Теоретические аспекты формирования социокультурной идентичности современных подростков с признаками одаренности

Theoretical Aspects of the Formation of Socio-cultural Identity of Modern Adolescents With Signs of Giftedness

Авторы:
Морозова Марина Ивановна,Маркина Нина Витальевна,Качуро Ирина Леонидовна,

DOI:
10.35231/18186653_2024_4_12

Полный текст300,12 КБ

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью обоснования педагогических условий и механизмов создания событийно организованного образовательного пространства, обеспечивающего формирование и развитие социальной ответственности и социокультурной идентичности современных подростков. Особенно остро эта проблема стоит в отношении программ поддержки и развития одаренных обучающихся, реализации их проектных активностей и социальных инициатив. В статье раскрывается типология социокультурной идентичности современных одаренных учащихся, обладающих различным опытом погружения в событийно организованное образовательное пространство. Теоретическое обоснование данной типологии, уточнение понятия «социокультурная идентичность», анализ возможностей коллективной творческой деятельности в контексте ее формирования составляют новизну исследования.

Материалы и методы. В исследовании были задействованы 53 обучающихся десятых и одиннадцатых классов. Организация исследования включала логико-психологический анализ ключевых понятий исследования, теоретическое моделирование, факторный анализ. Для эмпирической проверки типологии социокультурной идентичности использованы результаты исследования социально-психологических факторов личностной динамики одаренных подростков и старшеклассников – участников смен Международного детского центра «Артек».

Результаты. Уточнено понятие «социокультурная идентичность» личности (СКИ) – это «интегративная характеристика личности, заданная сопряженностью готовности к идентичности личности со своей культурой (субкультурой) с ее готовностью к социально-групповой идентичности, что задает открытость к личностному самоопределению и экзистенциальную открытость конструктивному социальному взаимодействию со значимыми другими». На основе теоретического моделирования и соотношения векторов готовности к культурной и социальной идентичности предложена типология социокультурной идентичности личности (ярко выраженная, ложная, незрелая, маргинальная, оптимально открытая психолого-педагогическим механизмам и условиям воспитания). Обозначены критерии СКИ.

Обсуждение и выводы. Результаты исследования позволят осуществить верификацию предложенной типологии социокультурной идентичности современных подростков и алгоритма определения обозначенных критериев СКИ. В качестве перспективы целесообразно обозначить изучение структуры социокультурной идентичности современных подростков, сравнение особенностей социокультурной идентичности как академически успешных подростков, так и демонстрирующих специальную успешность в сфере искусства.

Introduction. The relevance of the study is due to the need to substantiate the pedagogical conditions and mechanisms for creating an event-organized educational space that ensures the formation and development of social responsibility and socio-cultural, civic identity of modern adolescents. This problem is especially acute in relation to programs for the support and development of gifted schoolchildren, the implementation of their project activities and social initiatives. The article reveals the typology of the socio-cultural identity of modern gifted schoolchildren who have different experiences of immersion in the event-based educational space. The theoretical substantiation of this typology, the clarification of the concept of "socio-cultural identity", the analysis of the possibilities of collective creative activity in the context of its formation constitute the novelty of the study.

Materials and methods. The study involved 53 students of the tenth and eleventh grades. The organization of the study includes a logical and psychological analysis of the key concepts of the study, theoretical modeling, factor analysis. To empirically verify the typology of socio-cultural identity, the results of a study of socio-psychological factors of the personal dynamics of gifted adolescents and high school students who participated in shifts at the International Children's Center "Artek" were used.

Results. The concept of "sociocultural identity" of a person (SCI) is specified – it is "an integrative characteristic of a person, given by the conjugation of readiness for identity of a person with his culture (subculture) with his readiness for social-group identity, which reveals openness to personal self-determination and existential openness to constructive social interaction with significant others". Based on theoretical modeling and the relationship of vectors of readiness for cultural and social identity, a typology of sociocultural identity of a person is proposed (pronounced, false, immature, marginal, optimally open to psychological and pedagogical mechanism and conditions of education). The criteria of SCI are designated.

Discussion and conclusion. The results of the article will allow to verify the proposed typology of sociocultural identity of modern teenagers and the algorithm for determining the designated criteria of SCI. As a prospect, it is advisable to designate the study of the structure of sociocultural identity of modern teenagers, a comparison of the features of sociocultural identity of academically successful teenagers and teenagers demonstrating special success in the field of art

Морозова Марина Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
morozovami@mail.ru

Маркина Нина Витальевна

Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
г. Челябинск, Российская Федерация
nvmark@mail.ru

Качуро Ирина Леонидовна
кандидат педагогических наук, доцент
Челябинский государственный университет
г. Челябинск, Российская Федерация
kachuro@list.ru

1. АллабертА.В.Культурные коды китайского социализма. –Пекин: Шанс, 2021. –284 с.
2. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической этике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975. – С. 234–407.
3. Бельский В. Ю., Васечко А. А., Золкин А. Л. Системная модель образования и проблема формирования культурной идентичности личности в условиях достижения цивилизационного суверенитета // Вестник Московского университета МВД России. – 2023. – № 5. – С. 289–294. DOI: 10.24412/2073-0454-2023-5-289-294
4. Иванов И. П. Основы воспитания. Единство теории, методики, практики: Избранные труды / сост. и авт. коммент. Н. П. Царёва, под науч. ред. Е. В. Титовой. – СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2023. – 287 с. – (Герценовский университет педагогам России: избранные фундаментальные труды). EDN: SYAEIG
5. Коломинская О. Я. К вопросу изучения влияния особенностей межличностного восприятия на положение личности в группе // Социальная и педагогическая психология: сохраняя прошлое, создаем будущее: Коломинские чтения: сб. науч. ст. – Минск,
2023. – С. 56–61.
6. Кузнецова Е. В. Язык и культура: языковые единицы как источники культурной информации // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. – 2023. – № 2 (48). – С. 20–27.
7. LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути / сост. и общ. ред. А. А. Кроник; послесл. Е. И. Головаха. – М.: Прогресс – Культура, 1993. – 230 с.
8. Логинова И. О., ЖиваеваЮ.В. Особенности социокультурной идентичности студентов малого города и мегаполиса // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 3–3 (63). – С. 167–172.
9. Маркина Н.В., Качуро И. Л., Лямцева Е.В.Ценностно-смысловые установки одаренных учащихся – участников выездной исследовательской школы «Курчатовец» // Региональные модели сопровождения и поддержки одаренных и перспективных детей: материалы VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 17–20 апреля 2017 года. – Челябинск: ЧИППКРО, 2017. – С. 95–100.
10. Маркина Н. В., Качуро И. Л. Событийные механизмы трансформации ценностносмысловых установок современных подростков // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. – 2023. – № 2 (22). – С. 20–25.
DOI: 10.47475/2409-4102-2023-22-2-20-25
11. Маркина Н.В., Анохина А. П.Субъективная психосемантика значимых жизненных событий: к методу исследования // Артек – Со-бытие. – 2017. – № 1. – С. 37–43.
12. Меньшенина М. Б., Качуро И. Л., Маркина Н.В. Особенности конструирования образовательных событий гражданско-патриотической направленности // Нижегородское образование. – 2021. – № 2. – С. 74–80.
13. МэнмэнЮ. Понимание концепта "культурный код" в современной китайской семиотике // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2022. – № 1 (34). – С. 33–38. DOI: 10.36809/2309–9380–2022–34–33–38
14. Овсянникова О. А., В. Е. Зыкова Разработка диагностического инструментария по исследованию уровня культурной идентичности младших подростков на основе изучения традиций народного искусства // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2023. –№ 3 (65). – С. 54–58. DOI: 10.46845/2071-5331-2023-3-65-54-58
15. Пелипенко А. А., Яковенко И. Г. Культура как система. – М.: Языки русской культуры, 1998. – 376 с.
16. Пергаменщик Л. А.Условие пробуждение личности для экзистенции // Психологический Vademecum: Метатеория: социокультурноконтекстуальная интердетерминация диалогизма: сборник научных статей. – Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2022. – С. 11–15.
17. ПетровскийВ. А. К 100?летию А.В. Петровского. Персонализация: уроки Петровского // Социальная психология и общество. – 2024. – Т. 15. – № 2. – С. 214–220.
18. Петровский В. А. Субъектность Я в персонологической ретроспективе // Мир психологии. – 2021. – № 1–2 (105). – С. 174–193.
19. Полонников А. А., Корчалова Н. Д., Гербовицкая М. Ф. Социокультурные вызовы и задачи исследований и практик в сфере образования // Адукацыя і выхаванне. – 2023. – № 8 (380). – С. 57–64.
20. Толстых Н. Н. Хронотоп: культура и онтогенез. – М.: Универсум, 2010. –312 с.
21. Ухтомский А. А. Доминанта. – СПб.: Питер, 2002. – 342 с.22. Hashimoto H. Cross-Generational Differences in Independence and Interdependence: Discrepancies Between Their Actual and Ideal Selves in the Japanese Cultural Context Front. Psychol., 15 June 2021 // Sec. Cultural Psychology– 2021. – Vol. 12. DOI: 10.3389/ fpsyg.2021.676526
23. Hashimoto H., Yamagishi T. 2016. Duality of independence and interdependence: An adaptationist perspective // Asian Journal of Social Psychology – № 19 (4). – P. 286–297. DOI: 10.1111/ajsp.12145
24. Suzuki Sh. An adaptationist model of selfhood: Examining the cross-cultural measurement invariance of the scales of dual independence and interdependence // Asian Journal of Social Psychology. – 2024. – Vol. 27. – № 1. – P. 42–59. DOI: 10.1111/ajsp.12580
25. Wan C., Chew P. Y. G. Cultural knowledge, category label, and social connections: Components of cultural identity in the global, multicultural context // Asian Journal of Social Psychology. – 2013. – Vol. 16. – № 4. – P. 247–259. DOI: 10.1111/ajsp.12029
26. ???. ?????"??????"[J]. ???????. – 2003. – Vol. (10):4. – P. 10–13. Yan Yufu (1998). Kul’turnye osnovy dizaina: dizain, simvol, kommunikatsiya [The Cultural Basis of Design: Design, Symbol, Communication]. Asia-Pacific Books Publ. – 343 p.

1. Allabert, A. V. (2021) Kul'turnye kody kitajskogo socializma [Cultural codes of Chinese socialism]. Beijing: International Publishing Company "Chance". (In Russian).
2. Bahtin, M. M. (1975) Formy vremeni i hronotopa v romane. Ocherki po istoricheskoj etike [Forms of Time and Chronotope in the Novel. Essays on Historical Ethics]. Voprosy literatury i estetiki – Questions of literature and aesthetics. Moscow. Pp. 234–407. (In Russian).
3. Belsky, V.Yu., Vasechko, A. A., Zolkin, A. L. (2023) Sistemnaya model' obrazovaniya i problema formirovaniya kul'turnoj identichnosti lichnosti v usloviyah dostizheniya civilizacionnogo suvereniteta [Systemic model of education and the problem of formation of cultural identity of the individual in the context of achieving civilizational sovereignty]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii – Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 5. Pp. 289–294. (In Russian).
4. Ivanov, I. P. (2023) Osnovy vospitaniya. Edinstvo teorii, metodiki, praktiki: izbr.trudy [The basics of education. The unity of theory, methodology, and practice]. St. Petersburg: Publishing house of Herzen universitety. (In Russian).
5. Kolominskaya, O. Ya. (2023) K voprosu izucheniya vliyaniya osobennostej mezhlichnostnogo vospriyatiya na polozhenie lichnosti v gruppe [On the issue of studying the influence of interpersonal perception features on the position of an individual in a group]. Social'naya i pedagogicheskaya psihologiya: sohranyaya proshloe, sozdaem budushchee: Kolominskie chteniya [Social and educational psychology: preserving the past, creating the future: Kolomin readings]. Collection of scientific articles. Minsk. Pp. 56–61. (In Belarus).
6. Kuznetsova, E. V. (2023) YAzyk i kul'tura: yazykovye edinicy kak istochniki kul'turnoj informacii [Language and Culture: Language Units as Sources of Cultural Information]. Vestnik Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv – Bulletin of the Belarusian State University of Culture and Arts. No. 2 (48). Pp. 20–27. (In Belarus).
7. Kronik, A. A., Golovaha, E. I. (1993) LifeLine i drugie novye metody psihologii zhiznennogo puti [LifeLine and other new methods of life path psychology] Moscow: Progress – Kul'tura. (In Russian).
8. Loginova, I. O. (2015) Osobennosti sociokul'turnoj identichnosti studentov malogo goroda i megapolisa [Features of socio-cultural identity of students in a small town and a metropolis]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. – Bulletin of the Kemerovo State University. No. 3–3 (63). Pp. 167–172. (In Russian).
9. Markina, N. V., Kachuro, I. L., Lyamtseva, E. V. (2017) Cennostno-smyslovye ustanovki odarennyh uchashchihsya – uchastnikov vyezdnoj issledovatel'skoj shkoly «Kurchatovec» [Value-semantic attitudes of gifted students – participants of the visiting research school “Kurchatovets”]. Regional'nye modeli soprovozhdeniya i podderzhki odarennyh i perspektivnyh detej [Regional models of support and assistance for gifted and promising children]. Materials of the VII International scientific and practical conference, Chelyabinsk, April 17–20, 2017. Chelyabinsk: CHIPPKRO. Pp. 95–100. (In Russian).
10. Markina, N. V., Kachuro, I. L. (2023) Sobytijnye mekhanizmy transformacii cennostnosmyslovyh ustanovok sovremennyh podrostkov [Event mechanisms of transformation of valuesemantic attitudes of modern teenagers]. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie i zdravoohranenie – Bulletin of the Chelyabinsk State University. Education and Healthcare. No. 2 (22). Pp. 20–25. (In Russian). DOI: 10.47475/2409-4102-2023-22-2-20-25
11. Markina, N. V., Anokhina, A.P. (2017) Sub"ektivnaya psihosemantika znachimyh zhiznennyh sobytij: k metodu issledovaniya [Subjective psychosemantics of significant life events: towards a research method]. Artek – So-bytie – Artek – Co-bytie. No. 1. Pp. 37–43. (In Russian).
12. Menshenina, M. B., Kachuro, I. L., Markina, N.V. (2021) Osobennosti konstruirovaniya obrazovatel'nyh sobytij grazhdansko-patrioticheskoj napravlennosti [Features of the design of educational events of a civic-patriotic orientation]. Nizhegorodskoe obrazovanie. – Nizhny Novgorod education. No. 2. Pp. 74–80. (In Russian).
13. Mengmeng, Yu. (2022) Ponimanie koncepta "kul'turnyj kod" v sovremennoj kitajskoj semiotike [Understanding the concept of "cultural code" in modern Chinese semiotics]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya – Bulletin of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian research. No. 1 (34). Pp. 33–38. (In Russian).
14. Ovsyannikova, O. A., Zykova,V. E. (2023) Razrabotka diagnosticheskogo instrumentariya po issledovaniyu urovnya kul'turnoj identichnosti mladshih podrostkov na osnove izucheniya tradicij narodnogo iskusstva [Development of diagnostic tools for studying the level of cultural identity of younger adolescents based on the study of folk art traditions]. Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki – News of the Baltic State Academy of the Fishing Fleet: psychological and pedagogical sciences. No. 3 (65). Pp. 54–58. (In Russian). DOI: 10.46845/2071-5331-2023-3-65-54-58
15. Pelipenko, A. A., YAkovenko, I. G. (1998) Kul'tura kak sistema [Culture as a system]. Moscow: YAzyki russkoj kul'tury. (In Russian).
16. Pergamenshchik, L. A. (2022) Usloviye probuzhdeniye lichnosti dlya ekzistentsii [The condition of awakening of personality for existence]. Psikhologicheskiy Vademecum: Metateoriya: sotsiokul'turnokontekstual'naya interdeterminatsiya dialogizma [Psychological Vademecum: Metatheory: sociocultural-contextual interdetermination of dialogism: collection of scientific articles]. Vitebsk: VSU named after P. M. Masherov, Pp. 11–15. (In Belarus).
17. Petrovsky, V. A. (2024) K 100?letiyu A. V. Petrovskogo. Personalizaciya: uroki Petrovskogo [On the 100th anniversary of A.V. Petrovsky. Personalization: lessons of Petrovsky]. Social'naya psihologiya i obshchestvo – Social Psychology and Society. Vol. 15. No. 2. Pp. 214–220. (In Russian).
18. Petrovsky, V. A. (2021) Sub"ektnost' YA v personologicheskoj retrospektive [Subjectivity of the Self in Personological Retrospective]. Mir psihologii –World of Psychology. No. 1–2 (105). Pp. 174–193. (In Russian).
19. Polonnikov, A. A., Korchalova, N. D., Gerbovitskaya, M. F. (2023) Sociokul'turnye vyzovy i zadachi issledovanij i praktik v sfere obrazovaniya [Sociocultural challenges and tasks of research and practice in the field of education]. Adukacyya і vyhavanne – Education and Nursing. No. 8 (380). Pp. 57–64. (In Belarus).
20. Tolstyh, N. N. (2010) Hronotop: kul'tura i ontogenez [Chronotope: culture and ontogenesis]. Moscow: Universum. (In Russian).
21. Uhtomskij, A. A. (2002) Dominanta [Dominant]. St. Peterburg: Piter. (In Russian).
22. Hashimoto, H. (2021) Cross-Generational Differences in Independence and Interdependence: Discrepancies Between Their Actual and Ideal Selves in the Japanese Cultural Context. Front. Psychol., 15 June 2021. Sec. Cultural Psychology Sec. Cultural Psychology.
Vol. 12. (In Japanese). DOI: 10.3389/fpsyg.2021.676526
23. Hashimoto, H., Yamagishi, T. (2016) Duality of independence and interdependence: An adaptationist perspective. Asian Journal of Social Psychology. No. 19 (4). Pp. 286–297. (In Japanese). DOI: 10.1111/ajsp.12145
24. Suzuki, Sh. (2024) An adaptationist model of selfhood: Examining the cross-cultural measurement invariance of the scales of dual independence and interdependence. Asian Journal of Social Psychology. Vol. 27. No. 1. Pp. 42–59. (In Japanese). DOI: 10.1111/ajsp.12580
25. Wan, C., CheP. Y. G. (2013) Cultural knowledge, category label, and social connections: Components of cultural identity in the global, multicultural context. Asian Journal of Social Psychology. Vol. 16. No. 4. Pp. 247–259. (In Japanese). DOI: 10.1111/ajsp.12029
26. ???. ?????"??????"[J]. ???????, 2003, (10):4. Pp. 10–13. Yan Yufu (1998). Kul’turnye osnovy dizaina: dizain, simvol, kommunikatsiya [The Cultural Basis of Design: Design, Symbol, Communication]. Asia-Pacific Books Publ. (In Chinese).

Ключевые слова:
социокультурная идентичность, одаренность, событийные механизмы, образовательное событие, коллективная творческая деятельность, sociocultural identity, giftedness, event mechanisms, educational event, collective creative activity

Для цитирования:
Маркина Н. В., Качуро И. Л., Морозова М. И. Теоретические аспекты формирования социокультурной идентичности современных подростков с признаками одаренности // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2024. – № 4. – С. 12–30. DOI: 10.35231/18186653_2024_4_12. EDN: AJKLWH Markina, N. V., Kachuro, I. L., Morozova, M. I. (2024) Teoreticheskie aspekty` formirovaniya sociokul`turnoj identichnosti sovremenny`x podrostkov s priznakami odarennosti [Theoretical Aspects of the Formation of Socio-cultural Identity of Modern Adolescents With Signs of Giftedness]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 4. Pp. 12–30. (In Russian). DOI: 10.35231/18186653_2024_4_12. EDN: AJKLWH

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина