Модель формирования ценностного отношения подростков к физкультурно-рекреационной деятельности в детском лагере

Model Formation Value Attitude of Teenagers to Physical Culture and Recreational Activities in a Children's Camp

Авторы:
Истомин Роман Александрович,

DOI:
10.35231/18186653_2024_4_53

Полный текст375,28 КБ

Введение. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения – одна из приоритетных задач молодежной и образовательной политики государства. Подростковый период детства характеризуется не только интенсивным развитием организма, повышенной эмоциональной чувствительностью к окружающему миру, межличностным отношениям, но и осознанным освоением культурных ценностей. Все это обусловливает актуальность формирования ценностного отношения к занятиям физической культурой, в том числе – физкультурно-рекреационной деятельностью. Физическое воспитание и оздоровление школьников является обязательным компонентом системы общего и дополнительного образования. Осмысление ценности здоровья, приобщение к здоровому образу жизни успешно решается через освоение физкультурно-рекреационной деятельности как способа организации досуга. В статье описана модель формирования ценностного отношения подростков к физкультурно-рекреационной
деятельности, что составляет новизну исследования. Внедренная в детском лагере модель влияет на развитие интереса подростка к физическому самосовершенствованию, формирует позитивное отношение и мотивы к занятиям физической рекреацией, приобщает к здоровому образу жизни.

Материалы и методы. Методика исследования включала теоретический анализ научной и методической литературы, обобщение и систематизацию научных положений, идей и наблюдений с последующим их моделированием.

Результаты. На основе системного подхода была разработана модель процесса формирования ценностного отношения к физкультурно-рекреационной деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря. Ключевым элементом этой модели является формирование ценностного отношения к физкультурно-рекреационной деятельности, которое достигается через решение задач, разделённых на блоки: целевой, ценностно-ориентационный, организационно-деятельностный и результативный.
Блоки выстроены в логической последовательности, каждый из них имеет свое наполнение в когнитивном, эмоционально-волевом и мотивационно-поведенческом аспектах. Функционирование модели обеспечивают гуманистическая направленность, структурные компоненты и психолого-педагогические механизмы формирования ценностного отношения к физкультурно-рекреационной деятельности, а также социально-педагогическая среда детского лагеря.

Обсуждения и выводы. Разработанная модель позволяет успешно трансформировать ее элементы под потребности различных тематических смен в лагере, может быть использована в условиях общеобразовательной организации, системе дополнительного образования.

Introduction. Preserving and strengthening the health of the younger generation is one of the priorities of the state's youth and educational policy. The teenage period of childhood is characterized not only by intensive development of the body, increased emotional sensitivity to the outside world, interpersonal relationships, but also by the conscious development of cultural values. All this determines the relevance of the formation of a value attitude to physical education, including physical culture and recreational activities. Physical education and health improvement of schoolchildren is an obligatory component of the system of general and additional education. Understanding the value of health, familiarization with a healthy lifestyle is successfully solved through the development of physical culture and recreational activities as a way of organizing leisure time. The article describes a model for the formation of the value attitude of adolescents to physical culture and recreational activities, which is the novelty of the study. The model introduced
in the children's camp affects the development of a teenager's interest in physical self-improvement, forms a positive attitude and motives for physical recreation, and introduces a healthy lifestyle.

Materials and methods. The research methodology included a theoretical analysis of scientific and methodological literature, generalization and systematization of scientific positions, ideas and observations, followed by their modeling.

Results. Based on a systematic approach, a model of the process of forming a value attitude to physical culture and recreational activities in a children's health camp was developed. The key element of this model is the formation of a value attitude to physical culture and recreational activities, which is achieved through solving tasks divided into blocks: targeted, substantive, organizational, and productive. The blocks are arranged in a logical sequence, each of these has its own content in cognitive, emotional-volitional and motivational-behavioral aspects. The functioning of the model is provided by a humanistic orientation, structural components and psychological and pedagogical mechanisms for the formation of a value attitude to physical culture and recreational activities, as well as the socio-pedagogical environment of a children's camp.

Discussions and conclusion. The developed model makes it possible to successfully transform its elements to meet the needs of various thematic shifts in the camp, can be used in the conditions of a general education organization, a system of additional education.

Истомин Роман Александрович
-
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
milajkeee@gmail.com

1. АдамонисА.Л. Факторы риска в формировании здоровья детей и подростков и роль здорового образа жизни // Проблемы и перспективы физиологического сопровождения тренировочного процесса и физической культуры: сб. науч. тр., посвящ. 100?летию минва спорта, 10?летию науки и технологий РФ. – Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2023. – С. 10–12. EDN: CSHREM
2. Андреева Е. Характеристика базовых категорий физической рекреации // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2009. – № 9. – С. 7–10. EDN: KVLGDD
3. Байбородова Л.В., Симонова Г. И., Харисова И. Г. Педагогические основы деятельности детских оздоровительных лагерей // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 2 (107). – С. 8–16. DOI: 10.24411/1813–145X?2019–10345. EDN: BPNSAR
4. Башаркина Е. А. Условия и результаты функционирования модели воспитания гуманистических отношений // Вестник Мозырского государственного педагогического университета им. И. П.Шемякина. – 2006. – № 1 (14). – С. 137–141. EDN: YXCGZF
5. Гасанова Р. Р., Войнаровская Л. И., ХуанЯ.Современные задачи основного и дополнительного образования в России и за рубежом // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2023. – Т. 28, № 2(93). – С. 177–185. DOI: 10.24412/1999–6241–2023–293–177–185. EDN: KXIQUB
6. Голиков Н. А., Мясников А. Ю. Педагогика летнего отдыха: оптимизация качества жизни детей // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. – 2010. – № 1. – С. 84–90. EDN: MTENJR
7. Джанкезова З. Х. Теоретические основы формирования потребности в здоровом образе жизни // Рациональные пути решения социально-экономических и научнотехнических проблем региона: материалы VI региональной научно-практической конференции 17–18 апреля 2006 года. – Черкесск: Карачаево-Черкесская технологическая академия, 2006. – Ч. II. – С. 60–62. EDN: MRENJR
8. Кателина А. А. Воспитательный потенциал детского лагеря // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2016. – № 2. – С. 222–232. EDN: WNCRDH
9. Коновалов В. В. Современные педагогические технологии в физическом воспитании детей школьного возраста // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: материалы XXIV Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти профессора Ю. Т.Ревякина, Томск, 25–26 марта 2022 года. – Томск: Томский государственный педагогический университет, 2022. – С. 71–73. EDN: BELNIY
10. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. – 1998. – № 1. – С. 13–25.
11. Морозова М. И., Кателина А. А.Воспитывающая среда как фактор формирования гражданской идентичности подростков в условиях детского лагеря // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 12–13 ноября 2015 года / под общ. ред. В. Н. Скворцова, отв. ред. М. И. Морозова. – СПб.: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2015. – С. 143–148. EDN: URKEVH
12. Никульников А. Н.Детские оздоровительные лагеря в структуре дополнительного образования детей // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 5 (36). – С. 192–194. EDN: PFZVRL
13. РубинштейнС.Л.Проблемы общей психологии. – Москва: Педагогика, 1973. – 423 с.
14. Солнцева О. Г., Цунаева Ю. О. Особенности функционирования детских лагерей в современных условиях // Инновации и инвестиции. – 2021. – № 12. – С. 225–228. EDN: FEDDNV
15. Сорокина В. М., Сорокин Д. Ю. Формирование у школьников отношения к здоровому образу жизни // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – С. 68. EDN: UDWUCH
16. Фирсин С. А. Факторы, влияющие на отношение школьников к урокам физкультуры // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2015. –№ 1 (119). – С. 182–184. DOI: 10.5930/issn.1994–4683.2015.01.119.p182–184. EDN: THYMQV
17. Худякова Н. Л. Ценностные основы социальных отношений // Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. – № 4 (258). – С. 7–10. 18. Шептикина Т. С., Сентябрев Н. Н., Шептикин С. А. Обоснование принципов физической рекреации // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2023. – Т. 8, № 3. – С. 59–65. DOI: 10.47475/2500–0365–2023–8–3–59–65. EDN: STGNSY
19. Эйдельман Л.Н.Возможности дополнительного образования в решении проблемы укрепления здоровья детей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2014. – № 170. – С. 110–115. EDN: TCUERH
20. Эльмурзаев М. А., Яковлев Ю. В., Кузнецов П. К. Методология научного познания принципов физической рекреации // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 5 (171). – С. 400–404. EDN: UYLFZI
21. El'murzaev, M. A. Ponomarev G. N. Sociocultural Potential of Physical Recreation // Teoriya i pracktika fizicheskoy kultury. – 2014. – No. 2. – P. 52–54. EDN: RVFBWX

1. Adamonis, A. L. (2023) Faktory riska v formirovanii zdorov'ya detej i podrostkov i rol' zdorovogo obraza zhizni [Risk factors in shaping the health of children and adolescents and the role of a healthy lifestyle]. Problemy i perspektivy fiziologicheskogo soprovozhdeniya trenirovochnogo processa i fizicheskoj kul'tury [Problems and prospects of physiological support of the training process and physical culture]. Chelyabinsk: Ural State University. Рp. 10–12. (In Russian) EDN: CSHREM
2. Andreeva, E. (2009) Harakteristika bazovyh kategorij fizicheskoj rekreacii [Characteristics of the basic categories of physical recreation]. Pedagogika, psihologiya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta – Pedagogy, psychology and biomedical problems of physical education and sports. No. 9. Pp. 7–10. (In Russian). EDN: KWLGD
3. Bayborodova, L. V, Simonova, G. I., Kharisov, I. G. (2019) Pedagogicheskie osnovy deyatel'nosti detskih ozdorovitel'nyh lagerej [Pedagogical foundations of children's health camps]. YAroslavskij pedagogicheskij vestnik –Yaroslavl pedagogical Bulletin. No. 2 (107). Pp. 8–16. (In Russian). DOI: 10.24411/1813–145X?2019–10345. EDN: BPNSAR
4. Basharkina, E. A. (2006) Usloviya i rezul'taty funkcionirovaniya modeli vospitaniya gumanisticheskih otnoshenij [Conditions and results of the functioning of the model of education of humanistic relations]. Vestnik Mozyrskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.P. SHemyakina – Bulletin of the I. P. Shamyakin. No. 1 (14). Pp. 137–141. (In Belarus). EDN: YXCGZF
5. Hasanova, R. R., Voynarovskaya, L. I., Huang, Ya. (2023) Sovremennye zadachi osnovnogo i dopolnitel'nogo obrazovaniya v Rossii i za rubezhom [Modern tasks of basic and additional education in Russia and abroad]. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah – Psychopedagogy in law enforcement agencies. Vol. 28. No. 2 (93). Pр. 177–185. (In Russian). DOI: 10.24412/1999–6241–2023–293–177–185. EDN: KXIQUB
6. Golikov, N. A., Myasnikov, A. Y. (2010) Pedagogika letnego otdyha: optimizaciya kachestva zhizni detej [Pedagogy of summer recreation: optimizing the quality of life of children]. Uchenye zapiski Pedagogicheskogo instituta SGU im. N.G. CHernyshevskogo. Seriya: Psihologiya. Pedagogika – Scientific notes of the Pedagogical Institute of N. G. Chernyshevsky SSU. Series: Psychology. Pedagogy. No. 1. Рp. 84–90. (In Russian). EDN: MTENJR
7. Dzhankezova, Z. H. (2006) Teoreticheskie osnovy formirovaniya potrebnosti v zdorovom obraze zhizni [Theoretical foundations of the formation of the need for a healthy lifestyle]. Racional'nye puti resheniya social'no-ekonomicheskih i nauchno-tekhnicheskih problem regiona [Rational ways of solving socio-economic scientific and technical problems of the region].Materials at the VI regional scientific and practical conference on April 17–18, 2006. Cherkessk: Karachay-Cherkess Technological Academy. Part II. Pp. 60–62. EDN: MRENJR
8. Katelina, A. A. (2016) Vospitatel'nyj potencial detskogo lagerya [The educational potential of the children's camp]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina – Bulletin of the Leningrad State University named after A. S. Pushkin. No. 2. Pp. 222–232. (In Russian). EDN: WNCRDH
9. Konovalov, V. V. (2022) Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii v fizicheskom vospitanii detej shkol'nogo vozrasta [Modern pedagogical technologies in physical education of school-age children Actual issues of physical culture and sports]. XXIV Vserossijskoj
nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchyonnoj pamyati professora YU. T. Revyakina of the XXIV [All-Russian scientific and practical conference dedicated to the memory of Professor Yu. T. Revyakin]. Tomsk, March 25–26, 2022. Tomsk: Tomsk State Pedagogical University. Pp. 71–73. (In Russian).
10. Leontiev, D. A. (1998) Cennostnye predstavleniya v individual'nom i gruppovom soznanii: vidy, determinanty i izmeneniya vo vremeni [Value representations in individual and group consciousness: types, determinants and changes in time]. Psihologicheskoe obozrenie – Psychological review. No. 1. Рp. 13–25. (In Russian).
11. Morozova, M. I., Katelina, A. A. (2015) Vospityvayushchaya sreda kak faktor formirovaniya grazhdanskoj identichnosti podrostkov v usloviyah detskogo lagerya [Educational environment as a factor in the formation of civic identity of adolescents in a children's camp]. Obrazovanie kak faktor razvitiya intellektual'no-nravstvennogo potenciala lichnosti i sovremennogo obshchestva [Education as a factor in the development of intellectual and moral potential of personality and modern society]. Proceedings of the International Conference St. Petersburg, November 12–13, 2015. St. Petersburg: Pushkin Leningrad State University. Рp. 143–148. (In Russian). EDN: URKEVH
12. Nikulnikov, A. N. (2012) Detskie ozdorovitel'nye lagerya v strukture dopolnitel'nogo obrazovaniya detej [Children's health camps in the structure of additional education for children]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya –World of science, culture, education. No. 5 (36). Pp. 192–194. (In Russian). EDN: PFZWRL
13. Rubinstein, S. L. (1973) Problemy obshchej psihologii [Problems of general psychology]. Moscow: Pedagogy. (In Russian).
14. Solntseva, O. G., Tsunaeva, Yu. O. (2021) Osobennosti funkcionirovaniya detskih lagerej v sovremennyh usloviyah [Features of the functioning of children's camps in modern conditions]. Innovacii i investicii – Innovation and investment. No. 12. Рp. 225–228. (In Russian). EDN: FEDDNV
15. Sorokina, V. M., Sorokin, D. Yu. (2015) Formirovanie u shkol'nikov otnosheniya k zdorovomu obrazu zhizni [Formation of schoolchildren's attitude to a healthy lifestyle]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya – Modern problems of science and education. No. 4. P. 68. (In Russian).
16. Firsin, S. A. (2015) Faktory, vliyayushchie na otnoshenie shkol'nikov k urokam fizkul'tury [Factors influencing the attitude of schoolchildren to physical education lessons]. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta – Scientific notes of the P. F. Lesgaft University. No. 1(119). Pp. 182–184. (In Russian). DOI: 10.5930/issn.1994–4683.2015.01.119.182–184. EDN: THYMQV
17. Khudyakova N. L. (2012) Cennostnye osnovy social'nyh otnoshenij [Value foundations of social relations]. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta –Bulletin of the Chelyabinsk State University. No. 4 (258). Pp. 7–10. (In Russian).
18. Sheptikina, T. S., Sentyabrev, N. N., Sheptikin, S. A. (2023) Obosnovanie principov fizicheskoj rekreacii [Substantiation of the principles of physical recreation]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreaciya – Physical culture. Sport. Tourism. A state republic. Vol. 8. No. 3. Pp. 59–65. (In Russian). DOI: 10.47475/2500–0365–2023–8–3–59–65. EDN: STGNSI
19. Eidelman, L. N. (2014) Vozmozhnosti dopolnitel'nogo obrazovaniya v reshenii problemy ukrepleniya zdorov'ya detej [The possibilities of additional education in solving the problem of strengthening children's health]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena – Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Herzen. No. 170. Рp. 110–115. (In Russian). EDN: TSERKH
20. Elmurzaev, M. A., Yakovlev, Yu. V., Kuznetsov, P. K. (2019) Metodologiya nauchnogo poznaniya principov fizicheskoj rekreacii [Methodology of scientific knowledge of the principles of physical recreation]. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta – Scientific notes of the P. F. Lesgaft University. No. 5 (171). Pp. 400–404. (In Russian). EDN: WILFZY 21. Elmurzaev, M. A., Ponomarev, G. N. (2014) Socio-cultural potential of physical recreation. Theory and practice of physical culture. No. 2. Рp. 52–54. EDN: RVFBWX

Ключевые слова:
физкультурно-рекреационная деятельность подростков, детский оздоровительный лагерь, физическое воспитание, оздоровление, physical culture and recreational activities of teenagers, children's health camp, physical education, wellness.

Для цитирования:
Истомин Р. А. Модель формирования ценностного отношения подростков к физкультурно-рекреационной деятельности в детском лагере // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2024. – № 4. – С. 53–68. DOI: 10.35231/18186653_202 4_4_53. EDN: AWFRYY Istomin, R. A. (2024) Model' formirovaniya cennostnogo otnosheniya podrostkov k fizkul'turno-rekreacionnoj deyatel'nosti v detskom lagere [Model Formation Value Attitude of Teenagers to Physical Culture and Recreational Activities in a Children's Camp]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 53–68. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2024_4_53. EDN: AWFRYY

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина