikami v obrazovatel'nom processe [Children with Visual Impairment: the Specificity of Social Interaction with Peers in the Educational Process]. Al'manah Instituta korrekcionnoj pedagogiki – Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy. No. 46 (1). Pp. 35–51. (In Russian). EDN: RVBPVP
19. Plaksina, L. I. (1998) Teoreticheskie osnovy korrekconnoj raboty v detskih sadah dlya detej s narusheniyami zreniya [Theoretical foundations of correctional work in kindergartens for children with visual impairments]. Moscow: Gorod. (In Russian).
20. Sorobogatova, N. V. (2010) Izuchenie problemy social'noj percepcii u doshkol'nikov s narusheniyami zreniya [Studying the problem of social perception in preschoolers with visual impairments]. Special'noe obrazovanie – Special education. No. 1. Pp. 84–91. (In Russian). EDN: ZJGVRV
21. Solnceva, L. I. (1997) Vvedenie v tiflopsihologiyu rannego, doshkol'nogo i shkol'nogo vozrasta [Introduction to early, preschool and school-age typhlopsychology]. Moscow: Poligraf servis. (In Russian).
22. Fomicheva, L.V. Fomicheva, A. G. (2021) Social'no-sredovye faktory socializacii detej s narusheniem zreniya v rannem vozraste [Social and environmental factors of socialization of children with visual impairment at an early age]. Slepye i slabovidyashchie deti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: kompleksnoe soprovozhdenie [Blind and visually impaired children in the system of continuous education: complex support]. A monograph for typhlopedagogues-practitioners. Saint Petersburg. Pp. 8–20. (In Russian). EDN: HSRPBV
23. Fomicheva, L. V. (2015) Napravlennost' tiflopedagogicheskoj raboty po razvitiyu zritel'nogo vospriyatiya slabovidyashchih obuchayushchihsya v svete FGOS dlya detej s OVZ [Focus of typhlopedagogic work on the development of visual perception of visually impaired students in the light of the GEF for children with HIA]. Teoriya detstva rebyonka s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami [Theory of Childhood of a Child with Special Educational Needs]. Proceedings of the XXII International Conference “Child in the Modern World. Theory of Childhood”, October 21-23, 2015. St. Petersburg. Pp. 102–107. (In Russian). EDN: UVGJCV
24. Hapacheva, S. M. Dzeveruk, V. S. (2014) Social'no-psihologicheskaya gotovnost' detej k shkole kak znachimyj komponent obshchepsihologicheskoj gotovnosti rebenka k shkol'nomu obucheniyu [Socio-psychological readiness of children for school as a significant component of the general psychological readiness of a child for school]. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept" – Scientific and methodological electronic journal "Concept". No. 12. Pp. 91–95. (In Russian). EDN: TDPQDD

Ключевые слова:
социальная перцепция, восприятие, готовность, взаимодействие, дошкольники, сверстники, образ, коррекционно-развивающая методика, social perception, cognition, willingness, interaction, preschoolers, peers, image, correctional and developmental methodology.

Для цитирования:
Никулина Г. В., Желонкина А. Г. Формирование социально-перцептивной готовности к взаимодействию со сверстниками у дошкольников с нарушением зрения // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2024. – № 4. – С. 180–198. DOI: 10.35231/18186653_2024_4_180. EDN: HCIRAT Nikulina, G. V., Zhelonkina, A. G. (2024) Formirovanie sotsial’no-pertseptivnoy gotovnosti k vzaimodeystviyu so sverstnikami u doshkol’nikov s narusheniem zreniya [Formation of Social-Perceptual Willingness for Peer Interaction in Preschool Children With Visual Impairment]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni А. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 180–198. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2024_4_180. EDN: HCIRAT

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина